Урок — исследование стихотворения Пророк А. С. Пушкина


Стихотворение «Пророк»
в рамках изучения темы поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

Вращается весь мир вкруг человека,-
Ужель один недвижим будет он?
А.С.Пушкин
Поэт не человек, он только дух –
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух, -
Всё видит, слышит, всем владеет
А.Ахматова
Оборудование: портрет поэта, иллюстрации:
«Пророчество Исайи о рождении Спасителя от Девы»
«Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» «Пророк Даниил во рву львином»
«Взятие Илии на небо»
«Дети насмехаются над пророком Елисеем»
«Моисей получает от Бога заповеди на горе Синай»
Ход урока:
1. Слово учителя.
Стихотворение «Пророк» стоит особняком не только в творчестве А.С.Пушкина, это необычное произведение в мировой поэзии, поскольку является единственным в своём роде поэтическим рассказом об откровении, какого не удостоился ни один мирской поэт. Интересна история его создания.
Сообщение учащегося.
С августа 1824 года поэт живёт в Михайловском, имении Пушкиных в Псковской губернии, куда он был сослан Александром 1. События последнего года были ужасными. Во-первых, известие о казни друзей. «Он прочёл приговор в «Северной пчеле»: «Приговор Верховного Уголовного Суда, состоявшийся 11-го сего месяца о пятерых государственных преступниках, коих оным решено повесить, исполнен сего июля 13-го дня поутру в 5-м часу, всенародно, на валу кронверка Санкт-Петербургской крепости». Лист выпал из рук. Он большими шагами ходил от угла к углу, как зверь, которого захлопнули в клетке. Рылеев, Пестель, Муравьёв-Апостол, Каховский, Бестужев-Рюмин: всех пятерых он знавал! Утром после бессонной ночи он сидел над тетрадью и упорно чертил один за другим профили, профили И под пером возникала виселица и фигуры пятерых повешенных. Перо его было немо. В голове возникала всего лишь одна короткая строчка: «И я бы мог». Он вспоминал, как накануне экзекуции ему приснилось, будто у него выпало 5 зубов.
Тут же ещё одна трагическая весть: в Италии умерла госпожа Амалия Ризнич. Новые воспоминания Он Ризнич любил с не меньшей страстью, нежели Керн. Как нежно-томительно тосковал он о ней, когда не видел 2 или 3 дня, с какою мукой её ревновал и с каким тайным восторгом следил за ней на балу или в театре, где сидела она со своим постылым мужем, высокая, стройная, блестя очами и бриллиантами Он искал в себе прежних чувств – и не находил. Смерть легла неприступной чертой. Или есть мера и человеческим чувствам?
А каторга 120 друзей, братьев, товарищей?! Он вспомнил про своё прошение к императору, написанное 11 мая, про свой ответ Вяземскому, который упрекал его в холодности тона: «Ты находишь письмо моё холодным и сухим. Иначе и быть невозможно. Благо написано. Теперь у меня перо не повернулось бы». И, презрев осторожность, отправил его по почте, не дождавшись оказии.
Но подо всеми этими событиями оставалось и личное. Он думал: если остался в живых, это обязывает. Что же может, однако, сделать поэт? Нужен был ответ на этот важный вопрос. И родились строки, закалённые огнём души, болевшей последние дни. Эти стихи носил он с собой в бумажнике. Он был готов вручить их царю. Он был убеждён, что увезут его прямо в Сибирь. Поэтому окончание «Пророка» было вполне понятно:
Восстань, восстань, пророк России,
В позорны ризы облекись,
И с вервием вкруг смиренной выи
К царюявись!
Поэт зашифровывал своё отношение к царю в буквах «У.Г.» - убийца гнусный.
И только в сентябре 1826 года он получает возможность приехать в Москву. Но как это происходило? По приказу Николая 1 А.С.Пушкина в срочном порядке в сопровождении конвойного офицера привозят в Москву. Известны такие воспоминания о встрече с императором:
- Что сделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге? – спросил государь.
- Встал бы в ряды мятежников, - ответил поэт.
Надо отметить, что судьба хранила это стихотворение. Современники вспоминают, что текст его был потерян на лестнице кремлёвского дворца. Пушкин даже хотел вручить его императору, но не нашёл среди бумаг. Выходя из дворца, он заметил на ступеньке лоскут бумажки, поднял и узнал в нем свои стихи. Не удивительно ли, что по милости цензуры (а цензором, кстати, был царь) оно вышло в печати.
По материалам: В.Вересаев «Пушкин в жизни»,
И.Новиков «Пушкин в Михайловском»
2. Давайте послушаем это необычное произведение.
Чтение стихотворения «Пророк».
Размышления над текстом:
- Каково ваше первое впечатление от стихотворения?
Ощущение необычное, будто приобщились к тайне, страшно – «кровавая операция», трагическое звучание, возвышенная интонация, стихи – запись какого-то гигантского события внутренней жизни, ослепительного озарения, это глубокое переживание необычного человека
