Великие географические открытия. Интегрированный урок История-География в форме викторины.
«Великие географические открытия» - первая тема в курсе «Новая история 1500 - 1800» (7 кл.). «Как люди открывали и изучали свою Землю» - первая тема в курсе «География материков и океанов» (7 кл.). Налицо совпадение в изучении разных предметов содержания теоретического и фактического материала, общеучебных и специальных умений.
Интегрированный урок История-География в форме викторины.
Тема: Великие географические открытия.
Цели:
Создать яркое образно-конкретное представление об эпохе Великих географических открытий, обеспечить усвоение основных единиц знаний изучаемой темы, подвести учащихся к пониманию значения Великих географических открытий, перевернувших не только представления человека о мире, но также изменили экономику и быт европейцы.
Создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать индивидуально, в группе, выслушивать и уважать других. Воспитывать уважение к историческому прошлому человечества, формирование гуманистического мировоззрения у учащихся.
Создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений. Продолжить формирование умений работать с картой, извлекать информацию из изобразительных источников, давать характеристику исторической личности, критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения учебной литературы, формулировать выводы. Развитие познавательного интереса к предмету.
Опережающее задание:
- выбрать название команды – название корабля одной из экспедиций эпохи Великих географических открытий;
- придумать эмблему и девиз в духе Нового времени;
- подготовить рассказы о биографии Колумба, Да Гаммы, Магеллана;
- подготовить краткую историческую справку о народах Америки – инках, майя, ацтеках.
Оборудование: ПК, экран, проектор, презентация «Великие географические открытия», учебник «Новая история 1500-1800» А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, тетради, таблица результатов на доске.
План урока:
Причины Великих географических открытий.
Ход Великих географических открытий.(География).
Европейцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания. (Конкурсы 1-4)
Конкурс № 1. «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!»
Представление команд.
Название команды (корабля), девиз, эмблема.
Задание: снарядить корабль – составить список необходимого для дальнего плавания. Один правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы появляются на экране после выступления участников. Баллы заносятся в таблицу.
Конкурс №2 «Ученые, ученые – мозги разгоряченные!»
Составьте список технических изобретений и открытий, позволивших отправиться в дальние плавания. Один правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы появляются на экране после выступления участников. Баллы заносятся в таблицу.
Конкурс № 3 «Дух предпринимательства»
- Зачем мы поплывем в Индию?
Каждая команда поочередно называет причины (цели) путешествия.
Один правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы появляются на экране после выступления участников. Баллы заносятся в таблицу.
Конкурс № 4. «Географ»
Какие современные географические объекты скрываются за названиями той эпохи.
По одному заданию каждой команде. Один правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы появляются на экране после выступления участников. Баллы заносятся в таблицу.
Переход к изучению нового материала.
* Конкурсы 5-7 соответствуют пункту второму пункту плана урока – «Ход Великих географических открытий». Проводятся учителем географии.
Конкурс № 5. «Будем знакомы»
Участники команд представляют «своих капитанов» - Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан.
3 балла. Баллы заносятся в таблицу.
Учащиеся записывают в тетради даты и маршруты путешествий. Можно использовать для записи форму таблицы.
Имя Дать Открытие
Конкурс № 6. «Штурманский экзамен»
Участники команд прокладывают по карте маршрут своего путешествия. (можно использовать опцию фломастер в режиме показа презентации или указку).
2 балла. Баллы заносятся в таблицу.
Конкурс № 7. «Где мой корабль?»
Узнать маршрут своей экспедиции. (Если предыдущий конкурс рассчитан на достаточно сильных учащихся, то этот дает возможность проявить себя более слабым ученикам и одновременно выполняет задачу закрепления материала).
Правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы появляются на экране после выступления участников. Баллы заносятся в таблицу.
Конкурс № 8 «Золотая лихорадка».
* В ходе этого конкурса изучается вопрос «Европейцы в Новом Свете». Помимо конкурсных заданий учащимся при изучении нового материала используются также приемы: рассказ учителя, работа с документом, эвристическая беседа.
