Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Э. Успенский Крокодил Гена и Чебурашка


Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
УМК «Школы России»
Орехова Людмила Дмитриевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»).
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Педагогическая технология: игровая.
Форма урока: урок - путешествие.
Цель урока: знакомство с творчеством Э.Успенского; формирование речевой компетентности; воспитание любви к книгам и чтению.
Триединая дидактическая задача 
Общеобразовательный аспект:
Познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского и его произведением «Крокодил Гена и его друзья».
Развивающий аспект:
Развивать навыки выразительного и беглого чтения.
Формировать речевую компетентность.
Обогащать словарный запас обучающихся.
Воспитательный аспект:
Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.
Оборудование урока: сказочный телевизор; поезд с вагонами; игрушка Чебурашка, нарисованные сказочные герои: Чебурашка, Крокодил Гена, пёсик Тобик, жирафа Анюта, лев Чандр, девочка Галя; портрет и выставка книг Э. Успенского, фонограммы песен «Песенка Чебурашки», «Голубой вагон».
Ход урока:
1. Организационный момент .Психологическая разминка.
-Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада видеть вас. Ребята, сейчас мы с вами проведём разминку. Вам она обязательно понравится. «Дышите глубоко, расслабьте плечи и тихонечко опустите голову на грудь. Позвольте голове медленно качаться слева - направо, справа - налево. Ваш подбородок рисует улыбку». Молодцы ребята, вы всё хорошо сделали, и я думаю, она обязательно поможет вам на уроке хорошо работать и быть внимательными.
2. Проверка домашнего задания.
- Что интересного вы подготовили для меня? {По выбору учили песенки Вини - Пуха). И я тоже время даром не теряла. Принесла я вам в подарок вот этот телевизор. Он не простой, а волшебный. В него можно войти и из него можно выйти. Кто хочет стать артистом и выступить по телевизору? (Учитель показывает экран телевизора)
Выступления детей, оценка.
- Молодцы ребята! Видите, какой чудесный телевизор и работает он исправно. Все выступили ярко, выразительно, с хорошим настроением. Давайте поаплодируем нашим артистам.
3. Введение в тему (формулирование учащимися темы и цели урока).
-Сейчас давайте прочитаем шифровку. Здесь зашифровано название произведения, над которым мы будем работать на уроке.
мЧ ребушоркалтвшкеащ Шифр: 2 4 5 6 9 11 15 16 18
Правильно - это Чебурашка. Кто написал это произведение? (Э. Успенский). А теперь попробуйте назвать тему урока. (Сегодня мы будем изучать произведение Э. Успенского «Чебурашка»). А теперь каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.)
4. Подготовка к восприятию произведения.
Учитель показывает игрушечного Чебурашку, звучит песня «Когда то был я странной игрушкой безымянной».
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Чебурашка. Но пришёл он не с пустыми руками, принёс пригласительные билеты. Чебурашка приглашает нас в путешествие по стране героев Успенского. В добрый путь!
5. Изучение нового материала.
-Сядьте удобно. Закройте глаза. (Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»).
-Можете открыть глаза. Наше волшебство продолжается. Мы с вами стали пассажирами вот этого замечательного поезда. А путешествовать мы будем вот поэтому маршрутному листу. Сейчас мы с Вами спешим к станции Э.Успенского.
а) Знакомство с биографией Э. Успенского.
ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ
 УСПЕНСКИЙ

