Презентация по литературе на тему Анализ стихотворения А.С. Пушкина Пророк


Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» 1826 г. Но лишь Божественный глагол До слуха чуткого коснётся, Душа поэта встрепенётся, Как пробудившийся орёл. А. С. Пушкин - Что же значит быть настоящим поэтом? - Что же значит истинная поэзия?Быть настоящим поэтом – это значит нести людям правду, быть всегда и во всём искренним и честным, говорить о том, что тревожит сердца людей, помогать им в поисках ответов на многие вопросы, поднимать злободневные темы.Истинная поэзия та, которая тревожит сердца, не оставляет равнодушными, которую хочется перечитывать по нескольку раз.
- Для христианской культуры важнейшим фундаментом духовности есть Библия. В этой замечательной книге можно найти ответы на все жизненные вопросы. В книге «Исход», там, где подробно рассказывается об устроении Скинии, специально говорится и о мастере-художнике, который должен выполнить эту непростую работу:«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила … и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди …, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава … и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх. 31, 1-6). Какими качествами Бог наделил назначенного им помощника Моисею?Почему именно эти качества необходимы настоящему мастеру?Первым же и важнейшим качеством показана исполненность Духом Божиим.
- Что же значит быть исполненным Духом Божиим?Бог есть Высшая Истина, Создатель, Творец, Художник. Быть исполненным Духом Божиим – это значит обладать именно такими качествами: нести высшие истины, быть создателем, творцом, художником.
- Лактанций в своём трактате «О Божественном творчестве» сказал, что человек есть произведение совершеннейшего Художника. Человек же создан по подобию Божию. Земная, жизненная задача человека, цель его бытия – обретение подобия Божия, стяжание Благодати Духа Святого. И человек и мир есть показатели Божественного творчества. Истинный художник всегда стремится в своём творчестве прикоснуться к Высшей Истине, то есть приблизиться в человеколюбии к Богу: возлюбить ближнего, благодетельствовать ему, принять на себя его бремя, раздать нуждающимся своё достояние. Добродетели есть высшее украшение человека, тем более художника. - Назовите ряд контекстуальных синонимов к слову художник.Создатель, творец, благодетель- Великое искусство всегда стремится к абсолютным ценностям: к Добру, к Красоте, к Богу. Высокое осознание назначения поэта, его ответственности перед Богом характерно для всего творчества Пушкина. Оно пришло очень рано, почти сразу, оно жило в подсознании, в генетической памяти юного поэта. Ведь Пушкин – гений, а русский гений не может не знать Бога. И совсем не случайно молодое сердце трепетало на знаменитом лицейском экзамене, когда произошла единственная встреча Пушкина и Державина. Между ними осталась тайна взгляда, тайна разговора сердец. И это было признание. Признание одним и осознание другим, что отныне именно ему, Пушкину, и только ему вручена чудесная «святая лира», что теперь крест водружён на его рамена. И как поразительно точно, как просто и как рано, в 1819 году, юный поэт скажет то, что спустя 17 лет ещё раз подтвердит в своём «Памятнике»: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа». 

