Методические рекомендации по выполнению коллективных проектов для студентов.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новошахтинский индустриально-технологический техникум»
218004613543600
Методические рекомендации по выполнению и защите проектов по ОУД.08 «Физика» и ОУД.09 «Химия»
center3403928
Составители:
Помазкова Н. А. – преподаватель физики высшей квалификационной категории
Шабунина М. А. – преподаватель химии
Новошахтинск 2017
Одобрено на заседании методической комиссии дисциплин общеобразовательного цикла
Протокол № ___ от _________
Председатель: Мартюк Е.Н. Утверждаю
Зам. директора по УМР Ковалева Н. С.
Методические рекомендации по выполнению и защите коллективных проектов по физике и химии.
Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 413 от 12 мая 2012 г. С изменениями от 29.12.2014 № 1645 и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России № 06-259 от 17 марта 2015 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 4
1.Проблематика, выбор темы и назначение ответственных за выполнение проектов 6
2.Состав, структура и содержание основных элементов
коллективного проекта 6
3.Оформление коллективного проекта 7
4.Подготовка коллективного проекта к защите 8
5.Подготовка презентации к защите коллективного проекта 8
6.Критерии оценки коллективного проекта 9
Приложения 11-122 ВВЕДЕНИЕ
Коллективный проект представляет собой особую форму организации деятельности студентов (учебное исследование или учебный проект).
Рекомендации разработаны в целях оказания помощи студентам в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.
Коллективный проект выполняется группой студентов под руководством преподавателя по выбранной теме.
Результаты выполнения проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания межпредметных связей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Коллективный проект выполняется студентами в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта на промежуточной аттестации.
Проекты, выполняемые студентами, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.
Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.
Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:
Подготовительный
назначение ответственного за проект;
формирование проектной группы;
выбор темы и её конкретизация;
Поисковый
уточнение темы проекта;
постановка цели проекта;
Аналитический
анализ имеющейся информации;
сбор и изучение информации;
поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности;
анализ ресурсов;
Практический
выполнение запланированных операций;
мониторинг составления проекта;
Презентационный
подготовка презентационных материалов;
презентация проекта;
Контрольный
анализ результатов выполнения проекта;
оценка качества выполнения проекта.
1. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И НАЗНАЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТОВ.
Первая ступень в процессе выполнения проекта - поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта.
Тематика коллективных проектов утверждается протоколом заседания методической комиссии дисциплин общеобразовательного цикла, заместителем директора по УМР техникума и доводится до сведения студентов.
Выбор темы проекта (Приложение 1) сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления работы.
2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ
Содержание проекта студенты составляет совместно с руководителем.
Содержание коллективных проектов является обязательным:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
На титульном листе указывается наименование учебного заведения; тема проекта; специальность (профессия); инициалы руководителя проекта; инициалы ответственного за проект; инициалы членов, входящих в состав группы, работающих над коллективным проектом; дата защиты.
Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование глав, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта.
Введение индивидуального проекта имеет объем 2-3 страницы. В нем отражаются следующие признаки:
актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;
цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;
Основная часть проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы глав.
Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.
Вторая глава является результатом выполненного исследования.
Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.
Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.
В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.
3. ОФОРМЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА
Проект должен быть надлежащим образом оформлен (таблица 1). Все листы проекта и приложения следуют переплести. Индивидуальный проект структурируется следующим образом:
Титульный лист (Приложение 2).
Содержание
Содержательная часть работы
Приложения
Таблица 1- Требования к оформлению индивидуального проекта
Требование Содержание требования
1 2
Объем не менее 15 страниц компьютерного текста
Оформление текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4
Интервал 1,5
Шрифт «Times New Roman»
Размер 14 п
Выравнивание по ширине
Кавычки «кавычки-елочки»
Параметры страницы с левой стороны – 30 мм,
с правой – 10 мм,
сверху – 20 мм,
снизу –20 мм.
Нумерация страниц арабскими цифрами,
сквозная, от титульного листа, при этом номер страницы на титульном листе не проставляют
проставляется со второй страницы,
порядковый номер страницы ставится внизу по середине строки
Введение, названия глав, заключение, список использованных информационных источников с новой страницы заглавными буквами по центру жирным шрифтом, в конце точка не ставится
4. ПОДГОТОВКА КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ
Закончив написание и оформление проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем.
Подготовив проект к защите, студенты готовят выступление.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка по итогам защиты индивидуального проекта может быть засчитана в качестве промежуточной аттестации по дисциплине.
5. ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА
Презентация проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие выводы сделаны по итогам исследования;
Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.
Основное содержание презентации:
1 слайд - титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
-полное название техникума;
- тема индивидуального проекта
- ФИО обучающегося
- ФИО руководителя проекта
- год выполнения работы
2 слайд - ВВЕДЕНИЕ
Должно содержать обязательные элементы проекта:
Цели и задачи проекта
3 и последующие слайды (основная часть)- непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
Заключительный слайд (ВЫВОДЫ)
-итоги проделанной работы
Электронная презентация должна содержать не менее 15 слайдов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА
Защита проекта заканчивается выставлением оценок.
«Отлично» выставляется:
работа носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;
имеет положительные отзывы руководителя;
при защите работы студент показывает достаточно глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями, вносит обоснованные предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется:
носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;
имеет положительный отзыв руководителя;
при защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется:
носит практический характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;
в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и оформлению;
при защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ
Дисциплина ОУД.09 «Химия»
Профессия: «Повар. Кондитер»
Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами и меры профилактики.
Поваренная соль в пищевой промышленности.
Пищевые добавки в нашей жизни.
Все о пище с точки зрения химика.
Углеводы и их роль и значение в жизни человека.
Витамины и их роль в жизнедеятельности человека.
Чайные истории с точки зрения химии.
Нитраты и пестициды в продуктах питания.
Химия в профессии повара.
Карбоновые кислоты в пищевой промышленности.
Жиры. Жиры пищи.
Белки. Превращения белков в процессе приготовления пищи.
Применение спиртов в пищевой промышленности.
Роль воды в пищевой промышленности.
Органические вещества, улучшающие внешний вид и структуру пищи.
Дисциплина ОУД. 08 «Физика»
Профессия: «Автомеханик»
1.Принцип работы и устройство инжектора.
2.Типовые параметры работы инжекторных двигателей ВАЗ.
3.Инжекторные системы автомобилей.
4.Чего боится инжектор автомобиля?
5.АвтоВАЗ с описанием моделей.
Профессия: «Сварщик»
1.Устройство и действие сварочного трансформатора.
2.Промышленные сварочные аппараты для аргонодуговой сварки.
3.Техника безопасности при проведении сварочных работ.
4.Виды сварочных трансформаторов.
5.Лазерная сварка.
Профессия: «Мастер отделочных и строительных работ»
Исследование влияния шума на живые организмы.
Растворомешалки и их классификации.
Распылитель порошковой краски СТАРТ-50.
Самовыравнивающий лазерный уровень.
Виды строительных пылесосов и их назначение.
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новошахтинский индустриально – технологический техникум»
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ
на тему
«________________________________________________________________»
по дисциплине
«___________________________________________»
№ группы_____ Название профессии_______________________
Руководитель проекта_______________________________________________
Ответственный за проект_____________________________________________
Члены группы:
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Дата защиты проекта:
«____»_______________20__года.