Знают все, что породил он Чебурашку с крокодилом,И Матроскин, умный кот,Дома у него живёт.
Песню крокодила для детей он пишет,С песней об улыбке всем он шлёт привет!
Что это за сказочник?
Что же за поэт?
Родился он 22 декабря 1937 года. Он жив и по сей день. Ему скоро будет 70 лет. Писателем он стал не сразу. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: все время «чебурахается» маленький зверек по имени Чебурашка, Печкин падает с велосипеда, а Шарик - с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг. Посмотрите на выставку его книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.
- Ребята, как вы понимаете смысл высказывания «Испокон века - книга растит человека»? (Табличка с высказыванием представлена на выставке).
Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить. Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.
Сейчас мы приближаемся к станции «Читай-ка».
б) Речевая разминка.
(Дети читают вслух с карточек):
Ра - ра - ра - начинай играть с утра.
Ро – ро - ро - солнце светит нам в окно.
Ре - ре - ре - живём дружно во дворе.
Ри - ри - ри - сосчитались: раз - два - три.
Ры - ры - ры - не заметили жары.
Ра - ра - ра - нам и спать уже пора.
в) Словарно - лексическая работа.
-Давайте прочитаем, как Чебурашка появился в городе. Но, сначала мы с вами должны научиться читать некоторые слова. Про себя читаем по слогам, вслух целыми словами.
ТРО-ПИ-ЧЕС-КОМ - ТРОПИЧЕСКОМ
ГИП-ПО-ПО-ТАМ – ГИППОПОТАМ
ОТ-ПРА-ВИЛ-СЯ - ОТПРАВИЛСЯ
А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ – АПЕЛЬСИНАМИ
ПЕ-РЕ-ДВИ-ГАТЬ-СЯ - ПЕРЕДВИГАТЬСЯ
ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е - ПУТЕШЕСТВИЕ
НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ - НЕИЗВЕСТНЫМ
СОБ-СТВЕН-НО-ГО – СОБСТВЕННОГО
- А сейчас будем читать сразу целыми словами.
ФРУКТ - ФРУКТОВЫЙ
ГРУЗ - ПОГРУЗИЛИ
БРАК - БРАКОВАННУЮЗВЕРЬ - ЗВЕРЕК
ГОРОД - ГОРОДСКОЙ
- Какие слова вам не понятны? (Выясняется их значение.)
6.Первичное целостное восприятие текста (читает учитель).
7.Физкультминутка.
 Станция«Спортивная». Встали дружно из-за парт
И скорее стройтесь вряд. Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело.
Поработайте руками,
Поработайте ногами,
Улыбнитесь, день хороший
И похлопайте в ладоши.
8.Анализ произведения.
- Где жил Чебурашка? Как попал в ящик с апельсинами? Как оказался в магазине? Куда директор магазина отнес Чебурашку? Почему у главного героя такое странное имя?
9.Повторное чтение текста (используется прием жужжащего чтения).
10. Обобщение прочитанного материала.
-Мы приближаемся к станции « Крокодил Гена и его друзья». Я уверена, что вы все смотрели этот мультфильм.
-Где работал Крокодил Гена? С какой проблемой он столкнулся? Как он её решил? Кто стали его друзьями? ( На доске появляются рисунки героев этой сказки: девочка Галя, пёсик Тобик, жирафа Анюта, лев Чандр.)
-Какие добрые дела Крокодил Гена сделал со своими друзьями? А какие добрые дела, вы хотели бы сделать сегодня?
-Наше путешествие подходит к концу. Крокодил Гена с Чебурашкой расположились на крыше нашего поезда. Вспомните, как называется песня, которую они исполняли.
-Правильно, « Голубой вагон». Давайте, её исполним. Но для этого нам нужно попасть на станцию «Музыкальная». Дети вместе с учителем исполняют песню под фонограмму.
11. Рефлексия.
-Ребята. Посмотрите на наших героев. Они улыбаются, им понравилось путешествовать вместе с вами. А какое настроение у вас?
- Оцените с помощью светофора свою работу на уроке.
12.Итог урока.
-Поднимите руку, кому удалось на уроке научиться читать быстро и выразительно.
-Поднимите руку те, кто сегодня на уроке отвечал полными ответами.
-Каких героев Э. Успенского вы запомнили?
13. Домашнее задание.
Перечитать отрывок «Чебурашка». (Всем). Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка» (По желанию).
Приложение:
ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ УСПЕНСКИЙ

Знают все, что породил он Чебурашку с крокодилом,И Матроскин, умный кот,Дома у него живёт.
Песню крокодила для детей он пишет,С песней об улыбке всем он шлёт привет!
Что это за сказочник? Что же за поэт?