1826 год. Расправа с друзьями - декабристами. Пушкин пишет стихотворение «Пророк». Гневная и горькая книга Исайи из «Библии» пришлась сейчас по душе поэту. Библейский Исайя в отчаянии, видя «народ грешный», обремененный беззаконием. И сказал тогда он себе: «Горе мне! Погиб я! Я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами».Тогда, говорит Исайя, прилетел ко мне один из серафимов, а в руке у него был горящий уголь, которым он коснулся уст моих, сказав: «Беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И тогда Исайя услышал голос Господа, который призывал пойти к неправедному народу и осуществить грозную миссию. Исайя сам предлагает Богу осуществить эту беспощадную миссию, т.е. наказать народ, который отступил от добра: Исайя должен совершить возмездие, «доколе не опустеют города».Библейская легенда лишь в общих чертах отражена в стихотворении Пушкина. Пушкинский герой не осквернен язвами грешного общества с его беспощадностью и несправедливостью; он сам угнетен им. - Название и содержание стихотворения Пушкина «Пророк» позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. В поэзии декабристов образ библейского пророка воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует идеального поэта.. Выразительное чтение стихотворения «Пророк»- Определите жанр этого стихотворения и аргументируйте свой выбор.(Притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Легенда – народное предание о выдающемся событии или поступке человека. Но библейская легенда – это лишь художественный приём, за аллегорией и символикой отчётливо проступают мысли Пушкина о высоком назначении поэта и поэзии.)
Работа над словом ПРОРОК - в религии провозвестник и истолкователь воли бо­гов; предсказатель будущего.ВИЖДЬ - форма повелительного наклонения от глагола видеть.ВНЕМЛИ ~ форма повелительного наклонения от глагола внимать.ГЛАГОЛ - речь, слово.ПЕРСТ - палец руки, переносное значение - мистическое предопределение.ЗЕНИЦА - зрачок, глаз.ДЕСНИЦА рука. - Объясните значение выражений: «духовная жажда»,«пустыня мрачная», «горний ангелов полёт», «вещие зеницы», «грешный язык, и празднословный, и лукавый», «отверстая грудь».(«Духовная жажда» - неудовлетворённость, мучительная душевная тоска, острая потребность человека в проявлении добра, любви, сочувствия; «пустыня мрачная» - олицетворение гнетущей атмосферы, в которой оказался одинокий путник; «горний ангелов полёт» - находящийся на нравственной высоте; «вещие зеницы» - глаза, видящие скрытое для других, вещающие; «грешный язык, и празднословный, и лукавый» - символизирует человеческие недостатки: стремление к лукавству, лести, склонность к пустым разговорам; «отверстая грудь» - разорванная грудь, открытая.)  
- «Пророк» - стихотворение сюжетное. Назовите действующих лиц. (Путник - поэт, шестикрылый серафим, Бог.)- О чём говорится в первом четверостишии? (Первое четверостишие – это экспозиция и одновременно завязка, изображающая поэта, томимого духовной жаждой и стоящего на перепутье. В более раннем варианте у Пушкина были строки «великой скорбию томим», прямо указывающие на его переживания по поводу казни декабристов.) 
- Каким показан путник вначале?(Одиноким, полумёртвым, с трудом перемещающимся по пустыне, совершенно бессильным, опустошённым. Кроме того, он ещё и бесцелен: он находится на перепутье.)  - Завязка – появление серафима. Какую роль в судьбе поэта он сыграл?(«Пустыня мрачная» озаряется явлением серафима, который энергично и стремительно начинает спасать путника. Начинается чудо оживления одинокого и усталого поэта. Серафим, проводя кровавую операцию, наделяет его новыми качествами.)
Первый стих представляет сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Это самостоятельная часть, организованная перекрестной рифмой, вступление, которое вводит читателя в тему стихотворения - тему пророческого служения поэта людям. И сразу Пушкин подчеркивает важность этой темы высоким, торжественным слогом, богатством значений глаголов: каждый глагол - это действие - поступок; влачился, явился. - Далее – развитие действия. Каковы поначалу действия серафима? (Очень осторожны: «Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он». Серафим нарушает предшествовавший этому покой, преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза, уши, даёт мудрый язык, объективно думающее сердце.)
- Как показано усиление воздействия Божьего посланца на путника? Проследите по тексту.(Градацией глаголов: коснулся – вырвал – рассёк.) - А каковы последствия этих действий?(Драматичные: «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «И внял я неба содроганье». Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно, ведь освобождение от человеческой природы рождает страдания: «Как труп в пустыне я лежал».)

- Каким стал прежде усталый путник?(Совершенно другим. Для него теперь нет тайн, он открыт всему миру, и это прекрасно и страшно одновременно.) - А стал ли он пророком? В какой момент это произошло?(Когда он услышал голос Бога, дающего ему цель.) 

