Т.С. Распуткина, С.В. Митросенко ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СЕЛЬСКИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
Т.С. Распуткина, С.В. МитросенкоЛПИ – филиал СФУ
Нами был проведен анализ опыта работы с сельскими замещающими семьями на примере Отдела опеки и попечительства администрации Енисейского района.
В первую очередь, охарактеризуем основные направления, основы работы отдела опеки и попечительства Енисейского района.
Органы опеки и попечительства — это субъекты исполнительной власти регионов Российской Федерации, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Это гарант защиты прав и интересов детей сирот и несовершеннолетних, оставшихся без попечительства родителей.
Отдел опеки и попечительства администрации Енисейского района — это структурное подразделение, осуществляющее управление в сфере опеки и попечительства на основании закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» (с изменениями от 18.12. 2008 года, 3 7 – 2683).В своей деятельности, отдел опеки и попечительства администрации Енисейского района руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией Российской Федерации, Семейным Кодексом Российской Федерации, ЗФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48, действующим законодательством Российской Федерации. Работает в таких направлениях, как:
раннее выявление и учет детей, лишенных родительского попечения;
подготовка документов для установления опеки (попечительства)
развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
защита прав и законных интересов детей;
надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
контроль сохранности имущества и управлением имуществом несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством;
подготовка проектов постановлений, распоряжений о назначении и снятии опеки и попечительства;
ведение личных дел подопечных;
организация психолого-педагогического сопровождения замещающих семей;
подготовка документов в суд на лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, восстановление в родительских правах.
Перед отделом опеки и попечительства стоит ряд задач:
Обеспечить своевременное выявление несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Организовать и развивать семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Защищать права и законные интересов подопечных.
Следить за деятельностью опекунов, попечителей, приёмных родителей, а также за учреждениями, где проживают дети-сироты, расположенными на территории района.
В целях реализации возложенных задач отдел опеки и попечительства осуществляет следующие функции:
Выявление и учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ведение учёта таких детей, избрание формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подбор и учёт кандидатов в опекуны (попечители), приёмные родители.
Осуществление надзора за исполнением опекунами (попечителями), приёмных родителей возложенных на них полномочий, Условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении в воспитательных, образовательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других, аналогичных по деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реже 2 раз в год; усыновленных детей также не реже 2 раз в год.
Предоставление региональному оператору сведений о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных на воспитание в семью в срок, установленный действующим законодательством. Постоянное информирование об изменениях в анкетах, в том числе и о детях, оставшихся без попечения родителей. Предоставление фотографий детей в банк данных.
Разрешение разногласий, возникающих между несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, и опекуном их ребёнка.
Оказание приёмной семье необходимой помощи, содействие в решении вопросов образования, воспитания.
Подготовка заключения о возможности или невозможности быть опекуном (попечителем), приёмным родителем.
Обращение в суд с иском о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, по другим вопросам, связанным с защитой прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (по доверенности Главы района).
Защита личных, имущественных и жилищных прав несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представление законных интересов детей, находящихся под опекой и попечительством в приёмной семье в отношениях с любыми лицами, если действия опекунов (попечителей), приёмных родителей по представлению законных интересов подопечных противоречит действующему законодательству или интересам подопечных; участие в рассмотрении судом споров и в исполнении решений суда, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних в установленных законом случаях.Составление ежегодного отчёта РИК – 103.
Осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Кадровый состав отдела опеки и попечительства администрации Енисейского района:
Начальник отдела: Антощенко Татьяна Федоровна.
Сотрудники отдела:
Карманова Надежда Юрьевна – ведущий специалист.
Чернескова Светлана Анатольевна – ведущий специалист.
Чухась Евгения Сергеевна – ведущий специалист.
К компетенции опеки и попечительства относится создание проектов постановлений и распоряжений по следующим вопросам:
о признании ребёнка нуждающимся в государственной защите;
о переводе ребёнка на полное государственное обеспечение;
о выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
о разрешении раздельного проживания попечителя и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьёй 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
о защите жилищных прав несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
о снижении брачного возраста;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
подготовка проектов, иных правовых актов в отношении несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством;
проект договора о передаче ребёнка (детей) в приёмную семью;
подготовка документов о разрешении вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;
подготовка других проектов распоряжений, документов в соответствии с действующим законодательством.
