Презентация АРТИКУЛЯЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ«АРТИКУЛЯЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ» Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: -Пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) -Активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. Как проводить артикуляционную гимнастику? Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков .Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Как проводить артикуляционную гимнастику? 1.Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.2.В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.3.Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык. Как проводить артикуляционную гимнастику? 4. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.5. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Упражнения для мышц мягкого неба и глотки. -Позевывание.-Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ. -Покашливание. -Открывание и раскрывание рта. -Причем как свободное, так и сопротивлением рукам взрослого. -Жевательные движения. -Движения нижней челюсти влево- вправо. Упражнения для щек. -Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.-Втягивание щек в ротовую полость между зубами.«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно. Упражнения для губ. -Улыбнуться, не обнажая зубы. -«Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. -«Волчонок». Выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы. -«Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты. -«Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот. -«Прячем губки». Втянуть губы к зубам.Вибрация губ (фырканье лошади). -«Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо. -Чмоканье. Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»). - «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.-«Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.-«Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя. Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»). -«Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.-«Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. -«Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык. Артикуляционна гимнастика в картинках При подготовке материалов использовалась литература: Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практическое пособие. – М., 2005.Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии/Логопедия: методические традиции и новаторство./Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М.,2003.Косинова М.К. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2004.Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.