Выступление на педсовете на тему: Роль контроля в стимулировании учебной деятельности учащихся и повышении уровня качества знаний учеников
Роль контроля в стимулировании учебной деятельности учащихся и повышении уровня качества знаний учеников.
Выступление на педагогическом совете, 2014г
Подготовила: преподаватель по классу фортепиано
первой категории Матвеева Е.В.
Роль контроля в стимулировании учебной деятельности ребенка чрезвычайно важна. Необходимо выстраивать систему разнообразного оценивания таким образом, чтобы у учащегося повышалась мотивация к обучению, горели глаза, а результаты процесса обучения приносили удовольствие и радость.
В процессе подготовки данного выступления проводилась работа малой группы учителей, в ходе которой был произведен обмен мнениями и опытом в оценивании разных возрастных категорий детей на различных уроках. Это помогло создать более широкий и полный взгляд на систему оценивания и контроля для повышения уровня качества знаний учеников.
В группе были представлены выступления по данной теме учителя математики и преподавателя по классу гитары. Была рассмотрена специфика оценивания на уроках математики и на уроках музыки. В результате обсуждения данной темы можно сделать следующие выводы:
В свете реализации ФГОС требования к оцениванию учащихся стали носить более выраженный инновационный характер. Внедрение безотметочного оценивания стало одним из признаков современных инноваций. Данных приемов много, и мы ими широко пользуемся, но наиболее интересным, на наш взгляд, является «Благодарность», которая может объявляться, записываться в Дневник или вручаться учащемуся за какие-то особенные заслуги, за выступление на концерте или за особое усердие в изучении предмета. Также мы предлагаем ввести в систему безотметочного оценивания «Благодарственные письма родителям» за успешное воспитание своего ребенка и т.д. Это немаловажный фактор в установлении контакта с родителями, когда родитель из строгого критика превращается в нашего союзника. Кроме того, интересной находкой в стимулировании успеваемости учащихся является проведение различных «Акций», которые вручаются за старание или ответ у доски и действуют в течение определенного времени. Эти акции учащиеся могут использовать как некие поощрения и льготы в обучении.
Одной из главных современных технологий оценивания является КРИТЕРИАЛЬНАЯ. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. Бесспорно, что критерии оценивания на уроках точных наук и на уроках искусства разнятся, но сам подход к оцениванию остается единым. Ребенок должен знать, как может выглядеть его работа в идеале, и стремиться к этому. При критериальном оценивании учитель обращает внимание ребенка на то, что оценивается каждый выполненный вид работы отдельно, а баллы затем суммируются. Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех. Умение производить оценку на основе критериев остается с человеком на всю жизнь. Критерии и их градации демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания и что от него ожидается. Поэтому при заинтересованности и желании ребенок в силах заработать практически всегда положительную отметку. На уроках искусства такие критерии в большей степени дифференцированы и индивидуализированы, т.к. изначально все дети обладают разными музыкальными способностями, разным уровнем развития когнитивных процессов и разным темпом своего собственного музыкального развития. Таком образом, на любом уроке, создавая ситуацию успеха, необходимо сравнивать ребенка только с самим собой, с его индивидуальным развитием и его достижениями.
Следует отметить, что наивысшим баллом 5+ отмечается творческая деятельность учащихся, внеурочная деятельность, составление собственных проектов и победы на Олимпиадах, Всероссийских и Международных конкурсах.
Одним из требований к компетентностно ориентированному уроку является обязательное включение в структуру урока рефлексии - и как этапа урока, и как умения анализировать собственную деятельность. Это относится и к учителю, и к ученику. Для учителя поводом к самоанализу педагогической деятельности является результативность обучения учащихся (как я объясняю, что я делаю хорошо, что неудачно, над чем еще нужно подумать, где поменять методы обучения, чтобы повысить результативность учащихся и т.д.) Можно проводить и совместную рефлексию с учеником – что на уроке получилось, что особенно запомнилось, что понравилось. Здесь актуален педагогический прием: «Задавания умных вопросов», когда ученик учится не просто определять «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»
Ученики должны учиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха. Для самооценивания можно использовать различные таблицы самооценки и взаимооценки, вопросы для размышления. Например, учителя математики нашей школы успешно используют прием «прогностическая оценка», т.е. оценка своих возможностей для решения той или иной задачи. Самооценка и взаимооценка еще удобны тем, что экономят время на уроке, т.к. есть возможность оценить намного больше учащихся. Кроме того самооценивание и взаимооценивание очень полезно перед любым публичным выступлением, когда ребенок может реально оценить качество своего исполнения музыкального произведения. А также послушать и дать объективную оценку исполнению своего одноклассника. Конечно, это умение формируется в кропотливом ежеурочном труде, когда практически после каждого проигрывания произведения проводится анализ того, что получилось, а что нет, где надо исправить и что надо исправить. А главное, как это сделать. Эффективным приемом в развитии самооценивания является прослушивание записи собственного исполнения музыкального произведения либо на инструменте, либо хорового исполнения с дальнейшей рефлексией и подробным разбором творческих удач, а также ошибок и недочетов.
Интересными приемами, формирующими у учащихся учебные действия контроля и оценки, являются: «задания – ловушки». Готовые используются для рефлексии освоения способа действия на уроках точных наук, а в музыке это может быть исполнение минорного муз произведения в мажоре либо с искажением ритмического рисунка. А «составление заданий с ловушками» дает видение «ошибкоопасных» мест или мест, имеющих особо важное значение в данном задании. Здесь открывается большой простор для педагогического творчества. Таким образом, при оценивании ученика мы рекомендуем учитывать не только наличие положительного результата, но и его старание, затраченный труд, нестандартный способ решения задачи.
Оценивание и контроль должны иметь всесторонний характер, наиболее полно отражающий развитие учащихся в разных видах учебной деятельности; выставляться с учетом индивидуальных особенностей учащихся; быть объективными; фиксировать успехи в развитии компетентностей учащихся с недостаточными способностями; быть результатом различных форм работы, а главное – иметь эмоционально – положительную направленность.
Тогда, используя выше названные формы оценивания, обучение становится по-настоящему личностно-ориентированным, компетентностным и развивающим, создавая ребенку «ситуацию успеха».