Конспект урока обучения грамоте «Знакомство с секретом наклонного письма. Введение письма предложений по диктовку»
Конспект урока письма
Тема: Знакомство с секретом наклонного письма. Введение письма предложений по диктовку
Цели: создать условия для:
- формирования навыков анализа, сравнения, правильного письма;
- формирование представления о понятии «опасное при письме место»;
- формирование навыков схематичной записи предложения под диктовку;
- развития каллиграфических навыков;
- воспитание любви к письму.
Оборудование:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
1.Организация начала урока
2.Подготовка к письму
3.Изучение новой темы
4.Рефлексия
Здравствуйте! Сегодня урок письма проведу у вас я, Елена Андреевна.
Все ли готово к уроку? Проверьте, все ли лежит у вас на парте: ручка, цветные карандаши, прописи.
А теперь проверим, правильно ли вы сидите. Подвиньте стул к парте так, чтобы между грудью и партой проходил кулачек. Спина прямая, опирается на спинку стула. Ноги стоят прямо на полу. Сравните, вы так же сидите.
Ручку надо держать указательным и большим пальцами, лежать ручка должна на среднем пальце.
Обратите внимание на слайд.
Урок письма мы начнем с подготовки к письму. Сделаем массаж рук.
1.Подушечки четырех пальцев правой руки поставьте у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Смещайте кожу на 1 см вперед-назад. Проделайте то же для другой руки.
2. Положите левую руку на парту. Ребром ладони правой руки покажем «пиление» тыльной стороне левой ладони. Проделайте то же для другой руки.
3. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.
4. Движения, как при растирании замерзших рук.
Откройте страницу 10 (один ноль) прописи.
Рассмотрит рисунок. Что вы видите? Из какой сказки эти животные и дом?
Давайте вспомним, что говорится в сказке. Обратите внимание на слайд. Здесь все картинки перемешались. Наши герои не знают, кто за кем заходит в теремок. Давайте мы им поможем и расставим картинки так, как рассказывается сказка.
Наша задача заштриховать одного из героев сказки. А какие направления штриховки нам известны?
Давайте заштрихуем нашего медведя. Шкура медведя коричневая, поэтому возьмем коричневый карандаш, а закрасим штриховкой сверху вниз. Штаны мы закрасим зеленым карандашом штриховкой слева направо. Заплатки на штанах заштрихуем наискосок сверху вниз. Рубашку заштрихуем наискосок снизу вверх.
Как вы думаете, что записано схемами под всеми картинками?
Надо помнить, что предложение всегда пишется с большой буквы, а в конце него всегда ставятся или точка, или ?, или !. Это «опасные места». На их месте можно ошибиться.
Какое предложение говорил каждый из приходящих к теремку героев? Найдите его среди схем под картинками.
О каких «опасных местах» можно забыть в этом предложении?
Проверьте, все ли «опасные места» отмечены в данном предложении?
А как отвечала мышка?
Может это предложение быть вторым? Почему? Обведите его и опасные места в нем.
Может ли третьим быть предложение «Хорошо в теремке!»? Почему? Обведите схему предложения и самостоятельно отметьте «опасные места».
Чтобы мы не забывали об «опасных при письме местах», предлагаю вам вести таблицу. Кто умеет читать, прочитайте, как будет называться наша таблица.
(вставляю в таблицу схему предложения с подчеркнутыми «опасными местами»)
Что ответила лягушка из теремка?
Поучимся самостоятельно записывать предложения, отмечая «опасные места». Что нужно сначала сделать?
1.Сначала надо послушать предложение, понять его и повторить, чтобы запомнить.
Хором повторим предложение: Я лягушка – квакушка.
Шепотом диктуя себе, запишите это предложение внизу, на свободной строчке.
Не забудьте показать, а потом подчеркнуть «опасные места». По длине сделайте черточку такую же, как на строке выше.
Последнее, что надо всегда делать при записи, – это проверять. Как предлагаете проверять?