- Что означает слово «пророк»? Каких пророков вы знаете? (Можно подготовить ученика с рассказом о пророках: Иеремии, Данииле, Илии, Елисее, Моисее). Главное: пророк – это человек, которого призывает Бог, но он добровольно соглашается служить Ему: «Вот я, Господи, пошли меня». Пророки были учителями народа израильского и подготавливали всех к пришествию Мессии. Особенно знаменитым был пророк Исайя. Он видел господа сидящим на высоком престоле. Вокруг него шестикрылые серафимы стояли и взывали: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» Один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, коснулся уст Исайи и сказал: «Вот, грехи твои очищены». После этого Господь повелел ему идти обличать неверие и пороки иудеев. Пророк Исайя предсказал, что Спаситель родится от Девы и будет не простой человек, а вместе и Бог, предсказал, что он пострадает и умрёт за грехи наши, будет погребён не со злодеями, а в гробе богатого. За ясность предсказаний о Христе Спасителе его называют ветхозаветным евангелистом. Он также обличал современного ему иудейского царя Манассия, за что претерпел мученическую смерть – был перепилен деревянною пилою. (См. иллюстрации)
Имена и проповеди отдельных пророков сохранились: Исайи (8 и 7 вв. до н.э.), Иеремии
(650-640 гг. до н.э.). Приведём лишь одно высказывание Исайи, обращённое к знати. От имени Бога пророк заявлял: «Перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».
Поэт, конечно, знал слова пророка и размышлял над ними. А мы обратимся к тексту поэта.
3. Языковой комментарий.
- Найдите все славянизмы и объясните их современное значение.
Беседа или индивидуальное сообщение ученика
Семантика слова пророк: прорекать, проречь – предсказывать, предвещать. В библейские времена пророки были явлением не единичным. Это были образованные люди: писатели и ораторы; трезвые политики, которые хорошо ориентировались во внутренней и внешней обстановке, в отдельных случаях предвидели развитие событий в стране. Они выступали против пороков сановников и правителей, обвиняли их в том, что они гоняются за мздой, захватывают дома и землю соплеменников.
Серафим шестикрылый – ангел, который к Творцу предстоит ближе всего, они огнеобразны и пламенеют любовью к Богу и других побуждают к такой любви, само слово «серафим» в переводе с еврейского означает «пламенеющий»; влачиться – тащиться, тягостно двигаться; перстами – пальцами; зениц – глаз; отверзлись – открылись;
вещие – видящие насквозь, далеко, глубоко; внял – услышал; горний – высокий, верхний, небесный; дольней – растущей в самом низу; гад – морское и земное пресмыкающееся;
уста – рот; десницею – правой рукой; рассек – разрубил; угль – уголь; водвинул – вставил; отверстую – открытую; глас – голос; воззвал – вскричал; восстань – встань; виждь – смотри; внемли – слушай со вниманием.
Можно поработать с архаизмами: празднословить – пустословить, суесловить, славиться попусту; лукавый – хитрый, коварный; грех – отсутствие добра; мудрость – высшая правда, слияние любви и истины, нравственное совершенство: «Всякая мудрость от Бога» (Словарь В.И.Даля)
- Какое звучание славянизмы придают всему произведению и возможно ли их заменить современными русскими словами?
Славянизмы создают атмосферу торжественности момента, возвышенности переживаний поэта.
- Какие символы видим?
Образ пустыни – мир страстей, мир без Бога, такой мир (первый город) построил Каин. Перепутье – ситуация выбора, период серьезных жизненных поисков, для которых нужны силы, прежде всего духовные.
Духовная жажда – поиск Бога, можно сравнить: холод – неверие; теплохладность – внутреннее бессилие (хуже неверия). Пример бескорыстной жертвы ради человека приносит Иисус Христос. Такой Любви жаждет лирический герой.
- Серафим – встреча с Богом, после которой происходит преображение человека. Духовные аскеты говорят, что тот, кто пережил это, делят жизнь на 2 части: «до» и «после».
- Какие эпитеты использует поэт?
Эпитеты – «мрачной», «легкими», «празднословный», «лукавый», «грешный»-
рисуют картину напряжённой духовной работы – преображения человека в пророка.
Можно разделить их на 2 части: «до» и «после» - и сравнить.
Множество глаголов – их более 20, а с отглагольными частями речи – до 30!
Перед нами не описание, а действие, поскольку всякая духовная работа – созидание, изменение внутреннее через конкретные поступки в реальной жизни. В последних 4 строках 5 глаголов повелительного наклонения – это наказ, требование, напоминание о долге поэта.
Анафора – 15 строк начинаются союзом «и» - аналогия с Библией, устным народным творчеством, где истоки литературы, истоки нашей духовности. Эта связь подчёркивает важность произведения в творчестве поэта.
Прямая речь в конце стихотворения создаёт эффект непосредственного общения с Богом не только автора, но и читателя выводит на уровень общения, заставляя задуматься о своём предназначении.
Рифма используется разнообразная: и перекрёстная, и кольцевая, и парная. Это напоминает онегинскую строфу, с её удивительной смысловой законченностью: тезис, его развитие, кульминация, концовка, что передаёт сам ход движения мысли.

