У р о к — праздник. ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННЕЕ ЦАРСТВО


У р о к - праздник.ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННЕЕ ЦАРСТВО
Цели: закрепить знание осенних изменений в живой и неживой природе; учить отгадывать загадки, объяснять пословицы и поговорки о природе; развивать речевые умения; воспитывать интерес к изучению природы.
Оборудование: аудиозапись музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского; костюмы Осени, братьев-месяцев; карточки с обозначениями станций; игра-загадка «С какого дерева лист?».
Ход урока
I. Сообщение темы урока-праздника.
Звучит в записи пьеса П. Чайковского «Осенняя песня». Праздник начинается. В класс входят Осенние Месяцы со своей свитой: мальчики в красивых костюмах с аппликацией из осенних листьев, рябиновыми бусами, венком из цветов; у свиты на головах короны с изображением овощей.
Учитель. Отгадайте загадку:
Хожу я по равнинам
Тихой светлой сказкой,
Расписываю рощи
Солнечною краской.
(Осень.)
– Сегодня мы отправляемся на праздник к Осени. Осенние братцы-Месяцы помогут нам дойти до замка Осени.
Назовите имена осенних месяцев. (Дети называют.)
– А путешествовать мы будем по станциям «Народная», «Овощная», «Лесная» и «Игровая».
– Ребята, а чем знамениты осенние месяцы? Сейчас они сами расскажут о себе.
Сентябрь. Я, ребята, припас людям много подарков: и ягоды, и грибы, и овощи, да и лес разукрасил. Смотрите, сколько красок!
Октябрь. У меня тоже найдется чем похвалиться. Взгляните, какие кругом ковры из листьев, а урожай – просто загляденье! Жаль только, что сегодня истекает мой срок. Мне еще так много всего хотелось сделать.
Ноябрь. Не грусти. Ровно через год ты опять будешь творить свои чудеса. А я должен подготовить всю природу к зиме. И совсем уже скоро закружатся над лесом и полями первые снежинки – предвестники Царицы Зимы.
II. Основная часть мероприятия.
С т а н ц и я «Н а р о д н а я».
– Вот мы прибыли на станцию «Народная», где объявляем осенний конкурс народных примет и названий.
1) Какой месяц называли листопадником, грязником, свадебником, позимником? (Октябрь.)
2) Почему сентябрь называли заревником? (За яркость красок.)
3) Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах?
 Холоден сентябрь, да сыт.
 В сентябре и лист на дереве не держится.
 Сентябрь покажет: посеешь жито наспех – оно родит на смех.
 Октябрь-капустник пропах капустой.
 Октябрь – ложка воды, ведро грязи.
 Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
 В октябрьское ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
 Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит.
 Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка.
 Ноябрь – ворота зимы.
 В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
4) Назовите осенние приметы.
 Лягушки квакают – к дождю.
 Бабье лето ненастно – осень сухая.
 Комары в ноябре – быть легкой зиме.
 Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.
 Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.
– Молодцы, ребята! А сейчас вас ждет награда.
Братья-Месяцы награждают победителей жетонами-бубенцами.
С т а н ц и я «О в о щ н а я».
– Хорошо ли вы знаете овощи? Ну-ка ответьте на мои в о п р о с ы:
– Какие овощи солят и маринуют?
– Какие овощи жарят, сушат?
– А без чего не сварить щей и борща?
– Раскрасьте овощи.
Группам дают цветные карандаши и изображения помидора, моркови, огурца, тыквы, баклажана, репы, редиски. За 3 минуты нужно раскрасить все овощи.
– Следующее испытание. Отгадайте загадки Е. Благининой:
Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана.
(Капуста.)
Говорят, я горький, говорят, я сладкий,
Стрелочкой зеленой я расту на грядке.
Я полезный самый, в том даю я слово,
Ешьте меня всяким – будете здоровы.
(Лук.)
Я на солнышко похожа, я росла на грядке тоже,
Сладкая да крепкая, называюсь... (репкою).
Растет на грядке зеленая ветка,
А на ней красные детки.
(Помидор.)
Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла.
(Картофель.)
Я – красная девица, зеленая косица!
Собой горжусь, для всего гожусь!
И для сока, и для щей, для салатов и борщей,
В пироги и винегрет, и... зайчишкам на обед!
(Морковь.)
Кафтан на мне зеленый, а сердце – как кумач;
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.
(Арбуз.)
– Молодцы, ребята! А сейчас вы получите жетоны-«овощи» за победу.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ИГРА-ЭСТАФЕТА «УБОРКА УРОЖАЯ»
Дети делятся на 3 команды. Перед каждой командой – кучка овощей. Их нужно перевезти на машинках к противоположной стороне класса. Если машинки большие, в них можно класть по 2–3 овоща, если маленькие – по одному (тогда и овощей должно быть немного). Побеждает команда, которая быстрее перевезет свои овощи.
С т а н ц и я «Л е с н а я».
Детям показывают на презентации картинки с изображением плодов и листочков деревьев, а они должны назвать как называется дерево.
О т в е т ы: 1. Дуб. 2. Береза. 3. Ель. 4. Клен.
– Лес осенью не только красив, но и сказочно богат. Назовите все осенние лесные богатства. (Дети называют ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, для зверей – шишки, желуди, орехи, грибы и т. д.)2. З а г а д к и о д е р е в ь я х, л е с е (автор В. Волина).
В шубе летом, а зимой – раздетый.
(Лес.)
Что цветет без цвета?
(Сосна.)
Белый передник, зеленая коса.
(Береза.)
Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина.)
Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы.
(Рябина.)
В костяном горшочке каша сладенькая
На солнце варилась.
(Орех.)
Зелены кусточки, алые цветочки;
Когти-коготочки стерегут цветочки.
(Шиповник.)
Весной – беленая, летом – зеленая,
Осенью – каленая, зимой – хваленая.
(Калина.)
По округе славится зеленая красавица.
Сарафан – как колокол, по земле да волоком,
Шапочка – с опушечкой, с острою макушечкой.
(Ель.)
За работу на станции «Лесная» учащиеся получают жетоны- «листья».
С т а н ц и я «И г р о в а я».
И г р а «белки, зайцы, мышки».
Все участники делятся на равные группы игроков. Ведущий дает группам названия: «белки», «зайцы», «мышки». Выбирается водящий.
На расстоянии 5 метров друг от друга кладут 3 обруча. Это «домики» зверушек. Ведущий дает команду, допустим «Белки-мышки!». Названные группы должны поменяться «домиками». Игрок, пойманный водящим, становится водящим, а тот присоединяется к команде, из которой был пойманный. Ведущий может подать и такой сигнал: «Мышки-белки-зайцы!». Тогда все три команды должны покинуть свой домик и занять любой другой.
III. Итог урока.
О с е н н и й х о р о в о д.
Дети встают в круг. Заранее выбранная девочка выходит на середину, берет за руку «волнушку» (другую девочку), и они кружатся поскоком, а все дети хлопают в ладоши.
Наша Даша в лес пошла,
Наша Даша гриб нашла,
Вот и нет волнушки
На лесной опушке!
Я. СатуновскийОсенние Месяцы. Спасибо, дорогие ребята. Мы видим, что вы любите осень и много о ней знаете. Мы прощаемся с вами до следующего года. С вами остается наша свита, которая дарит вам то, чем богаты осенью сады, виноградники, бахчи. Угощайтесь нашими дарами!