Статья на тему Роль учебно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности учащихся

Роль учебно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности учащихся
Мамура Умаралиева
Работа представлена кафедрой методики обучения биологии и охраны жизнедеятельности человека ТДПУ им. Низами. Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Ж.О. Толипова.
Статья посвящена организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении ботаники в общеобразовательных школах. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся способствует наибольшему развитию у них самостоятельности мышления, приобретения новых знаний и навыков, исследовательских умений, интереса к изучению биологии, опыта творческой деятельности.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, экспресс- исследование, теоретические экспресс-исследования, экспериментальные исследования, исследовательские проекты
The paper is presented by the cathedra of biology and the protection of human life activity training technique TDPU named after Nizami.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Key words: educational research activity, express-research, theoretical express - researches, experimental researches, research projects

На данном этапе развития человеческого общества наиболее успешными становятся те люди, которые обладают высокой творческой активностью и волевыми качествами, работоспособные и инициативные, умеющие критически мыслить, находящиеся в постоянном поиске и движении по пути самосовершенствования, готовые стать востребованными в разнообразных видах деятельности. Современная школа должна научиться готовить в своих стенах воспитанников, вполне соответствующих требованиям времени.
На наш взгляд, важно помочь ученикам ещё в школе реализовать в себе творческое начало, научиться нестандартно мыслить, критически анализировать информацию и делать выводы, позволяющие принимать самостоятельные решения, а также быть готовыми нести ответственность за совершённые действия. Только грамотно выстроенный образовательный процесс, подкреплённый современными методами обучения, позволит вывести уровень преподавания на новый требуемый уровень.
Известно, что развитию самостоятельного мышления, целенаправленного научного поиска способствует организованная учебно-исследовательская деятельность учащихся, она позволяет ученикам проявлять способности адекватно воспринимать окружающий мир, находить его закономерности и парадоксы, используя при этом гибкость мышления при решении практических и теоретических задач, позволяет учащимся обогащать свой жизненный опыт и творческий потенциал.
Именно учебно-исследовательская деятельность школьников является одной из перспективных организационных форм, содействующих развитию самостоятельности учащихся, при этом у учеников формируются способы добычи информации и алгоритм действий, позволяющий самостоятельно объективно решать те или иные задачи.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимают форму организации образовательной работы, связанную с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, причём исследования и наблюдения должны быть систематическими и планомерными, их цель должна быть чётко сформулирована и посильна для достижения. Такая деятельность должна быть направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, ученики должны самостоятельно ставить эксперименты, вести наблюдения, обрабатывать результаты, делать заключения и формулировать рекомендации.
Какие виды учебно-исследовательской деятельности учащихся возможны в рамках школьного обучения? Это - экспресс-исследование и теоретическое экспресс-исследование, которые включают в себя экспериментальные исследования и исследовательские проекты.
Есть ли специфическая роль учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе изучения ботаники?
Можно предложить экспресс-исследование на тему: «Изучение декоративных видов деревьев выращиваемых во дворах, парках, садах» и по ходу учебно-исследовательской работы учащиеся заполняют следующий графический организатор:

название
растения
строение кроны
внешнее строение листьев - простой или сложный лист
значение растения








По другим темам «Изучение декоративных видов кустарников выращиваемых для озеленения улиц города» и «Изучение многолетних и однолетних цветковых растений выращиваемых для озеленения улиц город» объём исследовательской деятельности учащихся 6-го класса можно расширить, например:




Название растения
Тип
Класс
Семейство
Форма жизни
Строение листа
Соцветие
Строение цветка
Плод
Значение растения














