План урока Пасха (модуль Основы православной культуры)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 28 р.п. Чунский
Чунского района Иркутской области














(Номинация: «Конспекты занятий»)


Автор: Бакалова Марина Михайловна,
замдиректора по НМР,
учитель ОРКСЭ
(модуль «Основы православной культуры»)












р.п. Чунский
2013 г.
Пояснительная записка.

Урок «Пасха» входит в ряд уроков, посвященных Иисусу Христу. По мнению А.В. Кураева, автора учебника «Основы православной культуры», урок может состоять из двух частей: Пасхи догматической, христианской и Пасхи русской. Пасха христианская – это рассказ о вероучительном значении события Пасхи, а Пасха русская – это наши обычаи, связанные с ее празднованием. Главное на этом уроке – понимание детей, что Пасха - это репортаж не из прошлого, а из будущего. Для христиан Пасха – это слово о будущем, а не о прошлом, это слово надежды. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Урок был выстроен с учетом рекомендаций автора учебника.
Урок «Пасха» проведён на основе системно-деятельностного подхода. На уроке созданы условия для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. В ходе урока реализовываются не только предметные, но и метапредметные задачи: создавать условия для развития у учащихся: интереса к учебному материалу; способности к самооценке, чувству прекрасного, эмпатии; умения оценивать содержание, обеспечивающее моральный выбор; умения соотносить события с этическими нормами; умения ориентироваться в системе личностных смыслов; основы личностного  и жизненного самопознания; способности к постановке учебной задачи; умения принимать и сохранять учебную задачу; умения осуществлять итоговый контроль; умения осуществлять действия контроля и оценки; умение высказываться в устной форме; умение осуществлять синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждение об объекте; умение осуществлять поиск нужной информации; владения основами смыслового чтения текста; умения учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию; умения соблюдать корректность в высказываниях; умение допускать существование разных точек зрения; умение приходить к общему решению; умение владеть монологической и диалогической формой речи;
УУД формируются через применение ИКТ, диалоговые методы работы, приемы сравнения, анализа, привлечение краеведческого материала, собранного  автором урока «Пасха».








Конспект урока «Пасха», 4 класс.

Урок № 8
Тема: Пасха
Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к главному церковному празднику: Пасхе Христовой.
Задачи:
Выяснить, в чём заключается смысл праздника;
Понять, почему Иисуса Христа называют Спасителем;
Сравнить, как принято праздновать Пасху в православии с тем, как празднуется Пасха в семьях обучающихся;
Поделиться личным опытом участия в детских играх на Пасху;
Осознать значение победы Христа над физической смертью.
Оборудование: мультимедийное оборудование, дополнительный материал.
Ход урока:

1. Оргмомент.
Учитель (далее У.) -Добрый день. Я рада всех Вас видеть, желаю всем нам радостного настроения, умения слушать и слышать друг друга. Сейчас мы посмотрим видеооткрытку и попробуем определить тему и цель урока
2. Актуализация знаний.
Просмотр видеооткрытки «С праздником!»
У.- К какому празднику относится эта видеооткрытка?
ученик (далее у.) - К Пасхе!
У.- Как догадались?
у.- Видна церковь, крашеные яйца, надпись «Христос Воскресе!».
У.- Запишем тему урока: «Пасха».
У.- Какова будет цель нашего урока?
у.- Узнать, что такое Пасха.
У.- Найдите в учебнике урок по этой теме, прочитайте врезку «Мы узнаем»
У. – Что мы узнаем?
у.- Что воскресенье - не только день недели. Что такое Пасха. Как празднуют Пасху.
У. –Что Вы уже знаете об этом празднике?
у. – Пасха бывает весной, в домах красят яйца, люди ходят в церковь, звонят в колокола.
У.- Что означает этот праздник?
у. ?
3. Изучение новых понятий и способов действия.
У.- Послушайте, как дети пяти-шести лет рассказывают о Пасхе. После просмотра расскажите, что нового Вы узнали? (видеоролик «Дети о Пасхе»).
у. – Пасха – самый радостный праздник, потому что Спаситель воскрес.
у. – Один из апостолов был злым, он предал Христа. Понтий Пилат приказал арестовать Христа и казнить как преступника. Иисус Христос не был преступником, он хотел спасти всех.
у.- Иисуса казнили на горе Голгофе. Он молился Богу. Рядом с Иисусом были разбойники. Один поверил Христу, а другой – нет.
у.- Иисуса после казни похоронили в пещере. Вход закрыли большим камнем. Понтий Пилат приказал сторожить пещеру. Утром туда пришла Мария Магдалина, но никого не обнаружила, только Ангела.
у.- Иисус Христос воскрес и явился людям. Люди поняли, что надо любить Бога, чтобы воскреснуть.
3.1. Работа со стихотворением.
У.- Прочитайте про себя стихотворение А. Майкова на странице 30 или на слайде, для того, чтобы выразительно прочитать его вслух.
У. – Что Вы можете сказать об этом стихотворении?
у.- В нём рассказывается о Пасхе: звонят в колокола, народ идет в церковь, на улице – весна.
У.- Что такое благовест?
у.- ? Благая весть?
У. – Можно так сказать. Послушайте запись( колокольный звон на Пасху).
У.- Какое настроение создает такой перезвон?
у.- Радостное.
3.2. Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения А. Майкова.
У.- Какое настроение живет в этом стихотворении?
у.- Радостное.
У.- Чему радуется автор (лирический герой)?
у. – Идет весна, обновление жизни, радуется тому, что воскрес Иисус Христос.
У.- Где мы можем найти информацию, что такое воскресение?
у.- В учебнике.
3.3. Чтение статьи учебника: стр. 28- 29 «Воскресение Христа».
Вопросы на восприятие:
У.- В какой день недели всегда бывает этот праздник?
у.- В воскресенье.
У.- Найдите в учебнике, как определить, в какое число точно будет Пасха?
у. – «Это интересно», врезка на страница № 29. Воскресенье, которое последует за первым весенним полнолунием.
У. - Почему воскресение Христа – большая радость для человека (христианина)?
у.- Христос дал всем людям надежду на воскресение.
3.4. Анализ слайда с иллюстрацией старинной пасхальной открытки.
У.- Что Вы можете сказать, судя по этой открытке, об отношении детей к празднику Пасхи?
у.- Дети очень любили праздник Пасхи, потому что в этот праздник можно было угощаться сладостями, играть с пасхальными яйцами, ходить в гости).
3.5. Работа в парах или группах.
У.- Сравните, как принято праздновать среди православных христиан Пасху, и как Вы празднуете этот церковный праздник. Для этого поработаем в парах, в группах или индивидуально. Нужную информацию вы можете найти на страницах учебника (стр. 29 – 30 «Русская Пасха»).
У.- Как нужно работать в группе или паре, чтобы был результат?
у.- Слышать друг друга, приходить к общему мнению, не перебивать.
У.- Определитесь, кто будет отвечать
у.- Общее: приветствуем друг друга словами: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!».
Красим яйца, печём куличи. Ходим в гости. Отличия: не постимся, не ходим на ночную службу, не помогаем в этот праздник другим людям.
У. – Изменилось ли Ваше отношение к празднику Пасхи?
у.- Да, потому что радость в этом празднике не для тела, а для души!
У.- Послушайте сообщение ученицы нашей школы, Кати Рукосуевой «Я гощу на Пасху!», которое ей помогала составлять её бабушка: Рукосуева Любовь Васильевна.
