Доклад по экономике на тему Формирование основ экономической культуры и первоначальных экономических знаний и представлений, необходимых в практической деятельности школьников
Экономическая культура младшего школьника - это качественная характеристика его личности, включающая в себя первоначальные экономические знания, умения и навыки простейшей экономической деятельности, элементы экономического мышления и сознания, а также экономически значимые качества личности (бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность).
Формирование основ экономической культуры и получение первоначальных экономических знаний и представлений у детей как правило происходит стихийно, под воздействием увиденного на улице, услышанного от знакомых и сверстников. В итоге у школьников возникает искаженное представление по важнейшим экономическим проблемам и вопросам. Успех экономического образования в школе вообще и в начальной школе в частности базируется на его систематичности, логической последовательности и непрерывности, предусматривающей постоянное движение от простого к сложному. Как педагогическая система, оно представляет собой целесообразную совокупность путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний, умений младших школьников, формирования экономического мышления и культуры, способности к деловому общению, воспитание инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу в целях получения конкретных и обобщенных результатов с наименьшими затратами всех видов ресурсов. Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества.
В современном мире, в котором так много неизвестного, порой и мы, взрослые, теряемся в непрерывном потоке информации. А как помочь маленькому человеку с его пытливым умом, у которого каждую минуту возникает множество вопросов? С экономикой ребенок сталкивается постоянно: когда идет с мамой в магазин, где просит купить понравившуюся ему игрушку; когда с папой в сберкассе вносит плату за квартиру, газ и свет; когда бабушка с дедушкой дарят на день рождения деньги...
Интерес школьников и их родителей к экономическому воспитанию вызвал необходимость введения в программы общеобразовательных учреждений учебных предметов, направленных на изучение основ экономики.
С прошлого года начальная школа нашей гимназии принимает участие в эксперименте по экономическому воспитанию младших школьников.
Ребенок должен понимать и ценить окружающий предметный мир.
Уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
Видеть красоту человеческого творения.
Признавать авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки )Вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.
Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на содержания обучения с производительным трудом. В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое воспитание учащихся. Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.
На 2014-2015 уч.год предмет «Экономика» включен в учебный план гимназии. Учителя работают по программе Рябовой И.Г. «Основы экономики в начальной школе», учебнику Смирновой Т.В., Просняковой Т.Н. «Белка и компания», задачнику- рабочей тетради «Путешествие Белки и её друзей»
Объем экономических знаний, необходимых и доступных младшими школьникам, определяется разработанной программой, включающей следующие содержательные линии: «Человек и его потребности», «Товар, купля и продажа товаров», «Домашняя экономика». Наиболее эффективными методами формирования основ экономической культуры младших школьников являются дидактические игры, конкурсы, простейший анализ элементарных экономических ситуаций; составление и решение задач с экономическим содержанием ; работа с цифровым материалом и др. ( Слайд № 2 представлена финансовая задача, загадка - Перепутанная лента. Вспомнить два полезных правила, о которых часто забывал один из героев сказок лис Фукс) Логические и арифметические задачи и кроссворды, решаемые учащимися на уроках экономики, оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, что способствует формированию экономического мышления у учащихся. При этом не только расширяется экономический кругозор ученика, но и даётся представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Урок экономики является наиболее эффективной формой организации экономической подготовки младших школьников. Учитывая вышесказанное, считается возможным определить экономическую культуру как качественную характеристику личности, показывающую уровень сформированности экономических знаний, умений и навыков практической экономической деятельности, развитость экономического мышления и сознания, степень реализации экономически значимых качеств личности в сфере общественного производства, распределения, обмена и потребления.
В учебнике в доступной для детского восприятия форме сказок о лесных жителях раскрываются необходимые для усвоения сложные экономические категории. Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно поэтому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. В сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления.
По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины.
Герои сказок зовут учащихся в увлекательный мир экономики, помогают им понять, что значит «мыслить экономически», стараются привить интерес и вкус к этой науке, которая будет помогать им на всех этапах дальнейшей жизни грамотно оценивать те или иные события, сталкивать с неизбежной необходимостью принимать решения, делать правильный выбор. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия. Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включаются в общую деятельность.
С детства человек решает проблему выбора, с какого урока начать домашнее задание, какую книгу читать, с кем дружить, защищать ли свое достоинство… Не решая самостоятельно проблему выбора, ребенок привыкает к статусу «иждивенца». Основы экономических знаний – это информация о путях постоянного выбора, который из ограниченных ресурсов делает человек ради себя, своей семьи, своего общества.