4. Проследим композицию стихотворения.
Разделим всё стихотворение на части-кадры, рисующие разные этапы действия.
А) Духовная жажда - человек не находит на земле справедливости, ему тяжело в атмосфере бездуховности («В пустыне мрачной»).
Ангел появляется в трудную, жизненно важную минуту («На перепутье»);
Б) Преображение человека - глаза после прикосновения к ним ангела могут не просто смотреть, но видеть: это мудрое зрение невидимого. Слух тоже преобразился: теперь человек не только слушает, он слышит весь мир: небо, даже полёт горних ангелов (как это можно услышать?), и движение на дне морском, и даже рост лозы (как живёт растение). Это особое состояние вдохновения, когда человек чувствует сердцем, что мир вокруг звучит, раскрывает свои тайны. «Поэт есть ответ, - пишет Марина Цветаева в своей статье «Искусство при свете совести». – Глубочайшая и быстрейшая, как электрическим током пронзённость всего существа данным явлением и одновременный, почти что преждевременный на него ответ». Вместо «празднословного и лукавого» языка поэт наделён «жалом мудрыя змеи», т.е. способностью любить и видеть истину. Вместо сердца – «угль, пылающий огнём» - сердце, в котором совесть пробудилась.
Е) Призыв к служению (полному послушанию) - призыв Бога к поэту, который должен исполнять Его волю:
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Можно говорить о разных проявлениях слова: знание, опыт как этическая составляющая, духовное общение. Можно сказать, что Слово – второе имя Бога, поэтому здесь, конечно, имеется в виду духовное слово. Кроме того, заметим, что Библия много раз переводилась, поэтому первоначальный смысл некоторых слов, к сожалению, утрачен. Было понятие логоса – слова, которое имело ещё значение и действия, подобного акту творения: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Иначе: говори и делай!
Часто человек не понимает того, что с ним происходит, но если верен призыву Бога, как Авраам (в жертву сына!), то для него открываются глубины Истины. Чтобы услышать голос «живого Бога», оказалась нужна жертва – жертва своей смертной плотью, слепой, глухой, грешной, празднословной и лукавой, не годной ни на что иное, как превратиться в «труп» и только после этого преобразиться и восстать очищенной и одухотворенной. Здесь видна связь с Новым заветом, пребражением Савла, гонителя Христа, в Павла, «апостола любви» - человека с пылающим сердцем и глаголом, жгущим сердца людей. Конечно, не с апостолом сопоставляет себя автор «Пророка», но он показывает масштаб духовного переворота, совершающегося в нем.
5. Вопрос, который лежит на поверхности: Если человек – творение Божье, то чем же отличается обычный человек от поэта?
Составим таблицу:
Органы чувств
Обычный человек
Поэт

Зрение
смотрит
видит

Слух
слушает
слышит

Сердце
страдает
сострадает

Язык
говорит
творит (пробуждает чувства)

Находим отличия (слушать – внимать, а слышать – понимать), суть которых в том, что поэт мудр, он способен постичь суть явлений, истину. Но он ещё ориентирован на других людей, он готов посвятить им самое важное в своей жизни – творчество. Почему?
Он любит людей, поэтому должен донести до них то, что познал сам. Это не желание, это долг его – словом пробуждать совесть каждого человека, поэт несёт ответственность за свой дар, потому что чем больше человеку даётся, тем больше спросится. (Притча о талантах: Матф. 25, 14-30 и Лук. 19, 11-28)
- Давайте попробуем представить пространство стихотворения.
Составление или обсуждение схемы (см. приложение 1).
Вывод. Композиция концентрична: над миром глас Бога, который обращён к поэту и призывает обращаться к человеку. Поэт – посредник между Богом и человеком. Мир бесконечен и разнообразен, он полон звуков, красок, он прекрасен – этот мир создан для человека. В этом жизнеутверждающая сила поэзии А.С.Пушкина.
- Какова ваша реакция на такое утверждение, ведь это значит, что и для каждого из вас предназначен этот мир?
Это утверждение не надменное, самодовольное и потребительское, а налагающее ответственность за наш выбор между добром и злом. Задача каждого человека – продолжить замысел Творца, создавать Красоту, Добро
6. Но мир и жесток. Посмотрите на иллюстрацию «Дети насмехаются над пророком Елисеем». Не размышлял ли Пушкин над этой проблемой? В «Эхе» он как бы вскользь затрагивает эту тему – ответ, реакция мира на поэта: «Тебе ж нет отзыва Таков и ты, поэт!» Мысль о глухоте мира, об игнорировании им поэта будет впоследствии развиваться у Лермонтова, Ахматовой, других поэтов. Пушкин же и на эту сложнейшую ситуацию находит ответ, его точка опоры – он сам:
Ты сам свой высший суд

Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один
А.Ахматова подхватывает пушкинскую линию:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Да, Ахматова усиливает степень проявления людской злобы: глумящиеся ученики – это часть твоей души, это родное, поэтому предательство учеников больнее стократ, чем «суд глупца и смех толпы холодной». Судьба поэтов – печальное подтверждение их провидческого дара. Об этом вы поразмышляете дома.
-Давайте вернёмся к человеку, адресату пушкинской поэзии. Что убережёт нас от ошибок?
Совесть (весть о добре, об истине). Она страж. Она охраняет нас, чтобы мы не заблудились в мире.
- Как вы можете объяснить это?
Дети приводят свои примеры. Уместно использование библейской притчи о пророке Данииле во рву львином. Что означает львиный ров? Ров – это символ земной жизни, где звери-грехи нападают на нас. Наша задача – усмирять их, в этом поможет совесть – рулевой нашей внутренней жизни, нашей души. Пророк каждый день молился Богу, сохраняя чистой совесть, поэтому остался невредим. Существует иерархия ценностей, суть которой в различении чёрного и белого, низкого и высокого, правды и неправды. Нарушать её нельзя. Если нарушаем – истина отворачивается от нас. У Пушкина это звучит так: «Нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит».
Все герои Пушкина проходят через испытания: разлукой («Руслан и Людмила»), наводнением («Медный всадник»), войной («Капитанская дочка»), смертью отца («Дубровский»). Это испытания перед Истиной, испытания Совести. Кто выдерживает их – награждается Жизнью. Так Пушкин напоминает каждому человеку об ответственности, но
- Насколько современно звучат эти строки сегодня?
Замечательно, если по этому вопросу развернётся дискуссия, в результате которой сформируется убеждение, что Истина остаётся истиной всегда, пока существует Земля и человек, «венец творения». Всегда будем мы испытывать смутную потребность в ней. Иначе не выжить нам, ведь только простая правда может достойно противостоять вселенской смерти. Но ответствен за это каждый человек. (Схема дополняется стрелочкой – движение от человека к Богу).
- Обсуждение эпиграфа. (А.С.Пушкин).
- Ответ на вопрос поэта даст каждый из нас сам.
6. Выводы в тетрадь. В стихотворении «Пророк» Пушкин рисует свою картину мира, который изначально гармоничен, в нём есть Истина. В центре мироздания человек. Если деяния его созвучны законам истины, этот мир вбирает в себя человека. Но если тот нарушает законы, мир отторгает его, ввергая в хаос. Задача человека – в любых испытаниях сохранить верность Истине. Задача поэта – пробуждать совесть, которая и есть Истина внутри каждого из нас. Чтобы «глаголом жечь сердца людей», поэт должен обладать (дети самостоятельно продолжают фразу - см. эпиграф А.Ахматовой)
Ответственностью, мудростью, смелостью, твёрдостью убеждений, крепкой веройВспоминаем, в какой трудный жизненный период было написано это стихотворение. Это ещё раз поможет пробудить в детях глубокое уважение к А.С.Пушкину, который мучился в поисках любви. Жажда любви – это духовная жажда, она делает человека человеком. Если она есть – есть и надежда, что
Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны Тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.
7. Определите общий тон и темп всего стихотворения и прочтите его выразительно. Можно вспомнить о том потрясающем впечатлении, какое производила декламация Достоевского. В эти минуты оба великих писателя как бы сливались в одно существо, очевидно, прилагая к себе самим видение Пророка Исайи.
Тон музыкальный, мерный, торжественно-напряжённый, подчёркивающий исключительность
происходящего.
8. Домашнее задание: выразительное чтение «Пророка», наизусть – по желанию. Написать мини - эссе «Поэт и мир» или «Место поэта в мире», «В чём моё предназначение?»
Литература

Л.В. Сурова «Мироведение», «Христианская жизнь», Клин, 2004 г.
С.Ф. Иванова «Введение во храм слова»
В. Непомнящий «Пророк»
В Непомнящий «Дар» (Заметки о духовной биографии Пушкина) – в журнале «Новый мир» № 6 /1989 года.
И.В.Золотарёва «Уроки литературы в 9 классе»
Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями, издание 4, USA, 1987 г.












Приложение 1

Глас Бога








Неба содроганье


Ангелы


Человек



Глубины моря


Прорастание лозы





Преображение человека в пророка