Сценарий мероприятия Путешествие в осеннее царство (1,2 классы)


Сценарий мероприятия «Путешествие в осеннее царство»
Цели: воспитывать любовь к природе и окружающему миру, бережное отношение к растениям; уточнить представления учащихся о сезонных изменениях в природе; развивать выразительность движений, мимику.
Звучит мелодия П. Чайковского «Осенняя песня»
Ведущая
Ходит осень по равнинамТихой светлой сказкоюИ расписывает рощиСолнечными красками.Хлопотливые синицыУлетают за реку.Разбросала там рябинаКрасные фонарики.Листья кленов опадаютЖелтою метелицей.А грибы под солнцем вышли –На полянке греются!
- У осени есть три сына. Кто знает как их зовут? (дети называют)
Вот и попали мы на станцию «Осенняя», а хозяева в ней будут братья – месяцы.
Сентябрь. Я, ребята, припас людям много подарков: и ягоды, и грибы, и овощи, да и лес разукрасил. Смотрите, сколько красок!
Опустел наш школьный сад,Паутинки вдаль летят,И на южный край землиПотянулись журавли,Распахнулись двери школ.Что за месяц к нам пришел?А что вы знаете обо мне?
Октябрь. У меня тоже найдется, чем похвалиться. Взгляните, какие кругом ковры из листьев, а урожай – просто загляденье. Жаль только, что сегодня истекает мой срок. Мне ещё так много всего хотелось сделать.
Все мрачней лицо природы -Почернели огороды,Оголяются леса,Молкнут птичьи голоса,Медведь в спячку завалился?Что за месяц к вам явился?
Ноябрь. Не грусти. Ровно через год ты опять будешь творить свои чудеса. А я должен подготовить всю природу к зиме. И совсем уже скоро закружатся над лесом и полями первые снежинки – предвестники Царицы Зимы.
Поле черно-белым стало,Падает то дождь, то снег,И сильней похолодало,Льдом сковало воды рек,Мерзнет в поле озимь ржи.Что за месяц, подскажи?Ведущий. А сейчас мы объявляем конкурс народных примет и названий.
1.Какой месяц называется листопадничком, грязником, свадебником, позимником?(октябрь)
2.Почему сентябрь назвали заревником? (за яркость красок)
3.Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах?
-Холоден сентябрь, да сыт.
- В сентябре и лист на дереве не держится.
- Октябрь – капустник, пропах капустой.
- Октябрь - ложка воды, ведро грязи.
- Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
- В октябрьское ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
- Ноябрь – ворота зимы.
- В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
4.Назовите осенние приметы.
- Лягушки квакают к дождю.
- Бабье лето ненастно – осень сухая.
- Комары в ноябре – быть легкой зиме.
- Гуси летят высоко - будет много снега, низко – мало.
Ведущая. Молодцы ребята!
Песня «Ах. какая осень!»
Ведущий. А теперь отгадайте загадки про дары осени.
1.Под землёю птица
Гнездо свила, яиц несла. (Картошка)
2.Я – красная девица,
Зеленая косица! Собой горжусь,
Для всего гожусь!
И для сока, и для щей,
Для салатов и борщей,
В пироги и винегрет,
И… зайчишкам на обед! (Морковь)
3.Я кругла и крепка,
Темно-красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщи, и в винегрет. (Свекла)
4.Кафтан на мне зеленый,
А сердце – как кумач;
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)
5.Стоит матрешка
На одной ножке,
Закутана, запутана. (Капуста)
6. Говорят, я горький, говорят не сладкий!
Стрелочкой зеленой я расту на грядке.
Я полезный самый, в том даю вам слово!
Ешь меня всяким – будете здоровы!(Лук)
7.Я на солнышко похожа,
Я росла на грядке тоже,
Сладкая да крепкая.
Называюсь… (Репкою)
8.Растет на грядке зеленая ветка,
А на ней красные детки. (Помидор)
Ведущая. Молодцы, ребята! И так мы с вами попадаем на станцию «Овощная».
