Программа воспитательной работы в школе МОУ Инзенская СОШ № 2
Программа «Семья» является подпрограммой программы развития воспитательной системы школы «Школа - как центр социального института»
Обоснования значимости подпрограммы:
Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьёй и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности ребенка. Одной из важнейший функций семьи является воспитательная функция. Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. А ведь семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе «Об образовании в РФ», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура общества.
Образовательное учреждение было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
На сегодняшний день имеется положительная результативность в работе школы с родителями обучающихся:
Заинтересованность большинства родителей в позитивном воспитании детей.
Востребованность форм взаимодействия семьи и школы, особенно совместных дел, помогающих устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.
Постоянная социальная поддержка малообеспеченных семей и многодетных семей:
организация бесплатного питания, оказание помощи из фонда Всеобуча для материальной поддержки нуждающихся, обеспечение бесплатными учебниками, обеспечение через органы социальной защиты бесплатными путевками в летние оздоровительные лагеря
Устойчивое функционирование органов самоуправления родительской общественности:
деятельность общешкольных родительских комитетов (1-4, 5-11);
помощь и содействие родителей в ремонте и благоустройстве школы и школьной территории
дежурство родителей во время проведения общешкольных мероприятий;
совместная подготовка и проведение массовых праздников в школе и поселке.
Проведённое анкетирование среди родителей показало, что большинство довольны тем, что их дети учатся в нашей школе.
Как, по вашему мнению, ваш ребёнок относится к школе?
Как вы оцениваете работу школы по сравнению с другими?
Достижению заметных успехов в создании воспитывающей среды способствовала согласованность действий педагогов школы и родителей.
На сегодняшний день проблемами в отношениях семьи и школы сегодня являются занятость родителей, недостаточное внимание к образованию детей, невысокий образовательный и культурный уровень родителей
Школа располагает объективными, но недостаточно полными данными семьях, социальных запросах семьи, поэтому необходима новая редакция социально-педагогического паспорта на основе современной диагностики.
Растет социальный запрос родителей в корректировке и большей согласованности плана повышения образовательного и общекультурного уровня детей и взрослых.
Требует введения новых форм работы университет педагогических знаний для родителей по профилактике вредных привычек.
Цель :
Достижение согласованности семейного и школьного воспитания на основе активного приобщения родителей к воспитанию детей
Задачи:
Выработать единые установки в подходе к воспитанию в школе и в семье
Использование разнообразных форм повышения общей культуры родителей, гуманизации отношений в семье.
Взаимодействие с родителями в разнообразных сферах жизнедеятельности школы.
Ученический коллектив:
Задачи
Младший школьник
Помочь ребенку осознать свою роль в семье и ответственности перед родителями и родными.
Воспитывать уважение к членам семьи.
Осознание значимости дома в жизни каждого человека.
Подросток
Овладение основами хозяйственно-экономических знаний о бюджете.
Добиваться понимания сущности основных социальных ролей дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены.
Старшеклассник
Знакомство с основами культуры супружеских отношений.
Формировать представления о семье как ячейке общества.
Основная тематика содержания деятельности с учащимися:
Младший школьник
Знакомство с генеалогическим древом семьи.
Знание занятий родит
·елей и их социальной значимости.
Знание истории семьи и семейных традиций.
Отношение к старикам, младшим членам семьи, больным, инвалидам;
Долг дочери, сына.
Подросток
Обязанности членов семьи и их распределения.
Культура быта, домашнее хозяйство.
Бюджет семьи, бережливость и щедрость.
Труд - основа семейного благосостояния.
Старшеклассник
Равноправные дружеские отношения между юношами и девушками.
Дружба, верность, ответственность, честность, доброта.
Любовь как нравственная основа брака.
Моральные основы брачно-семейных отношений.
Ответственность родителей за воспитание детей.
Правовые основы брака и семьи.
Проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.
Педагогический коллектив:
Изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни:
диагностика, создание банка данных;
создание « социального паспорта семьи» учащихся из неблагополучных семей;
раннее выявление семей группы риска, посещение семей совместно с представителями администрации , центра «Семья», инспекторами ПДН.
Просветительская, консультативная работа
углубленное изучение социального заказа семьи с целью организации многоуровневого обучения населения;
выработка единства требований семьи и школы к ребенку;
проведение индивидуальных и групповых консультаций:
- беседы для предупреждения конфликтных ситуаций;
- своевременное направление на консультации к специалистам;
регулярное проведение родительского всеобуча.
Социально-оздоровительная:
организация бесплатного питания детей из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых детей;
организация летнего оздоровительного отдыха, в т.ч. обеспечение малоимущих бесплатными путевками;
оказание материальной помощи из фонда Всеобуча;
Родители:
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в соответствии со следующими целями:
Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями
Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:
работа родительских комитетов школы и класса;
помощь в благоустройстве школы и пришкольной территории;
участие во внешкольных мероприятиях школы, класса;
консультации педагогов, открытые уроки для родителей;
участие в тематических родительских собраний с привлечением специалистов;
открытие родительского клуба «Подумаем вместе» с целью вооружения родителей психолого-педагогическими знаниями, обмена положительным опытом в воспитании детей;
консультации с родителями, детьми школьных психологов, тренинги;
помощь в организации экскурсий, поездок, туристических походов;
Организация совместного творчества детей и родителей:
участие и помощь в организации и проведении классных часов, школьных КТД;
участие и помощь в организации и проведении классных и общешкольных вечеров, праздников;
работа совместных кружков для детей и взрослых «Для дома, для семьи» (вязание, лоскутная мастерская, бисероплетение, )
Предполагаемый результат
Критерии оценки
Контрольные
показатели
1. Положительное отношение родителей к школе, престижность ее восприятия.
Высокая степень удовлетворенности родителей результатами работы школы.
Отсутствие жалоб и конфликтов между семьей и школой.
Анкетирование
Собеседование с родителями.
Решение родительских собраний.
2.Уважительное отношение к ребенку, как к личности, гордость и радость за его достижения в саморазвитии.
Отсутствие конфликтов и насилия в семье.
Анализ семейных традиций.
Выступление родителей на конференциях.
Рисунки и конкурсы сочинений учащихся, посвященных семье.
Анкетирование учащихся.
3. Повышение общекультурного уровня детей и взрослых.
Взаимопонимание и поддержка родителями занятий детей в учебной и досуговой деятельности.
Активное участие родителей в различных совместных формах жизнедеятельности.
Участие родителей в работе университета педагогических знаний.
Анкетирование, охват, отзывы.
Директор школы ___________Шкунова И.К.
Завуч директора по воспитательной работе ____________ Платонова М.В.
Рисунок 115