М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»


Тема: М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
Цели: 1. Познакомить учащихся с романтическим произведением М. Горького .Проследить,как композиция рассказа помогает раскрывать замысел писателя.
2. Развивать у учащихся умения выделять и сопоставлять проблемные вопросы из легенд о Ларре и Данко.
3. Воспитывать бескорыстие, смелость, отрицательное отношение к эгоизму.
Тип урока: изучение нового материала
Наглядные пособия, литература: портрет М.Горького, иллюстрации к рассказу.
Работа со словами: афоризм, индивидуализм, гуманизм, себялюбие, самопожертвование .Ход урока:
1. Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
Выучить наизусть монолог Сатина со слов: «Человек- вот правда!»и до слов: «…уважать надо» с. 47
Изучение нового материала.Актуализация знаний.
Слово учителя.
Говоря о творчестве Горького, необходимо остановиться на прозе, в которой особо выделяются романтические рассказы. Цель их – раскрыть противоречия жизни; в этих рассказах Горький воспевал радость борьбы, любовь к свободе, заставляя поверить, что человек может быть прекрасен. «В жизни всегда есть место подвигам» - это слова из рассказа «Старуха Изергиль», на котором и хотелось бы сегодня остановиться.
Для этого нужно вспомнить, что вообще в литературе называется романтизмом (запись в тетрадь). Романтизм – это направление в литературе и искусстве, характеризующееся стремлением к национальному индивидуальному своеобразию, изображению идеальных героев и чувств.
Истоки романтической прозы Горького таятся в памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов.
Изергиль – главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также сказки о Ларре и Данко. Композиционно «автобиография» Изергиль располагается между сказками, и это подчеркивает, что героиня объединяет черты двух полярно противоположных сказочных персонажей: крайний индивидуализм и стремление к яркому и исключительному, вплоть до самопожертвования. Вот её афоризм : «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать, и найдёт, где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».
Комментированное чтение рассказа учителем стр. 25-36
Деление на группы.Каждая группа выполняет задания по трем частям рассказа.
Задание№1:Какова позиция автора и как она выражена?
Задание№2:Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?
Задание№3:Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?
Защита постеров учащимися.
Закрепление нового материала.
Задание 1. Какую роль играет старуха Изергиль в рассказе Горького?
Каков смысл последовательности трех частей рассказа?
В чём видят смысл жизни герои рассказа?
Почему легенды о Ларре и Данко передаются от имени Изергиль?
Каково на ваш взгляд идейное содержание легенд? (Запись в тетрадь)
Идейное содержание легенды о Ларре: осуждение себялюбия и индивидуализма; изгнание из человеческого общества – самая страшная кара для человека.
Идейное содержание легенды о Данко: гуманизм личности Данко, отношение героя к людям; прославление подвига во имя людей.
В чем смысл противопоставления этих двух героев?

Домашнее задание.
с. 36- 40, законспектировать; ответить на вопросы с.38
Итог урока.