Доклад по теме: «Оценка метапредметных результатов в процессе исследовательской и проектной деятельности» 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 
«Лицей №6» имени З.Г. Серазетдиновой 
г.Оренбург Оренбургской области
Выступление на методическом совете по теме: «Оценка метапредметных результатов в процессе исследовательской и проектной деятельности»
Автор:
Иноземцева Елена Александровна
учитель географии
Первая квалификационная категория
МОАУ «Лицей №6» г. Оренбург 
2015
Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на уровне  образовательного учреждения обязательным является  функционированиу внутренней системы оценки качества образования (ст. 28, ч.3, п.13). В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но  и личностные и метапредметные результаты
Такие результаты  формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников.  
 В основной образовательной программе основного общего образования нашего лицея в содержательном разделе прописаны для реализации 4 междисциплинарные программы.
С внедрением ФГОС проектно-исследовательская деятельность вновь стала актуальна. Именно проектная деятельность позволяет в комплексе формировать все универсальные действия.
 Чаще всего проектная деятельность реализуется вне урока, гораздо сложнее осуществить данную деятельность в рамках урока, так как  урок ограничен по времени. Поэтому задача учителя организовать работу таким образом,  чтобы взаимодействие содержания учебных предметов как на уроках, так и во внеурочное время. Включения обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе.  В нашем лицее  хорошей традицией стало ежегодное проведение научно – практической конференции «Восхождение», 
за период с 2011 по 2014 учебные года на естественно – географической кафедре  наблюдается рост числа учащихся, заинтересованных  данным видом работы
Трёхлетний опыт работы показал, что регулярное участие обучающихся в разнообразной проектной деятельности позволяет сформировать у них универсальные учебные действия и оценить метапредметные результаты их обучения. Диагностика метопредметных результатов представлена на экране.
Проанализировав работы учащихся , учителя естественно – географической кафедры сделали вывод, что  предпочтение ученики отдают исследовательской работе. Это 66 % от общего числа участников 
Данный тип работы  был выбран по химии - «Влияние этилового спирта на здоровье человека» (рук. Ковтун Т.Н.) , по биологии « Какую воду мы пьём?» (рук. Патокина Н.В.), «Обмеление реки Урал» (рук. Науменко Т.П.), по географии «Исторические памятники Оренбуржья» (рук. Акимова Н.В.)
 И 34 % участников  конференции на кафедре выбирают информационный проект.по географии -  «Великая держава – Россия» и «Экскурсия по Шанхаю» (рук. Иноземцева Е.А.),                   « Эндемики Оренбургского  степного  заповедника» (Рук. Акимова Н.В.), по биологии» Травы Оренбургского степного заповедника» (Рук. Науменко Т.П.) 
Для того, что бы дать оценку проектной и исследовательской деятельности обучающихся, необходимо иметь критерии оценки. 
Критерии оценки проектной работы разрабатываются  и утверждаются на заседании методического совета  с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:  
1. Формирование к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, 
 2. Формирование  предметных знаний и способов действий, 
 3. Формирование  регулятивных действий, . 
4. Формирование коммуникативных действий, 
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. . 
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.  Можно привести   примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев 
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 
1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 
 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 
3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при  выступлении на более высоком уровне ( конференции городского, регионального и других уровней).
 По результатам проектов прошлого года таких работ было две –«Обмеление реки Урал» Глуховой Аленксандры  городская экологическая акция « Земля – наш общий дом» - 3 место , представлена на всероссийскикий конкурс   и    «Исторические памятники Оренбуржья»   Ситжановой   Элины на городской конференции ОГУ
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
При необходимости можно  использовать аналитический подход к описанию результатов проектной деятельности, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).  При  использовании  такой оценочной системы  можно создать  так называемый оценочный лист составленный с учетом основной общеобразовательной программы образовательного учреждения.  Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности
 Подводя итог, можно сделать выводы, что:
Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»  является составной частью комплексной оценки учащихся по метапредметным результатами. 
Реализация данной программы позволит эффективно перейти от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов, развивать интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса  и диагностируется ежегодно.  
С результатими диагностического исследования уровня  сформированности познавательных  универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов Вас познакомит заместитель директора по учебно воспитательной работе Воронкина С.В