Статья Роль проектно-исследовательской деятельности в развитии системы экологического образования в учреждениях СПО
Роль проектно-исследовательской деятельности в развитии системы экологического образования в учреждениях СПО
КирпичниковаЕ.Н.
ГБПОУ ИО «Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта»
г. Иркутск
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из первостепенных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношении человека с окружающей средой.
Под экологическим образованием понимается целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Без экологического просвещения невозможно формирование общественного экологического сознания.
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых подходов в образовании, внедрения педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с творческой инициативой, умением самостоятельной работы в информационных полях.
Современные технологии в экологическом образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована система экологического просвещения и являются инструментом повышения качества профессиональной подготовки в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Одним из инновационных подходов в образовании, в т.ч. экологическом, является проектно-исследовательская деятельность, предполагающая выделение целей, задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Целью исследовательской деятельности является развитие личности, приобретение обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
В нашем учебном заведении используются разные виды проектно-исследовательской деятельности: исследовательский и проектный методы обучения, нетрадиционные уроки, учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера, практикумы, факультативы, научные объединения, олимпиады, конкурсы, научно – практические конференции, образовательные экспедиции: экскурсии, походы.Мы рассматриваем проектно-исследовательскую деятельность как учебно-трудовую по характеру, органически связывающую теорию и практику, что имеет важное значение для обучающихся.
В техникуме проектно-исследовательская работа реализуется педагогическими работниками, объединенными в творческие группы «Разработка учебного проекта», «Организация научно-исследовательской деятельности».
Основной и наиболее эффективной формой научно-исследовательской деятельности обучающихся мы считаем проект. Проекты делятся на краткосрочные и долгосрочные, урочные и внеклассно-урочные, групповые и индивидуальные.
Остановимся на краткосрочном групповом проекте «Заповедные места родного края» по учебной дисциплине «Природа и экология родного края». Учащиеся были объединены в малые группы, каждая из которых собирала и анализировала материал по определенным особо охраняемым территориям Иркутской области: заповедникам, заказникам, памятникам природы, природным национальным паркам, о.Байкал — всемирному природному наследию.
Информация была представлена в таком порядке: определение понятия, количество территорий в Иркутской области, классификация, год основания охраняемой территории, место расположения, площадь, описание территории, особенности флоры, фауны: состав, количество видов, из них эндемики и находящиеся в Красной книге, редкие виды растений и животных, привлекательные места для туристов, проблемы и меры по охране.В результате осуществления проекта «Заповедные места родного края» разработаны рекомендации, создано пять докладов и презентаций, подобраны электронные и печатные материалы, прилагается большое количество фотографий, оформлен стенд по охраняемым территориям Иркутской области. Всё это может быть использовано на уроках биологии, природы и экологии родного края, внеклассных мероприятиях, классных часах.
По предложению обучающихся работа над темой была продолжена. Таким образом проект перешел в долгосрочный. Учащиеся поставили задачу – создать учебное пособие, презентации, подобрать видео- и фотоматериалы по особо охраняемым территориям Иркутской области.
В ходе осуществления проекта были созданы условия для развития общих компетенций: осуществления поиска информации, необходимой для эффективного выполнения задач; использование информационно – коммуникационных технологий; работа в команде, эффективное общение с одногруппниками, педагогами, организация собственной деятельности.
Подобные проекты способствуют формированию экологической культуры, мышления, ответственности, грамотности, освоению определенного объема знаний по экологии краеведческого характера и применению их в практической деятельности, развитию ценностных ориентаций обучающихся в области экологии.
Экологические знания обучающиеся должны применять в своей профессиональной деятельности. В рамках этого направления был проведен ряд исследовательских работ. Например, проект «Профессиональные заболевания парикмахеров и их профилактика». Обучающимся была поставлена задача – исследовать профессиональные заболевания парикмахеров и разработать рекомендации по их профилактике.
Результаты: выявлены и проанализированы профессиональные заболевания парикмахеров; проведено анкетирование и опрос среди обучащихся нашего учебного заведения и мастеров, работающих в парикмахерских салонах; разработаны рекомендации, мероприятия и меры по профилактике заболеваний и сохранению здоровья, созданы презентация и видеоролик «Гимнастика для парикмахеров».
Практическая значимость работы: поскольку в учебной и справочной литературе отсутствует подробная информация о профессиональных заболеваниях парикмахеров и мерах их профилактики, данная работа может быть использована в процессе учебной и внеклассной деятельности; разработанные рекомендации по профилактике заболеваний можно внедрить как в учебных заведениях, так и в парикмахерских салонах.
В результате проектно-исследовательской работы создан банк экологических проектов, связанных с профессиональной деятельностью; оформлен информационный стенд по профилактике профессиональных заболеваний.
Доклады об исследованиях, выполненных самостоятельно или под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения, обучающиеся представляют на традиционных научно – практических конференциях техникума. Подобные мероприятия не замыкаются в рамках учебного заведения, а выходят на городские, областные и всероссийские уровни. За последние годы были представлены доклады на тему: «Профессиональные заболевания парикмахеров и их профилактика», «Экологический календарь», «Заповедные места родного края», «Физиологическое воздействие интенсивности звука на судоводителя-помощника механика, профилактика», «Пищевые добавки в освежающих и растворимых (безалкогольных) напитках», «Влияние качества питьевой воды на здоровье человека», «Изучение выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта в районе учебного заведения» и др.
Разработанные проекты актуальны и имеют практическую значимость, используются в учебной и внеурочной деятельности.
Таким образом, как показывает практика, проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию обучающегося нового типа, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний по соответствующим учебным дисциплинам, формирование бережного взаимодействия с окружающим миром, владение информацией о профессиональных заболеваниях и методах их профилактики, выработка активной жизненной позиции, приобретение уникального опыта, невозможного при других формах обучения. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволит обучающимся строить гармоничные отношения с окружающей средой. Поэтому проектно-исследовательская деятельность необходима в учебных заведениях НПО и СПО для развития системы экологического образования.
Список литературы:
Гулин А.А., Гетманская А.А. Методическое сопровождение программ по
экологическому образованию для учреждений НПО Иркутской области // Актуальные проблемы и задачи профессионального образования в стратегии развития Иркутской области: Материалы научно-практической конференции инженерно-педагогических и руководящих работников системы НПО и СПО.-И.: ИПКРО, 2008. – с 13-16.
Кашина Е.В. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-
исследовательскую деятельность. – Режим доступа: – http://www.ecosystema.ru/
03programs/publ/kashina.htm.
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: учебник/ Т.П.
Трушина. – Изд.6-е, доп. и пер. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 407 с.
Шувалова С.Ю. Организация проектной и исследовательской деятельности
учащихся. – Режим доступа: –http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe obobshchenie/ library/metodicheskie-rekomendatsii-organizatsiya-proektnoi-.