Специфика экономического образования младших школьников связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, преобладанием предметно-действенного типа мышления. Учащимся даются экономические понятия : деньги, бюджет семьи, потребности и возможности, накопления, банк, зарплата и т.д.
Нужно помочь осознать детям, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самых благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Экономическое воспитание совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления. Это прослеживается при выполнении практических работ. (На слайде № 3 мы видим , дана практическая работа- помочь ёжику склеить осколки. Склеить третью тарелку самим, перевести её осколки, вырезать , сложить и приклеить на фон. В увеличенном виде эта работа выглядит так- (показ образца тарелки))
(Следующий слайд № 4 Практическая работа – оригами. Сложить по образцу коробочку. Этим помочь герою сказки. Данная коробочка может служить для хранения мелкого товара или сухого букета. (Показ образца)
Интересно представлена работа со справочным бюро. Загадки на внимательность (Слайд № Какая этикетка должна быть следующей ),
следующая загадка представлена в виде вышивки (Слайд № Какой цветок вышить?) Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания.
В настоящее время значительно повысились требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того чтобы школьник научился разбираться в сложнейших экономических понятиях
в 1-2 классах начинается освоение основных экономических терминов, таких как: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. При этом, важно акцентировать внимание на понятиях, которые связаны с собственностью, таких как «наше», «общее», «чужое».В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлений экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.
Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться.
Младший школьник участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и тем самым получает первичный экономический опыт. В семье он приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношение понятий «работа» (мама работает, папа на работе) и «деньги» (мама и папа работают и получают деньги), узнает для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомится в реальной жизни с процессами купли и продажи, понятиями «магазин», «рынок». Часто ребенок сам принимает участие в процессе купли продуктов, товаров (подает деньги, получает чек, сдачу). Часто школьники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот. Поэтому задача педагога заключается не только в том, чтобы дать школьнику какой-либо объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.
На одном из уроков я предложила детям разыграть семейную ситуацию:
«В доме зарплата»
Один ребёнок исполнял роль папы. «Сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье. Все, что нарисовано картинках, как бы настоящее. Как ты думаешь, что можно купить на полученные деньги?» Среди предметов первой необходимости на картинках были нарисованы овощи, фрукты, колбасные и кондитерские изделия, игрушки, книги, мебель - всего 25 картинок. Были картинки, изображающие и разные марки машин, велосипеды и несколько провоцирующих, явно не требуемых семье объектов (тигр, трактор, самолет). Все картинки были разложены , имитируя настоящий магазин. Ситуация проходила в форме деловой игры. Оказалось: ребёнок очень хорошо соориентировался в потребностях своей семьи и, самое главное, в своих возможностях.
Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках данного курса, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.
Младший школьник должен уметь соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь; усвоить, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пенсии – компенсация за прошлый труд, пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их сократить; что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут сохраниться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, дорогостоящих вещей; и т. п.
В рабочей тетради к учебнику авторы предлагают интересные задания .(Слайд № 5 Как раньше передавали информацию) Торговые затраты (Слайд № 6 ),услуги и товары ( Слайд № 7 ), здесь же по теме урока дана скороговорка. В заданиях прослеживаются метапредметные связи. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, включение ребёнка в разные типы деятельности создаёт условия для его личностного роста.
В формировании основ экономической культуры помогают сюжетно – дидактические игры, например: «Хороший хозяин», «Товар и его свойства», «Цена и деньги», «Реклама». Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Обучение в процессе игры дает не только выигрыш во времени и повышает уровень удовлетворенности обучающихся образовательным процессом, но и приводит к повышению у них уровня сформированности их учебных умений.
Для усвоения экономических знаний и формирования экономического мышления у учащихся целесообразно использовать проблемный метод обучения, являющийся частью современной системы развивающего обучения. В процессе проблемного обучения сочетаются самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых знаний в соответствии требованиями ФГОС.
Экономическая подготовка младшего школьника есть уровень полученного им экономического образования, уровень его экономической культуры.
Тесно связанные между собой, экономическое образование и воспитание выстраивают «мостик» для перехода знаний в убеждения и поступки, обеспечивая единство в развитии и взаимном обогащении экономического мышления, практических навыков экономической деятельности и соответствующих качеств личности.