Статья по теме Преодоление социальной исключенности обучающихся нуждающихся в социальной поддержке
Преодоление социальной исключенности обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке
Актуальность темы обусловлена ее социальной и психолого-педагогической значимостью, она определяется тем, что преодоление социальной исключенности уязвимой категории детей, является важнейшим фактором формирования социально-устойчивой личности в современных условиях, поскольку определяет формирование ценностных ориентаций обучающихся, развитие гражданской позиции, защиту своих прав, развитие чувства эмпатии, готовность человека к созидательному труду, взаимодействие с окружающим миром, коллективизм и принятие общественных ценностей.
В нашем техникуме обучается и воспитывается 78 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Я, как социальный педагог, осуществляю социально-педагогическое сопровождение всех учащихся из числа сирот, имеющих различные проблемы и нуждающихся в социальной поддержке.
Все дети названной категории зачастую находятся в трудной жизненной ситуации, многие практически с рождения.
Для наших детей характерны:
- устоявшиеся стереотипы поведения
- неуверенность в себе, неадекватная самооценка
- тенденция к иждивенчеству
- инфантильность в решении социальных вопросов
- отсутствие чувства защищенности и доверия к взрослым
- протестное поведение от депрессивного состояния до агрессии и жестокости.
Помимо сиротства, многие наши дети также являются:
- детьми – инвалидами
- детьми, имеющими недостатки в психическом и/или физическом развитии
- детьми с отклонениями в поведении.
Известно, что при серьезных переменах в привычной жизни любой юноша или девушка испытывают стрессовую ситуацию. Сильнейшей стрессовой ситуацией для детей-сирот является поступление на учебу в профессиональное образовательное учреждение и переселение в общежитие или детский дом. Сразу же появляется свободное время, которое заполняется, естественно, в зависимости от уровня потребностей, интересов, интеллекта и особенностей характера.
Некоторые наши дети пережили тяжелейшие травмы, о которых они стараются никому не рассказывать, стараются забыть, поэтому я бы рекомендовала мастерам производственного обучения и кураторам групп, у которых есть обучающиеся из данной категории детей, ознакомиться поближе с их личными делами, для того, чтобы вникнуть в суть проблемы. Зачастую обстоятельства жизни ребят складывались таким образом, что отсутствовала возможность удовлетворения самых насущных, базовых потребностей. Потеря семьи – тяжелейшая травма, трагедия для ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. И когда он становится взрослым, эта потеря ещё более ощутима. Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос без родительской любви, в детском учреждении на полном государственном обеспечении, в специфическом, полуизолированном мире.
В подобных учреждениях дети довольствовались заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, к учебе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.
Социально-психологическая служба нашего техникума старается оказать различные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:
– социально-правовую;
– социально-психологическую;
– социально-информационную;
– духовно-просветительскую.
Государство огромное внимание уделяет проблемам социального сиротства, проблемам социализации сирот, адаптации их в образовательном пространстве и в обществе. Я бы хотела заострить Ваше внимание на «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Стратегия была создана и работает «в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в РФ». В Национальной стратегии названы основные проблемы в сфере детства, в частности «Социальная исключенность уязвимых категорий граждан, к которым относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении».
Ключевыми принципами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» являются:
- «Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В РФ должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности»;
- «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства» - к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей.
Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации»;
- «В РФ во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество».
В связи с вышесказанным, возникла необходимость создания в нашем образовательном учреждении социальной адаптационной программы «Шаг навстречу». Данная программа – программа сопровождения детей-сирот из числа обучающихся техникума путем социализации их в образовательном пространстве.
Цель программы: организация психолого-социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях воспитательно-образовательного процесса в техникуме для преодоления у них социальной исключенности.
В создании условий для результативности процесса социальной адаптации детей-сирот в нашем техникуме должен принимать участие весь педагогический коллектив техникума: мастера производственного обучения, кураторы групп, преподаватели, классные руководители, фельдшер-нарколог, социальный педагог, педагог – психолог, воспитатели общежития и детского дома, и поэтому важно устанавливать педагогически целесообразное сочетание методов и различных технологий профессиональной работы для решения проблем, связанных с вопросом адаптации, воспитания, оздоровления и личностной коррекции обучающихся.
Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности. Собираются сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, об особенностях личности ребенка, выявляются проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.
На основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития подопечного. Совместно с психологом анализируются данные диагностики, вырабатываются единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям.
Результатом такой работы предполагается составление индивидуальной программы развития ребенка.
Правильно организованная работа коллектива предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, комплексную социальную помощь в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальная работа всегда должна быть направлена на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения в целях преодоления социальной исключенности.
ЛИТЕРАТУРА
Москвина В. Социализация детей-сирот. Воспитание школьников, №1, 2006.
Макаренко С. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников, №7, 2006.