Роль интерактивных методов обучения в повышении математической успешности обучающихся
Пермский край, Пермский муниципальный район
МОУ Платошинская средняя общеобразовательная школа
Учитель математики и информатики:
Сапожникова Елена Семеновна
Методическая разработка «Роль интерактивных методов обучения в повышении математической успешности обучающихся»
Направленность разработки: изучение особенностей применения интерактивных методов обучения как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Ожидаемый результат исследования темы - создание банка интерактивных заданий, способствующих повышению интереса к математике и успешности обучающихся.
Интерактивность в обучении – это нахождение в постоянном, активном взаимодействии, в режиме диалога, общего действия всех участников процесса обучения.
Главной особенностью использования методов интерактивного обучения является вынужденная интеллектуальная активность, так как сама организация учебного процесса призвана активизировать мышление его участников. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания учащихся служат источником их взаимообучения и взаимообогащения.
Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:
познавательную;
коммуникативно-развивающую;
социально-ориентационную.
Достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении позволяют следующие факторы:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет различий в стилях познания;
использование поисковых и исследовательских методов;
применение игровых методов.
На моих уроках происходит многосторонний тип коммуникации между мною, как учителем – организатором, и учащимися, а также между самими учениками. В своей работе использую коммуниктивные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер».
При организации интерактивного обучения на уроке математики и во внеурочной деятельности использую такие интерактивные методы:
превентивные интеракции (тренинг, консультации – индивидуальные и групповые);
имитационные интеракции (инсценировка, деловая игра, «мозговой штурм», диспут);
неимитационные интеракции (проблемная лекция, практикум, конференция).
Направляющими и руководящими в моей деятельности как учителя математики и информатики являются идеи, провозглашенные в «Концепции развития математического образования в России», в «ФГОС основного общего образования». Есть многие точки соприкосновения «Концепции» и «ФГОС», из которых мне особенно импонирует отношение к отдельным темам алгебры и геометрии конкретно. Структурно и полно определены планируемые результаты освоения математики – по сути стратегия деятельности учителя.
На выстраивание стратегии педагогической деятельности учителя ориентируют и отдельные статьи закона «Об образовании в РФ»: «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического.обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программЭкспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов» (ст. 20) – в том числе и воспитательных.
Как учитель, осуществила переход к проектированию и использованию технологической карты урока, в которой соблюдаю все этапы, начиная с актуализации знаний и мотивирования обучающихся и заканчивая рефлексией результатов занятия.
В поле целеполагания на уроке использую технологию проблемного обучения. Проблемная ситуация создается путем подбора противоречивых фактов, фрагментов научных теорий, взаимоисключающих точек зрения или ответов учеников на задаваемый вопрос, или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал.
Организацию интерактивного обучения осуществляю на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса применяю различные методы обучения. Но, как правило, при изучении новой темы чаще всего использую для формирования теоретических знаний проблемно-поисковые методы, для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания. На этапе формирования умений и навыков репродуктивные методы постепенно заменяю частично поисковыми и творческими, так как необходимо научить учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы.
Для эффективного обучения:
предлагаю обучающимся задания для предварительной подготовки (прочитать, продумать, выполнить самостоятельно);
во время интерактивных упражнений даю обучающимся время подумать над заданием;
к выбору интерактивных заданий подхожу разумно (нет вала методов и приемов);
отбираю к уроку задания, которые стали бы «ключом» к усвоению темы.
Для контроля за ходом обучения и оценки результата деятельности обучающихся:
глубоко изучаю и продумываю материал (тесты, примеры документов, примеры, задачи, ситуации, задания для групп (в т.ч. с использованием ИКТ), «маршрутные листы» или «дорожные карты» для обучающихся, компьютерные презентации по теме урока, а также критерии самооценивания работы обучающихся на уроке);
проектирую и использую технологическую карту урока, где определяю хронометраж, содержание собственной деятельности и деятельности обучающихся, объем формируемых УУД;
мотивирую обучающихся к изучению темы путем подбора наиболее интересных математических случаев, проблем (реальная математика).
Переход к проектированию и использованию технологической карты урока позволил мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике. Необходимыми средствами обучения становятся интерактивная доска и документ-камера.
Анализируя материалы удавшихся уроков («Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций» - урок в 8 классе, «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» - урок в 10 классе, «Решение задач на противоположное движение» - урок математики в 4 классе) можно выделить ряд приёмов, способствующих интеллектуальной активности учащихся: «обучаясь – учусь», работа в малых группах, в парах, метод «карусели». Учащиеся самостоятельно работают в парах, в группах сменного состава с различными источниками информации, консультируют и обучают друг друга, готовят сообщения, защищают проекты, оценивают друг друга. Это позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом всегда помню важное условие полноценной работы групп: правильное их комплектование. Задания группам подбираю таким образом, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.
Примеры технологических карт урока: «Технологическая карта с дидактической структурой урока, 4 класс" можно посмотреть по ссылке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Технологическая карта урока алгебры в соответствии с ФГОС» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В результате собственной исследовательской и практической деятельности создаю банк интерактивных методов и приемов (упражнений), в основание которого уже положены следующие:
инструктирование обучающихся;
мини-лекция;
применение ИКТ не только учителем, но и обучающимися;
использование «маршрутных листов» и «дорожной карты»;
использование критериев самооценки полученных на уроке результатов;
организация групповой деятельности;
ролевые игры;
самостоятельное создание алгоритма действия;
представление результатов индивидуальной и групповой деятельности обучающихся;
кратковременные (на уроке) и долговременные (внеурочная деятельность- ВУД) проекты обучающихся;
исследовательская деятельность обучающихся на уроке и в ВУД.
Использование современных интерактивных средств обучения на уроках математики и информатики помогает мне:
сделать урок интересным за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, увлекательным и ярким, разнообразным по форме;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, воспитанников;
индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации;
создать оптимальные условия для обучающихся при ответе на вопросы;
сформировать умения у обучающихся анализировать и самостоятельно исправлять допущенные ошибки.
Применение интерактивных методов обучения влияет не только на успешное усвоение материала, что выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение учащихся к предмету. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад в повышение качества урока, а, следовательно, качества знаний. Ученик при этом испытывает ощущение успешности.
Создается ситуация моего учительского творческого роста, благодаря которому выхожу на более высокий виток своего профессионального развития. Используемая система работы позволяет реализовать данную задачу.
Организация интерактивной деятельности на уроке математики способствует формированию у обучающихся таких свойств интеллекта, как:
математическая интуиция;
логическое мышление;
пространственное мышление;
техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности;
комбинаторный стиль мышления;
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной
деятельности в современном обществе;
владение символическим языком математики;
общие математические способности школьников.
Результатами использования интерактивного обучения в своей работе являются:
стабильная успеваемость по предмету – 100%, качество знаний по математике достигает 67%; по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9-х классов – положительная динамика, качество 60%;
активное участие обучающихся в предметных конкурсах, олимпиадах различного уровня, районной научно-практической конференции.
Системная работа по использованию современных образовательных технологий, интерактивное обучение помогает совершенствовать образовательный процесс на уроке математики: повышается уровень мотивации обучающихся, их деятельность становится продуктивной, эмоционально-насыщенной, поддерживаются хорошие результаты в учебной и внеурочной деятельности, повышается качество знаний, происходит личностное развитие ребенка, обеспечивается снижение уровня академической и психологической нагрузки обучающегося.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
15