- Какова теперь его новая миссия, миссия пророка? (Миссия пророка ужасна и одновременно прекрасна: «глаголом жечь сердца людей», очищать мир от скверны, а это невозможно без страданий. Голос пророка должен быть правдивым и мудрым, а сердце – горячим, полным вечно живой любовью к людям.) - Каково символическое значение слов: «Восстань, пророк...»?(Это не только призыв путнику встать, так как он лежал, как труп, это пробуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и что слышит пророк вокруг себя.)
А теперь посмотрим на последнюю часть, последние четыре строки. Что они значат?Они знаменуют рождение поэта-пророка, т.е. повторяют композиционный рисунок первой части.Последние две строки - это интонационно-мелодический центр стихотворения, вот они, самые значимые слова: «исполнись», «жги» —глаголы, повелевающие к действию. Уже само звучание их действует на эмоциональную сторону нашего восприятия. Это чувство обусловлено пониманием Пушкиным пророческой роли поэта. Поэт такой же смертный человек, как и все люди. Но он и отличается от них: ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек.Пушкин понимал, что поэзия не должна служить избранным, она имеет высокое общественное, общечеловеческое значение. Это и дает право поэту «глаголом жечь сердца людей». Заключительная часть насыщена глаголами в повелительном наклонении. Мы ощущаем ее как суровое, торжественное воззвание, побуждающее поэта стать глашатаем правды, проповедником истины.Вот оно, чувство ответственности перед людьми, чувство, которое подчеркивает пророческую роль поэта (сравните: вначале у поэта было только чувство тревоги, а в конце - уже чувство ответственно­сти). - К каким действиям призывает Бог пророка?(Бог взывает к новому пророку наказать людей за их грехи.) - А для чего это нужно?(Для очищения, нравственного возрождения. Чтобы стать голосом Бога, необходимо от многого отрешиться. Эти слова были слишком смелыми для 1826 года, но Пушкин твёрдо выражал своё мнение.)  

- Какова авторская идея? Ради чего Пушкин написал это стихотворение?(Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму.) 
Выпишите использованные в стихотворении устаревшие и старославянские слова и укажите их роль в стихотворении.(Старославянизмы: влачился, жажда, вещий, содроганье, прозябанье, празднословный, глас, воззвал, восстал, виждь, внемли, глагол.Устаревшие слова: персты (пальцы), зеницы (глаза), уста, десница (рука), серафим, пророк. Старославянские и устаревшие слова в стихотворении позволяют раскрыть высоким слогом тему творческого служения поэта людям. Они создают напряжённый тон, взволнованность, эмоциональность, торжественность.) 

Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении идеи?(Эпитеты: «пустыня мрачная», «лёгкими перстами», «вещие зеницы», «грешный язык», «кровавая десница», «трепетное сердце».Сравнения: «перстами лёгкими, как сон», «как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».Инверсия прилагательных: «сердце трепетное», «десницею кровавой».Анафора: 13 строк стихотворения начинается союзом И, что указывает на быстротечность и непрерывность превращений поэта в пророка.  Синтаксический параллелизм: И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье». Использованные автором художественные средства позволяют показать драматизм превращения поэта в пророка.) 




Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?В 30 строчках стихотворения Пушкин использовал 23 глагола, которые отличаются особой выразительностью, богатством лексических значений. Они обозначают либо действие-поступок, либо повеление действовать. Среди всех глаголов – 5 глаголов в повелительном наклонении, остальные глаголы в прошедшем времени. 
Пушкин приходит к выводу, что стать истинным поэтом - пророком можно лишь отказавшись от мирских страстей и желаний, от земных благ и комфорта, полностью посвятив себя духовному совершенствованию, служению народу и Богу. Стихотворение «Пророк» создаёт образ идеального поэта, глашатая высоких помыслов, божественных идей – пророка. Несомненно, образ пророка шире образа поэта, но истинный поэт, в понимании Пушкина, всегда пророк. Он не принадлежит себе, он исполняет волю Бога. Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям. Литературовед В. Непомнящий пишет: «Пророк» написан не словами, а огнём и кровью». Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте своё мнение. Источникиhttp://festival.1september.ru/articles/522521/Н.М. Скоркина. Анализ лирического произведения в старших классах. – Волгоград: Издательство «Учитель – АСТ», 2002г.