Конспект урока по основам православной культуры Пасха
Основы православной культуры.
Тема урока: « Пасха»( 4 класс)
Цель урока: познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие
Задачи урока:
Личностные -помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально- полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси
познавательные – осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источниковрегулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества, умение работать в группах
Этап урока Деятельность учителя УУД
1.Организацион-
ныймомент(Учащиеся стоят в кругу, взявшись за руки.Стихотворение произносят хором, вполголоса.) Рано утром я встаю,Землю я благодарю.Солнцу, ветру улыбаюсь, И, при этом не стесняясь,Слово «здравствуй» говорю.С кем встречаюсь поутру,Всем здоровья я желаю, Никого не обижаю.Хватит места на Земле Людям всем, животным, мне.Чтоб Земля моя цвела,Я желаю всем ДОБРА!
Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи
3.Открытие новых знаний
4.Творческая работа. «Ребята, вы любите праздники? Какие христианские праздники вы знаете?»
Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..
Христос воскрес!
Христос воскрес!
- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»
- Верно – это Пасха.
- Прочитайте в учебнике на с. 28 о чём вы узнаете на уроке.
Узнаем:
Что воскресенье не только день недели.
Что такое Пасха.
Как празднуют Пасху.
- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
- Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)
Воскресение- день возобновления жизни
Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28
- Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.
-В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе.
(Приводится пример из учебника на странице 29)
(Гусеница перестаёт питаться листьями и на время превращается в мёртвый кокон. В коконе у неё незаметно вырастают крылья. Из него она вылетает вольной бабочкой)Доп.материал « История одного жука»( Приложение1)
А как вы думаете, почему праздник Пасхи приходится на разные весенние даты?
( Работа с учебником « Это интересно»)
В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный день. Особенно торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – ПАСХА ХРИСТОВА.
А как вы думаете, почему праздник Пасхи приходится на разные весенние даты?
Учебник « Это интересно»
Празднику предшествует почти двухмесячный пост.
- Особенной является и последняя неделя перед Пасхой. Каждый день этой недели особенный и несёт свой смысл, имеет своё название.
Как празднуют Пасху
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа. Люди поют радостные пасхальные гимны
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.
Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения. Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом , оставляя пред ним часть хлеба они верили , что сам Господь невидимо присутствует среди них.
Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница.
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.
Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники (спирали). Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение.
Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры.
Работа в группах.
1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.
Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!
Давайте мы попробуем раскрасить пасхальные яйца.
Приложение 2.
РегулятивноеУУД: понимать цель выполняемых действий
Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
Познавательное УУД – осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников
Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание
5.Закрепление новых знаний Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
4. В чем состоит христианский пост?
6. Рефлексия ННа уроке я работал активно/пассивно
* Своей работой на уроке я доволен/не доволен
* Урок для меня показался коротким/длинным
* За урок я не устал/устал
* Моё настроение улучшилось/стало хуже
* Материал урока мне был понятен/не понятен
- Что нового узнали для себя на уроке? Достигли ли мы цели,поставлен-
лной в начале урока?
Каждое воскресенье — это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним.
Познавательное УУД:
Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
7.Домашнее задание Изготовить и оформить праздничную пасхальную открытку.
ППриложение 3.