При организации теоретического экспресс-исследования учащихся ориентируют на работу по усвоению и обобщению фактов и материалов, содержащихся в разных источниках, темы таких исследований должны позволяют изучать объекты в их реальном окружении, в действии и давать большой материал. Например, можно предложить теоретические экспресс- исследования на следующие темы: «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за комнатными растениями», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Зеленый доктор на вашем подоконнике», «Австралийский гигант», «О чём говорят названия растений», «Растение - человеку», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Экскурсия в царство грибов», «Яблоки бывают разные», «В поисках хлебного дерева», «Карлики в мире растений», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Кактусы в доме», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Красная книга - сигнал тревоги», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Растения-путешественники», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Фотосинтез - загадка природы», «Осторожно! [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и др.
С формой теоретического исследования учащиеся справляются довольно успешно, работы оформляются в письменном виде, это может быть реферат или слайды, замечено, что в процессе поиска информации ученики знакомятся с основными принципами оформления текстовых документов, учатся работать с книгами в библиотеке, находить нужную информацию в Интернете, а также анализировать собранные данные, выделять в них главное, классифицировать и систематизировать материал.
Во время выполнения лабораторных и практических работ на уроках ботаники, различных опытов и экспериментов во внеурочное время, учащиеся приобретают навыки экспериментальной работы, учатся наблюдать за растением, фиксировать и правильного оформлять результаты наблюдений, анализировать полученные данных, делать выводы. Это могут быть такие темы как: «Тайна бобовых». «Корнеплод - разве плод?», «Тайна сумаляка», «Влияние минеральных удобрений на урожайность картофеля», «Роль пикировки в развитии помидора», «Изучение выделения кислорода листьями комнатных растений», «Окаменевшие растения», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Лишайники - биоиндикаторы загрязнения атмосферы», «Взаимодействие: Человек - Растение», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Грибы - не растения и не животные», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и др.
Учащимся предлагается ряд экспериментов на выбор, при этом учитывается их интерес, потенциал проведения опыта, способности и навыки, хотя, конечно, простые в исполнении опыты помогают учащимся приобрести опыт наблюдения и эксперимента, и только более сложные опыты требует высокого уровня подготовки учащихся и их стремления к исследовательскому поиску.
Например, при изучении темы “Испарение воды листьями”, ученики дома проводят несколько видов заданий:
1) растение, выращенное в горшке с землей полить водой, затем накрыть его стеклянной банкой и поставить на свет; периодически наблюдать как через некоторое время на стенках банки с внутренней стороны появятся капли воды, дать объяснение этому явлению;
2) взять для опыта растение; отрезать веточку; опустить в мерный стакан и капнуть несколько капель масла, понаблюдать, как в течении суток понижается уровень воды, определить сколько воды испарили листья ветки в течении суток;
3) растение в горшке полить водой, поставить на весы и уравновесить гирями, посмотреть как изменится положение чаш весов через некоторое время и определить о чём будет свидетельствовать этот факт;
4) два растения, выращенные в одинаковых горшках, полить водой, взвесить; один горшок поставить на солнечный свет, а другой - в тень, через несколько часов растения опять взвесить; высказать предположение о том, как изменится вес этих горшков и вес какого горшка, выставленного на свет или помещенного в тень, изменится больше; ответ пояснить.
Можно усложнить эти задания: определить, сколько воды испаряют растения с крупными и мелкими листьями; как происходит испарение в разных для растений условиях: в высокой или низкой температуре, при свете или темноте и др.
Следующий этап эксперимента заключается в поиске ответов на вопросы: “Зачем листья комнатных растений нужно время от времени обмывать водой? Все ли растения одинаково испаряют воду? Какие растения испаряют воду больше, и от чего зависит объём воды, испаряемой растением?» При выполнении данного поиска ученики ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.
Исследовательские проекты являются высшей ступенью учебно-исследовательской деятельности учащихся. По итогам выполненных учащимися ранее осуществлённых творческих работ на этом этапе следует проводить конференции, анализировать результаты проведённых исследований, готовиться к выступлениям или стендовым докладам, осмысливать, систематизировать и обобщать всё ранее исследованное самими учащимися.
Итак, можно заключить, что учебно-исследовательская работа учащихся содействует высокой творческой активности, развитию самостоятельного мышления, освоению учащимися алгоритмами исследовательской работы; формирует интерес к исследованиям, содействует использование разнообразных опытов и практических работ, предлагаемых в литературных источниках; исследовательская работа необходима для приобретения новых знаний и навыков, а так же постановки и проведения эксперимента, наблюдений, обработки полученного материала, для публичных выступлений и участия в конкурсах и олимпиадах. Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, скорее всего, окажутся востребованными при проведении самостоятельной научно–исследовательской работы в образовательных учреждениях всей системы непрерывного образования.

Использованная литература:
1. Меркулова И.М. Результативность организации научно-исследовательской деятельности учащихся в курсе изучения биологии - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». news.1september.ru
2. Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности.-//Исследовательская работа школьников, № 2, 2003.
3. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями.- “Биология”, приложение к газете “Первое сентября” , 2000- № 2, 3, 6, 8.
4. Калинова Г. С., Кучменко В. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Биология. Подготовка к экзамену. - Рекомендации и задания. – М,, 2002.
5. Организация биологического эксперимента. - Программа курса по выбору для учащихся общеобразовательных учреждений. - Минск, 2007.



Cведения об авторе:
Умаралиева Мамура
Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами
стажёр-исследователь

../Application Data/Microsoft/Word/../Application Data/Microsoft/Word/../Application Data/Microsoft/Word/../Application Data/Microsoft/Word/../Application Data/Microsoft/Word/../Application Data/Microsoft/Word/../Application Data/Microsoft/Word/ Заголовок 115