Учитель:
- Новые земли – становятся колониями. Вспомните греческие колонии. С. 22 учебника по документу определяем, что означают колонии в Новое время и сравниваем. Государство, владеющее колонией, называется метрополия. Определения записать в тетрадь.
Задания командам по карте:
1 команда. По карте назовите две крупнейшие метрополии и их колонии. (Испания - колонии в Америке, Португалия – колонии в Африке и Азии)
2 команда. Какие товары в основном вывозили из этих колоний?
3 команда. Чем отличаются колонии Испании от португальских? (португальские гораздо меньше по размеру, это, по сути, - торговые порты)
Один правильный ответ – 1 балл. Баллы заносятся в таблицу.
Дополнительный вопрос (для отстающих) 1 балл:
Какое новое явление возникает вместе с расцветом торговли? (пиратство)
Учитель:
- Конкиста (исп.) – завоевание. Кто такие конкистадоры?
Прокомментируйте девиз конкистадоров «Бог, слава и золото»
- Испанцами овладела «золотая лихорадка». Как вы понимаете это выражение? (жажда золота, стремление разбогатеть и т.п.)
- Кто же был их противником?
Задание командам:
Показать на карте расселение и кратко охарактеризовать развитие народов доколумбовой Америки. Каждая команда рассказывает об одном из народов.
2 балла. Баллы заносятся в таблицу.
Учитель кратко рассказывает о завоеваниях испанцами государств инков и ацтеков.
Записать в тетради:
Завоевание ацтеков – Эрнандо Кортес (Монтесума)
Завоевание инков – Франсиско Писарро (Атагуальпа)
Дополнительная информация для учителя.
Выкуп Атауальпы.
Франсиско Писарро взял правителя инков Атауальпу в заложники. В надежде быть выпущенным на свободу, Атауальпа предложил Писарро заполнить помещение, в котором его держали в цепях, до потолка золотом. На протяжении более чем трёх месяцев инки собирали золото и приносили его в Кахамарку. Понадобилось более 34 дней, чтобы переплавить все золотые изделия в слитки. Все эти сокровища составили так называемый «Выкуп Атауальпы». Так как испанцы чувствовали, что после освобождения Атауальпы они, вероятно, потерпят поражение, то после получения выкупа они все же казнили Великого Инку.
Беседа по документу и иллюстрации.
- Численное преимущество было на стороне местного населения. Почему конкистадорам удалось победить превосходящего противника? (Железное и огнестрельное оружие)
- Какова была судьба побежденных? (Рабство, уничтожение, насильственное обращение в христианство, уничтожение культуры и т.д.)
- Чем объяснить жестокость конкистадоров? (Индейцы – язычники)
Индивидуальные ответы учащихся оцениваются (1 балл) и зачисляются на счет команды.
Конкурс № 9. Значение Великих географических открытий.
Учитель напоминает, что значение исторического события определяется масштабом его последствий.
Определить значение Великих географических открытий по изображениям презентации. Команды отвечают поочередно. Один ответ – 1 балл. Баллы заносятся в таблицу.
Значение Великих географических открытий записывается в тетради.
Подведение итогов. Награждение команды победительницы.
Предполагаемый конспект в тетради ученика:
Великие географические открытия
Имя Даты Открытие
Васко да Гама
1497-1499 Путь в Индию вокруг Африки
Христофор Колумб
1492-1504 Открытие Америки
Фернан Магеллан 1519-1521 Первое кругосветное путешествие
Метрополия – государство, владеющее колонией
Колония – государство, утратившее независимость и попавшее под власть другого государства.
Крупнейшие метрополии в XVI в.:
Испания - колонии в Америке
Португалия - колонии в Африке и Азии
Конкистадоры – испанские завоеватели Америки
Завоевание ацтеков – Эрнандо Кортес с 1519 г (Монтесума)
Завоевание инков – Франциско Писсаро. (Атауальпа)
Значение ВГО:
На практике доказана шарообразность земли.
Развитие географии и других наук.
«Встреча миров» - культурный и торговый обмен между Европой и Новым Светом.
Складывание первых колониальных империй, ограбление колоний.
Изменения быта европейцев (новые продукты).
Революция цен в Европе.