Какой линией мы обозначаем начало предложения в схеме? Поучимся ее хорошо писать.
Откуда начнем – сверху или снизу? Обведем такие линии по серому шрифту на странице 1 1 (один один). Кому было легко?
Посмотрите на вторую часть той же строки. Какие прямые вы видите?
А как на странице 1 0 (один ноль) написаны название сказки?
Вы хотите узнать секрет наклонного письма?
Рассмотрим рисунки и попробуем открыть этот секрет. Но сначала надо выбрать картинку. В этом я вам помогу. Кто пишет правой рукой, поднимите руку. Найдите картинки справа. Кто пишет левой рукой, поднимите руку. Найдите картинки слева.
Как лежат тетради?
Положите свои тетради так, как на рисунке.
А теперь слушайте секрет, первую часть которого вы уже сами открыли: чтобы получилось письмо с наклоном, нужно:
1)положить тетрадь с наклоном; 2)писать, направляя руку сверху к середине своей груди; 3)сверять свои наклонные с наклонными линиями-помощниками.
Посмотрите на подсказку под картинками: где нужно начинать письмо?
Давайте попробуем, помогает ли открытый нами секрет. Но для начала проверьте, правильно ли у вас лежат тетради.
Теперь найдите вверху страницы прямые наклонные линии. Обведите прямые наклонные линии, напечатанные серым цветом.
Кому было легко обвести?
Найдите первую строчку под рисунками. Как будем писать большие прямые наклонные линии?
Обведите прямые наклонные линии, написанные серым цветом, затем написанные пунктиром, затем напишите сами до конца строки.
Кому было легко обвести?
Кто смог сам написать? Сравните образец о свои линии. Выберите ту линию, которая похожа на образец, обведите карандашом.
Найдите вторую строку. Как будем писать маленькие прямые наклонные линии?
Обведите прямые наклонные линии, написанные серым цветом, затем написанные пунктиром, затем напишите сами до конца строки.
Кому было легко обвести?
Кто смог сам написать? Сравните образец о свои линии. Выберите ту линию, которая похожа на образец, обведите карандашом.
Найдите третью строку. Рассмотрите ее. Чему будем учиться?
Как будем писать?
Напишите большие прямые наклонные линии самостоятельно.
Кто написал без подсказок?
Напишите маленькие прямые наклонные линии самостоятельно.
Кто написал без подсказок?
Сравните образец и свои линии, найдите лучшую и обведите карандашом.
Как вы писали предложения на страннице 10 (один ноль)?
Как вы писали прямые наклонные линии на странице 11 (один один). Довольны ли нет, поднимите руку. Почему?
Что надо сделать, чтобы быть довольным?
На рисунке мы видим дом, мышку, лягушку, зайца, лису и медведя. Они из сказки «Теремок».
Расставляют картинки в правильной последовательности.
Сверх вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, наискосок снизу вверх, наискосок сверху вниз.
Выполняют штриховку в прописи.
Предложения
Кто, кто в теремочке живет?
Можно забыть про большую букву и вопросительный знак в конце предложения.
Проверяют правильность выделения «опасных мест».
Я мышка – норушка.
Может, так как оно сообщает.
Выполняют задание.
Может, так как оно выражает радость, восторженность.
Я лягушка – квакушка.
Прочитать по схеме предложение и посмотреть, показаны ли его начало или конец.
Прямой без наклона
Удобнее писать сверху.
Прямые длинные с наклоном.
С наклоном.
С наклоном
Сверху
Ученики проверяют положение тетради.
Обводит прямые наклонные линии серого цвета
Сверху вниз наискосок.
Будем учиться писать большие и маленькие прямые наклонные линии. Сверху вниз с наклоном.
Самостоятельно пишут
Лучшую линию обводят карандашом
Надо тренироваться
Показ сказки
Вывешиваются карточки с видами штриховок
На доске вывешивается название таблицы «Опасные при письме места»
Вывешивается карточка
этапа
Предложение произносится орфоэпично
На доске вывешивается вторая карточка