у.- «По воспоминаниям Любови Васильевны Рукосуевой, моей бабушки, уроженки деревни Тахтамай Чунского района, в народе признавали только церковные праздники, советские календарные праздники не признавали. Не праздновали даже Новый год. Единственный государственный праздник, который отмечали - День Победы в Великой Отечественной войне - 9 мая. Приготовление к Пасхе начиналось с четверга, который называется Чистый четверг. Всё мыли, стирали, убирали. К Пасхе шили новую одежду, или перешивали старую. Шли за пихтой, выстилали пихтой под койками, под столом, клали пихту за рамки с фотографиями. До родительского дня пихта была в доме. В пятницу и субботу можно было только стряпать. Яйца и стряпанная пасха должны были ночевать на столе. До праздника Пасхи был пост: нельзя было есть мясную и молочную пищу. Утром начинали говеть: начинали всё есть. Завтракать садились всей семьёй. Ели варёные яйца, обязательно - холодец, куличи, тарки налевные, шаньги с творогом и картошкой, черёмуховый или рыбный пирог, икряники, и всё мясное. Утром в Пасху вставали в пять часов утра, выходили на крыльцо: смотреть, как солнышко играет, так учила мою бабушка её бабушка. По всей деревне с утра выходили смотреть на солнце – это была традиция.
Бабушка утром молилась. Потом управлялись с делами, брали с собой еду и все нарядные шли по гостям. Взрослые гуляли весело, брали с собой только очень маленьких детей, за день обходили по 5-6 домов. Заранее планировали, у кого гулять. Говорили: «Я гощу на Пасху!», значит, «Приглашаю к себе в гости на этот праздник». Молодёжь ходила на поляны возле леса. Там играли, бегали, прыгали, катались на плотах по реке. Была такая специальная игра с пасхальными яйцами. Все вставали в круг и от одного игрока к другому перекатывали яйца по земле. На пасху бились яйцами, пытались обмануть друг друга: вместо яиц брали похожие по форме камушки, красили их. Чтобы собрать на Пасху больше куриных яиц, начинали их копить заранее. Холодильников не было, яйца хранили в древесной золе, в прохладном месте, в глиняных горшках с широким горлышком.
Красили яйца чаще всего луковой шелухой, они становились почти красными, иногда берёзовыми листьями, тогда они становились желто-зелёного цвета. Прабабушка учила детей делать узоры: яйца обматывали нитками пряжи и потом уже красили. Скорлупу от съеденных яиц дома в Пасху не выбрасывали, их бросали под стол, на пихту»
У.- Как Вы поняли, как в народе относились к Пасхе?
у.- Почитали, соблюдали традиции, верили в чудо.
4. Формирование умений и навыков.
Работа с фрагментом (аудиозаписью) произведения С. Рахманинова «Светлый праздник» и пасхальным гимном;
У.- Послушайте произведение С. Рахманинова «Светлый праздник».
У.- Что Вы услышали в этом произведении?
у.- Как колокол звонит!
у.- Капли весной капают и звенят!
У.-По своему настроению на какую торжественную главную песню похожа эта сюита?
у.- На гимн!
У.- Найдите в тексте статьи «Пасха» пасхальный гимн. Прочитаем его хором.
У.- Почему композитор С. Рахманинов назвал своё произведение «Светлый праздник?»
у.- Мы про это читали в рубрике «Это интересно»! Ночь в полнолуние перед Пасхой самая светлая!
У.- Найдите, в этой врезке, какой ещё смысл в слове «светлая»?
у.- «Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души».
5. Итог урока.
У.- Какую цель мы ставили?
у.- Узнать, что такое Пасха: как её празднуют, что воскресенье не только день недели.
У.- Проверьте себя, как Вы усвоили основное содержание урока. (Тест на слайдах, выбор правильного ответа из нескольких вариантов ответов. Правильный ответ выцветает при помощи анимации)
У.- Что понравилось на уроке? Что запомнилось? С каким настроением заканчиваем урок?
у.- Понравилось слушать маленьких детей о Пасхе;
у.- Запомнилось, что Христос воскрес для всех людей, дал людям свет, спас их.
у.- Настроение радостное, потому что была радостная музыка и радостное стихотворение
у.- И печальное, потому что Христа жалко.
6. Домашнее задание.
У.- Какое будет домашнее задание?
у.- Прочитать дома вслух статью учебника «Пасха» и ответить на вопросы в конце статьи вместе с родителями.
У.- Если будет желание, можете сделать пасхальное яйцо, нарисовать рисунок, написать сочинение «Что я знаю о Пасхе?», показать детскую игру с пасхальными яйцами.
У. – Спасибо всем за урок!
у.- Спасибо!













Литература:
1. Болотина Т.В., Йоффе А.Н., Мишина И.А. и др. Основные приёмы и технологии в работе преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики»: учебно-методическое пособие.-Иркутск: АПК и ППРО, 2012.-217с.
2. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2012.
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс/А.Я.Данилюк. – М.:Просвещение,2012

Интернет-сайты:
1. pravmir.ru
2. MusVid.NET
Программное обеспечение:

1. Основы православной культуры.








13PAGE 15


13PAGE 14715