Открытый урок по истории Великие географические открытия (7 класс)
Разработка открытого урока в 7 классе по истории Историческая викторина: «Знатоки истории»
на тему: «Великие географические открытии»
Учитель: Затурская Н.Ю.
Цель урока:
Расширить знания учащихся по эпохе Великих географических открытий и историческим личностям, связанным с этой эпохой.
Обучающая: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме “Великие географические открытия”, обобщить материал как систему знаний, создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с творческими заданиями, анализировать карты атласа, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Воспитывающая: создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитывать чувство товарищества, дружбы, умении е работать в группах - воспитывать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.
Тип урока: урок-путешествие с использованием компьютерной демонстрационной презентации «Великие географические открытия».
Термины: Великие географические открытия, Новый свет, конкиста и конкистадоры, колония, колонизация, колонизатор.
Оборудование: карта “Великие географические открытия”, компьютер, компьютерная презентация, учебник, раздаточный материал, наглядность .
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель объявляет тему урока и порядок его проведения в форме игры «Историческая викторина». Ученики объединяются в три команды, каждая из которых занимает отдельный ряд в классе. Члены команды выбирают капитана.
Учитель выдают каждому капитану команды карточку для учета результатов игры, в которую капитан сразу должен внести фамилии и имена ее членов, а в ходе игры - проставить участникам полученные баллы.
Учитель объявляет, что игра состоит из семи конкурсов.
2. Повторение и обобщение знаний.
Вступительная беседа.
Изучение какой темы мы закончили?
О чем вы узнали, изучая тему?
Что на ваш взгляд, среди изученного материала, самое главное? Обоснуй свой ответ.
План урока:
1. Разминка «О чем идет речь?»
2. «Вопрос-ответ»
3. Конкурс «Шифровальщик»
4. Конкурс капитанов.
5. «Установите соответствие».
6. «Картографическая мозаика».
7. «Черный ящик».
8. Создание кластера «Последствия Великих географических открытий».
9. Запасной тур «Ты мне, я тебе».
1 тур игры называется – разминка «О чем идет речь?» (Слайд 2).
1 тур состоит из 7 вопросов.
1 вопрос - Красивые рослые люди с медно-красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы). (Слайд 3, 4).
2 вопрос - В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Как называется этот мыс сейчас? (Мыс Доброй Надежды). (Слайд 5, 6).
3 вопрос - Этот путешественник вновь отплыл в Индию и стал вице-королем владений, которые португальцам удалось захватить в этой стране. В Индии в 1524 г. он и умер Васко да Гама (слайд 7, 8).
4 вопрос - О первой половине его жизни известно мало. Считают, что родился в 1451 г. в семье ткача в Генуе. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет. Совершил 4 путешествия (Христофор Колумб). (Слайд 9, 10).
5 вопрос - По-португальски его фамилия звучит “ Магальяйнш”. Его флотилия состояла из 5 кораблей. Самый большой из них не превышал размерами Колумбову “Санта- Марию” (Фернан Магеллан), (слайд 11, 12).
6 вопрос - Как открытые земли в Центральной Америки и северного побережья Южной Америки назвал Колумб? (Индия), (слайд 13, 14).
7 вопрос - Чего никогда не видели индейцы до вступления на их землю испанцев? (Оружие), (слайд 15, 16).
2 тур называется - Вопрос-ответ (слайд 17).
Какой географический объект назван в честь Фернандо Магеллана? (Слайд 18)
Остров
Пролив
Государство
Залив
Ответ - Магелланов пролив (слайд 19).
Прибор, изобретенный китайцами и способствовавший развитию мореплавания? (Слайд 20).
Гномон
Компас
Солнечные часы
Штурвал
Ответ – Компас (слайд 21).
Первая кругосветная экспедиция была организована (слайд 22).
Марко Поло
Христофором Колумбом
Васко да Гама
Фернандо Магеланном
Ответ – Фернандо Магеллан (слайд 23).
В честь какого путешественника названа Америка? (Слайд 24)
Америго Веспуччи
Христофором Колумбом
Фернандо Магелланом
Васко да Гама
Ответ - Америго Веспуччи (слайд 25).
В Средние века судно, способное плавать на большие расстояния (слайд 26).
Парусник
Каноэ
Каравелла
Лодка
Ответ – каравелла (слайд 27).
3 тур называется «Шифровальщик»
Задание.
Пользуясь шифротаблицей, расшифруйте криптоном.
Поясните расшифрованное понятие.
№
Буква
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 команда
Колония 12.16.13.16.1510.33
Каравелла 12.1.18.1.3.6.13.13.1
Астролябия 1.19.20.18.16.13.33.2.10.33
Открытие 16.20.12.18.29.20.10.6
2 команда
Индейцы 10.15.5.е.11.24.29
Пролив 17.18.16.13.10.3
Государство 4.16.19.21.5.1.18.19.20.3.16
Колонист 12.16.13.16.15.10.19.20
3 команда
Путешествие 17.21.20.6.26.6.19.20.3.10.6
Мореплаватель 14.16.18.6.17.13.1.3.1.20.6.13.30
Компас 12.16.14.17.1.19
Конкиста 12.16.15.12.10.19.20.1
4 тур - Конкурс капитанов
Представители каждой команды расскажут о путешествиях, используя учебные картинки, спрятанные за корабликами:
1.Фернандо Магеллан
2. Христофор Колумб
3. Васко да Гама
4.Бартоломео Диаш
5. Америго Веспуччи
5 тур называется – Установите соответствие (слайд 30).