-Хорошо ли вы знаете овощи:
1.Какие овощи солят и маринуют?
2.Какие овощи жарят и сушат?
3.А без чего не сварить щей и борща?
4.Раскрасте овощи.( детям даются картинки с овощами, которые они должны раскрасить)
Игра –эстафета. «Уборка урожая»
Играют две команды детей. По команде, под музыку песни «Антошка» участники команд по одному овощу переносят из лунок в свою корзину. Побеждает та команда, которая первой соберет все овощи.
Игра «Печеная картошка»:
Ведущий ссыпает картошку из обеих корзин в кучку и объясняет, что сейчас картошка «печется» в золе. Играют две команды. Недалеко от «костра» 2 большие тарелки. Дети должны перенести к себе на тарелку картошку, но брать ее следует ложкой, не касаясь рукой, так как картошка «горячая». Побеждает команда, которая больше наберёт картофелин к себе на тарелку.
Поскорей берите ложку –Из костра тащить картошку!
Ведущий. Наше путешествие продолжается. Мы прибываем на станцию «Грибная».
Дети зачитывают стихи о грибах.
Боровичок
Толстячок-боровичокВышел на дорожку,Толстячок-боровичок –Мне подставил ножку.Толстячок-боровичок –Сказочное диво,Сдвинул шляпку на бочок,Смотрит горделиво.Я грибка-озорникаВ чаще не покину,Я найду ему дружка,А пока –Ныряй пока,Озорник, в корзину.И. Мельничук
Опенок
Влез опенок на пенек,Простоял один денек,А потом склонился,Чуть не свалился,Тоненький, тоненький,Ножка – что соломинка!А. Прокофьев
Сыроежка
Над поляной дождь промчался,К сыроежкеВ плен попался...И летят букашки в спешкеЗа водою к сыроежке.В. ШульжикРыжик
Под соснойВ хвоинках рыжихНе ищи весною рыжик.Рыжий рыжикРыж не зря:Рыжик –Вестник сентября.В. МусатовИгра – танец «Гриб Волнушка»
Дети стоят в кругу. Выбирается один ребенок – «Волнушка». Он стоит вместе с детьми. Сначала стихотворения дети идут по кругу. На 3-ю строчку из круга выходит «волнушка» и присаживается на корточки в середину круга.
На лесной опушке, (Дети ходят по кругу)
Где жила кукушка,
Вырос гриб-волнушка- (Гриб становится в центр круга)
Шляпка на макушке.
Дождик шёл. Дождик шёл, (Дети идут по кругу. встряхивая кистями рук- имитируя дождь)
Вышел на опушку,
Наклонился и нашёл (Наклоняются и находят гриб)
Круглую волнушку.
Мокнет у волнушки (Гриб держится за голову)
Шляпка на макушке,
Солнце шло, солнце шло, (Дети идут по кругу)
Вышло на опушку.
Пригляделось и нашло ( Наклоняются и находят гриб)
Мокрую волнушку.
Сохнет у волнушки (Гриб держится за голову)
Шляпка на макушке.
Наша Даша в лес пошла.(Выходит девочка из круга и идет по кругу, подходит к грибу и забирает )
Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки
На лесной опушке!
(Я.Сатуновский)
После игры дети возвращаются на места.
Ученик читает стихотворение И.Бунина ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.
Ведущая. Мы с вами вступаем в лесное осеннее царство. Мы на лесной станции. Лучше Бунина , наверно. И не скажешь.
Лес осенью не только красив. Но и сказочно богат. Назовите все осенние лесные богатства.
А теперь попробуйте отгадать загадки о деревьях, о лесе.
1.В шубе летом.
А зимой раздетый (Лес)
2.Белый передник,
Зеленая коса. (Береза)
3.Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
4.Весной зеленела .Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
5.  Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.    (Дуб)
 
6.У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке –
Ветви только на макушке.    (Сосна)
 
Песня «Наступила осень»
Ведущая. Спасибо, дорогие ребята. Я вижу. Вы любите осень и много о ней знаете.