Подготовка заключения в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребёнка, отмене усыновления (удочерения); заключения на возможность быть опекуном (попечителем), приёмным родителем.
Возбуждение в судах дел о лишении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных ст.27 Семейного кодекса Российской Федерации, об отмене усыновления и других дел в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, даёт заключения по данным вопросам;
Участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленным действующим законодательством
Выполнение иных функции по опеки и попечительству согласно действующему законодательству.
Отдел в своей деятельности подчиняется заместителю главы, курирующему данный Отдел.
Отдел возглавляет начальник Отдела, назначаемый на должность Главой района, если иное не установлено действующим законодательством.
В случае отсутствия начальника отдела его обязанности исполняет лицо, уполномоченное в установленном действующем законодательстве порядке.
Начальник Отдела:
организует деятельность Отдела;
распределяет должностные обязанностями между специалистами отдела;
осуществляет контроль над исполнением работниками Отдела должностных обязанностей, должностных регламентов и соблюдение ими служебной дисциплины.
вносит предложения главе района о премировании специалистов Отдела; о поощрении и награждении работников Отдела в соответствии с действующим законодательством;
о применении и снятии с работников Отдела дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством;
о графике отпусков;
по иным вопросам служебной деятельности.
Начальник отдела несёт ответственность за реализацию всех задач отдела опеки и попечительства.
Таким образом, деятельность отдела опеки и попечительства направлена на обеспечение своевременного выявления несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, организацию и развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту прав и законных интересов детей.
Отдел в своей деятельности взаимодействует:
-с отделом по взаимодействию с муниципальными органами опеки и попечительства, усыновлению Министерства образования и науки Красноярского края по вопросам, обозначенным в компетенции отдела министерства;
с органами юстиции по защите личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних, на основании действующего законодательства;
с социальными педагогами по вопросам социализации несовершеннолетних приемных и опекаемых детей в сфере образования;
с руководителями медицинских учреждений по вопросам поддержки подопечных в сфере медицинского обслуживания;
с отделением по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних по защите их прав и по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
с краевым государственным бюджетным учреждением социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Енисейский» по оказанию своевременной помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
с юридическим отделом администрации района по правовым вопросам и экспертизе представляемых документов;
жилищной комиссией администрации района, главами сельских и поселкового советов по вопросам постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья согласно действующему законодательству;с Центром занятости населения по вопросам реализации прав в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на трудовую деятельность в Центре;
с подразделением судебных приставов по исполнению родителями, лишенных родительских прав, алиментных обязательств;
с муниципальным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения» администрации Енисейского района по выявлению семей, где нарушаются права несовершеннолетних, с целью оказания своевременной помощи и обеспечения защиты прав несовершеннолетних.
В период моей практики в отделе опеки и попечительства администрации Енисейского района, нам довелось наблюдать ситуации, решение которых требовало вмешательства ведомств, участвующих в социально — педагогическом сопровождении замещающих семей.
В отдел опеки и попечительства обратилась Татьяна Алексеевна Ф. Она пришла с жалобами на свою приемную дочь. Женщина пояснила, что девочка вот уже как месяц не посещает школу, убегает из дому к своей родной матери. Кроме того, девочка неоднократно была замечена в состоянии алкогольного опьянения в компании сожителя матери. Специалистами отдела опеки было принято решение организовать работу социального педагога и педагога — психолога из реабилитационного центра с этой девочкой.
