Доклад Организация самостоятельной деятельности в урочной и внеурочной деятельности по географии


(слайд 1)Организация самостоятельной деятельности в урочной и внеурочной деятельности по географии
(слайд 2) «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз.
Научи его ловить рыбу, и он будет
кормиться ею всю жизнь»
(слайд 3) Самостоятельные работы в обучении школьников имеют большое значение, поскольку они способствуют воспитанию трудолюбия, росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике и добывать новые.
Известно, что «не всякая работа является самостоятельной. Таковой она будет лишь в том случае, если ведет к получению нового результата, ранее неизвестного учащимся.
Большая часть самостоятельных работ  создает ситуации «естественного самонаучения» и «направленной активности» (по терминологии Л.Б. Ительсона), то есть служит возникновению атмосферы творческого поиска.
Кроме того, разные по уровню развития, по знаниям, по особенностям мышления, воображения, темпераменту, ребята имеют право на вариативные ответы
 Учитель, конечно же, сам решает, какие самостоятельные работы, в какой последовательности, как и в какие сроки, в классе или дома будут выполнять учащиеся. За ним также сохраняется право снять одни задания и предложить другие.
(слайд 4)В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ:
по дидактическим целям;
по уровню самостоятельности учащихся;
по степени индивидуализации;-
по источнику и методу приобретения знания;
по форме выполнения;
по месту выполнения.
(слайд 5) По дидактическим целям самостоятельные работы делятся на обучающие (работы по формированию знаний или умений) и контролирующие.
(слайд 6) По степени самостоятельности учащихся выделяют:
Самостоятельные работы по образцу. Предлагаемые задания выполняются по алгоритмам или образцам.
Реконструктивно-вариативные. Эти работы отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовывать исходные данные, т. е. проявить более
Частично-поисковые (эвристические). Еще более высокий уровень самостоятельности учащиеся, требующий переноса знаний и умений в непривычные, нестандартные ситуации.
Исследовательские (творческие) самостоятельные работы. Используя накопленные знания и умения, выдвигая и проверяя собственные предположения, учащиеся учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.
(слайд 7) Классификация по степени индивидуализации включает групповые и индивидуальные самостоятельные работы. Их проводят, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, в условиях органического соединения индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.
В последнее время все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности учащихся одного и того же класса.
(слайд 8) Самые разнообразные виды самостоятельных работ содержит классификация по источнику и методу приобретения знаний. Наиболее распространенные из них:
работа с книгой (учебником, справочной литературой и т.д.);
практические работы;
подготовка докладов, рефератов и т.д.
По форме выполнения различают устные и письменные самостоятельные работы, а по месту выполнения - классные и домашние.
Успешному выполнению учащимися самостоятельной работы способствуют четкие указания о ее цели, содержании, способах выполнения, формах выражения получаемых результатов. Они могут быть представлены в виде памяток, в которых даются рекомендации по работе с текстом, написанию докладов, рефератов и т.д.
Содержание, форма и продолжительность самостоятельной работы, проводимой в классе, должны отвечать поставленным целям урока. Нередко она занимает лишь несколько минут (в 6-х классах) или может длиться в течение всего урока (в старших классах).
Хочу предложить вашему вниманию некоторые виды самостоятельных работ, которые я наиболее часто использую на уроках.
Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников. Например, рассмотрим прием определения географического положения объекта (реки, гор, страны и т.д.).
(слайд 9) В начале изучения темы, ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, описывают объект по образцу. Такой вид самостоятельной работы использует каждый учитель географии. Но у меня есть своя «изюминка». (слайд 10) В подобные задания я всегда вношу небольшую «интригу»: объект, географическое положение которого предстоит определить, никогда не называю прямо, а представляю в виде загадки, ребуса, «осколочной картинки» или фрагмента контурной карты. Такое «интригующее» начало нравится ребятам, «подогревает» их интерес, снимает напряжение перед самостоятельной работой, особенно, если прием отрабатывается впервые.
Кстати, таким началом, я перевожу работу из репродуктивной стадии в частично-поисковую.
Нередко в средней параллели зашифровываю тему урока при помощи географических координат. Это сразу настраивает ребят на новую тему, пробуждает интерес, а заодно и применяются на практике умения работать с географическими координатами.
(слайд 11) При проведении исследовательских работ интересен такой вид самостоятельной групповой работы, которая может проводиться как на уроке, так и во внеурочное время как кейс-метод. В связи со стремлением школы приблизить знания к практике, считаю данный метод наиболее актуальным для самостоятельной работы в старших классах (9-11кл.)
Цель кейс-метода — развитие способности учащихся к принятию решений — требует организации процесса обучения как процесса поиска и принятия решений.
Во время работы над конкретным случаем (кейсом) учащиеся не находятся в пассивной роли получателя информации, а стоят в центре процесса решения проблемы благодаря выбранной форме работы в группах. В маленьких группах изучаются материалы данного кейса и разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются полным составом группы.
Например, при изучении темы «Машиностроение» в 9 классе, я предложила учащимся проанализировать ситуацию, сложившуюся в отечественном автопроме (материалы-ситуации взяла на сайте «грузовик.ру») и предложить свои пути решения данной проблемы или «Экологические проблемы природных зон земли» (7 класс).
Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам метода case-study можно отнести:
- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение; - получение навыков работы в команде;
- выработка навыков простейших обобщений;
- получение навыков презентации;
- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Еще одним видом самостоятельных работ, которые я применяю это таблицы «+» и «-». Например, при изучении в 9 классе экономических районов, предлагаю учащимся, самостоятельно работая с учебником, картами атласа, заполнять таблицы и формулировать выводы об экономическом состоянии того или иного экономического района.
(слайд 12) Проблему формирования умений и навыков организации самостоятельной деятельности школьников, направленной на поиск информации, можно эффективно решить за счёт использования образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность. Данная технология развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а также формировать умения работать с разнообразными источниками дополнительной информации. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества.
В своей практике применяю метод проектов, как в урочное, так и внеурочное время. В ходе изучения каждого материка в 11 классе, ребята создают проект на выбранную им тематику: спорт, религия, культура, достопримечательности и т.д. Продуктом проекта может быть презентация, брошюра, реклама и т.д.
Во внеурочное время ребята активно посещают объединение дополнительного образования «Краеведение», где занимаются разработкой экологических проектов, с которыми успешно выступают на конференциях разного уровня. Интегрированные проекты, созданные моими учениками, такие как «Влияние вредных привычек на жизнь и здоровье школьника», «Экологическое состояние водоемов п. Джонка», «Мониторинг чистоты воздуха в моей школе», позволяют рассмотреть тему проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.(слайд 13) Нередко провожу уроки в форме дискуссий. В начале, выдвигается предположение, и ребята делятся на группы. В ходе обсуждения определяются наиболее значимые аргументы и формулируется общий вывод. Например, «Россия – Европа или Азия»?
(слайд 14) На мой взгляд, технология «Моделирование» достаточно проста и действенна. Поэтому я активно ее использую в своей практике. Так, например, в 9 классе при изучении темы «Факторы производства» моделирую различные ситуации: необходимо построить нефтеперерабатывающий завод. Вопрос: Где строить? В 6 классе «Мы собрались в поход, что нам необходимо?» и т.д.
(слайд 15) Таким образом, практический опыт показал:
Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний.
Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм.
Организация выполнения учащимися разнообразных по цели и содержанию заданий способствует развитию у учащихся общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. (слайд 16)