Васко да Гама
Открыл путь в Индию
Ф.Магеллан
Открыл новый материк, названный Америкой
Америго Веспуччи
Открыл мыс Доброй Надежды
Х.Колумб
Кругосветное путешествие
Б.Диаш
Открыл Новую Зеландию
Тасман
В честь него назван Новый Свет
Правильный ответ.
Васко да Гама
Открыл путь в Индию
Магеллан
Кругосветное путешествие
Америго Веспуччи
В честь него назван Новый Свет
Колумб
Открыл новый материк, названный Америкой
Диаш
Открыл мыс Доброй Надежды
Тасман
Открыл Новую Зеландию
6 тур «Картографическая мозаика».
Карта делится на три части. Каждая команда получает одну часть. После подготовки
(2 мин.) они должны рассказать о Великих географических открытиях той части земного шара, которая изображена на карте.
(Каждая часть прикрепляется к доске – собираем картографическую мозаику).
7тур – Черный ящик (слайд 33). Под музыкальную заставку (из игры “Что? Где? Когда?”) ученик вносит в класс “черный ящик”.
Учитель: Внимание! Черный ящик! Учитель: Уважаемые знатоки! В черном ящике лежат три вещи, которые Христофор Колумб привез из Нового Света! Что это? Ученики высказывают свои варианты. В ходе беседы по мере необходимости учитель озвучивает приведенные ниже подсказки
1
2
3
Вещь сделанная из “эль оро бланко” или белого золота привезли в подарок испанской королеве, но она не оценила этот дар. Зато современные мужчины его очень ценят.
Европейские дамы почитали его пригодным лишь на букет, Петр I увидел в нем “второй хлеб” для России.
Её Колумб назвал “индийским зерном”, кормом скоту, а мы ценим её достоинства при походе в кино.
мяч
картофель
кукуруза
8 тур создание кластера «Последствия великих географических открытий».
(работа с кластером, отводится 2-3 мин., озвучить результаты)
Запасной тур «Ты мне, я тебе»
Участникам команд за несколько дней дается задание, заранее подготовить вопросы (по 3 каждой команде). 1-ой команде по теме «Открытие Америки», 2-ой команде по теме «Путешествие Васко да Гама», 3-ей – «Путешествие Магеллана».
Выходит представитель одной команды, задает вопрос. На размышление 30 секунд. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку. Если она отвечает неправильно, отвечает другая команда. И так каждая команда. Оценка конкурса «5баллов» за каждый ответ (правильность построения вопроса 2 б.; грамотность ответа 2б; оперативность мышления 1б.)
4. Итоги урока.
Заключительное слово учителя.
Итог урока. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменяли новые, более достоверные знания. Получила подтверждение мысль европейцев о шарообразности Земли, более точными стали представления о е размерах и живущих на разных континентах люди.. Это создало условие для развития наук- географии, астрономии, истории.
Благодаря географическим открытиям и освоению Мирового океана стал складываться единый мировой рынок, устанавливающий торговые связи между многими странами и континентами. Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй.
Произошла встреча двух миров, которая внесла изменения в быт и обычаи европейцев.
Великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества-зарождающееся индустриальное и традиционное.
Сегодня на уроке мы вспомнили то, что рассматривали на протяжении выученной темы «Великие географические открытия». И в дальнейшем каждая тема будет завершаться таким уроком, где мы, будем подводить итоги и обобщать изученное, будем определять то главное, что обязательно нужно запомнить. Следующий урок будет посвящен тематическому оцениванию.
Капитан подсчитывает общее количество очков за 7 конкурса, набранных индивидуально (каждым учеником) и коллективно (вся команда). Учитель по рейтинговой ведомости объявляет рейтинг команд по местам. Для оценивания работы учеников учитель использует материалы учетных карточек.
Рефлексия.
· Самое интересное на уроке было ..
· Мне понравилось .
· Меня заинтересовало ...
· Хотел бы узнать подробнее о ..
· Я считаю, что сегодня мы .
5. Домашнее задание.
Составить кроссворд по изученной теме.
Дополнительный материал
Христофор Колумб (1451-1506). X. Колумб, итальянец из города Генуи, в поисках морского пути в Индию и Китай решил идти не на восток (вокруг Африки), а на запад, пересекая неведомый Атлантический океан. Это был вызов традиционному решению этой задачи.
Колумб был убежден, что земля имеет форму шара, а раз так, то, плывя на запад, можно попасть в Индию.
В августе 1492 г. три каравеллы Колумба - “Санта-Мария”, “Нинья” и “Пинта” отправились в плавание от берегов Испании.