Также во время прохождения мной практики в отделе опеки мы наблюдали следующую ситуацию. В силу особенностей района (протяженность более 500 км с севера на юг и 250 км с запада на восток. круглогодичная транспортная автодорожная связь имеется далеко не со всеми поселениями района, большая часть населенных пунктов севера, за исключением тех, что стоят на берегу Енисея, к которым можно добраться по воде или по зимнику, имеют сложный доступ, изолированность поселений) специалисты отдела не всегда могли проверить жилищно — бытовые условия проживания несовершеннолетних, которые были взяты под опеку или проживают в приемных семьях. Замещающие родители постоянно не имеют возможности присутствовать на проводимых Отделом опеки и попечительства консультациях, семинарах, круглых столах, поэтому связь может устанавливаться только через интернет, телефон, а сопровождение осуществляться через межведомственное взаимодействие (образовательные организации, фельдшерско-акушерские пункты, участкового инспектора и т.д.).Например, специалисты Отдела не могли связаться и получить необходимую информацию от замещающих родителей. Женщина ссылалась на то, что она на работе, появляется дома только вечером. Специалистам все — таки удалось проверить жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетних. Результаты оказались неутешительными: холодильник — пустой, дети одеты, мягко говоря, плохо. Кроме того, выяснилось, что опекун не справлялась с воспитанием ребенка. На следующий же день специалистами был подан иск в суд по отстранению опекуна от своих обязанностей. Детей поместили социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних до полного решения сложившейся ситуации. То есть в решении проблемы участвовали Отдел опеки и попечительства, Отдел социальной защиты населения, судебные органы.
Также нам довелось столкнуться с такой ситуацией: нами была собрана информация о наличии и состоянии закрепленного жилья за несовершеннолетними, оставшихся без попечения родителей. После сбора данных информация была оглашена на жилищной комиссии администрации района, где решался вопрос о постановки на учет детей-сирот и детей на получение жилья. Вопрос также решился посредством межведомственного взаимодействия.
Проанализировав опят работы отдела опеки и попечительства администрации Енисейского района и собственного опыта прохождения практики, мы можем сказать следующее: органы опеки и попечительства — это гарант защиты прав и интересов детей — сирот и несовершеннолетних, оставшихся без попечительства родителей. Отдел занимается, непосредственно, устройством детей — сирот и сопровождением замещающих семей. Социально — педагогическое сопровождение замещающих семей осуществляется и другими ведомствами, в условиях сотрудничества, как с отделом опеки, так и между собой.
Сложнее решать ситуацию, когда речь идет об отдаленных поселениях, куда, в силу географических особенностей района, работники Отдела не всегда могут попасть. Здесь для решения ситуации привлекаются представители администрации сельских поселений, социальные работники на территориях, участковые инспекторы, представители общественности.
Из беседы с начальником Отдела опеки и попечительства Т.Ф. Антощенко мы выяснили, что проблем много, особенно это касается тех отдаленных поселений, куда можно добраться только самолетом или по Енисею. Отдел опеки не имеет достаточных кадровых и финансовых ресурсов, чтобы решать проблемы только за счет своих сил, однако руководства района имеет большую заинтересованность в развитии института замещающих семей и поэтому всячески содействует развитию межведомственного взаимодействия в решении проблем детей-сирот. В разговоре она упомянула, что по проблемам воспитания и психологического сопровождения детей-сирот в замещающих семьях активно оказывает помощь ЛПИ – филиал СФУ, а в последнее время студенты этого института стали проходить практику в Отделе и перенимать опыт специалистов Енисейского района по сопровождению замещающих семей.
При проведении совещаний, семинаров, встреч, конференций по воспитанию детей-сирот в замещающих семьях всегда присутствуют главы местных поселений, представители образования, здравоохранения, прокуратуры, полиции, председатели семейных клубов (с.Новокаргино, с. Усть-Кемь и др.), что способствует оптимизации сопровождения замещающих семей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в условиях Енисейского района (протяженность более 500 км с севера на юг и 250 км с запада на восток. круглогодичная транспортная автодорожная связь имеется далеко не со всеми поселениями района, большая часть населенных пунктов севера, за исключением тех, что стоят на берегу Енисея, к которым можно добраться по воде или по зимнику, имеют сложный доступ, изолированность поселений друг от друга) организация сопровождения замещающих семей является актуальной проблемой, эффективное сопровождение данных семей может быть налажено только в условиях межведомственного взаимодействия с учетом особенностей района.