Плавание было очень трудным. Моряки часто выражали недовольство, несколько раз пытались поднять мятеж. Наконец 12 октября 1492 г. с каравеллы Пинта раздался выстрел – это был сигнал. Матрос увидел огонь – костер, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). За ним последовали острова Карибского моря: Куба, Гаити и др. Колумб не сомневался, что это Индия, с легкой руки Колумба местное население стали называть индейцами.
В результате следующих трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своей жизни Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Сам Колумб скоро попал в немилость при королевском дворе и умер в полной безвестности, всеми забытый и больной. Признание заслуг пришло к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти.
Мореплаватель Америго Веспуччи, итальянец на испанской службе (1454-1512) - участник нескольких экспедиций к берегам Америки, названным им “Новым Светом”. Впервые высказал предположение, что это новая часть света. В 1507 году она была названа в его честь Америкой.
Америго Веспуччи (1454-1512 гг.) – итальянский мореплаватель. Родился в семье нотариуса, получил домашнее гуманитарное образование. В 1490году переехал в Испанию, где работал в Севилье, занимаясь в основном оснащением судов. В 1492 году перешел на испанскую морскую службу. Дружил с Христофором Колумбом. В 1508 году Америго Веспуччи был назначен на должность главного пилота на море Испании и служил в этой должности до своей смерти.
Америго Веспуччи является одним из первооткрывателей Южной Америки , дельты амазонки, Венесуэльского залива, лагуны Маракайбо и Бразильского нагорья. Он достиг берегов Америки позднее Колумба, но Америку назвали в его честь, так как в результате плаваний вдоль северных и восточных берегов новооткрытой земли именно у Америго Веспуччи сложилось правильное представление о том, что она является заатлантическим материком, а отнюдь не Индией, как считал Христофор. Он в 1503 году в письме на родину предложил именовать материк Новым Светом, впоследствии его назвали Америкой.
Бартоломеу Диаш.
Надежда на ограбление всего африканского побережья ускорило португальское продвижение на юг. В начале 80-х годов Диего Као совершил три путешествия на юг Золотого берега и у южного тропика поставил каменный столб, воздвигаемой на открытой территории в знак её присоединения к владениям короля Португалии, наконец, Бартоломеу Диаш в 1488 году достиг мыса Доброй Надежды, обогнул его и вышел в Индийский океан. Однако экипаж его кораблей, утомлённый трудностями пути, отказался продолжать плавание, и Диаш был вынужден вернуться в Лиссабон, не достигнув берегов Индии. Но он утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии.
Васко да Гама (1469-1524) - португальский мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию.
Васко да Гама родился в 1460 г. в городе Синеже, где его отец был градоначальником. Он рано приобрел опыт в мореплавании и управлении кораблем. Весной 1490 г. да Гама получил 4 корабля и экипаж 170 человек и отправился на поиски Индии вдоль берегов Африки. Через 4 месяца после выхода из Лиссабона обогнули мыс Доброй Надежды. В конце января 1498 г. эскадра вошла в устье реки Замбези. Здесь они пробыли месяц, ремонтируя корабли. Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время они отплыли от берегов и взяли курс на северо-восток. Через 23 дня, 22 мая 1498г. корабли встали на якорь в Каликуте. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь в Индию. Установив торговые и дипломатические отношения с индийскими правителями, Васко да Гама вернулся в Лиссабон. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует. Эта торговля принесла доходы и самому Гаме, который сделался одним из самых богатых вельмож Португалии.
В 1524 г. да Гама, уже 64-летний старик, вновь был вызван к королю. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний.
Да Гама успешно совершил длинное путешествие. Но, пробыв в Индии 3 месяца, заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя.
Фернан Магеллан (1480-1521). Осенью 1519 г. из Испании на 5 каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую мореплаватель Фернан Магеллан.
Его цель - отыскать пролив в Южной Америке, т.е. более короткий путь из Испании в богатейшие страны - в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Магеллан был уверен, что такой пролив есть.
Через год, в 1520 г., корабли вошли в узкий пролив (впоследствии его назвали Магелановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространство. Это был неизвестный океан. Он встретил мореплавателей солнцем и тишиной, моряки не видели бурь, поэтому Магеллан назвал этот океан Тихим.
Один корабль утонул. Другой взбунтовался и повернул назад в Испанию. Трем кораблям, оставшимся от флотилии, предстояло пересечь океан. Этот переход на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов и воды не хватало. Моряки умирали от голода и болезней. Наконец корабли достигли неизвестных островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь великого мореплавателя. Он погиб, в стычке с жителями одного из островов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индийский океан в Испанию. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции. Начались разлад и смятение. Экспедиция лишилась еще двух кораблей, и лишь один корабль “Виктория” добрался до родной гавани. На судне находился бесценный груз пряностей и 18 похожих на призраков матросов. Такова цена этого Великого географического открытия.
Первое в мире кругосветное путешествие имело большое значение для науки. Эта экспедиция подтвердила, что Земля - шар. Впервые европейцы прошли Тихий океан.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
15