Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики в деятельности детских общественных объединений (из опыта работы)


МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2 Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца В.В.
Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики в деятельности
детских общественных объединений
(из опыта работы)
Подготовила Батракова Л.И.
Старшая вожатая
МБОУ «Томаровская СОШ №2»
2015г
Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения является одной из самых актуальных тем в современном обществе. Ухудшение здоровья детей и молодежи в первую очередь волнует врачей и педагогов. Настало время для решительных действий. Именно от школьного коллектива, среди которого дети проводят большую часть времени, зависит дальнейшее будущее общества и страны в целом. Закон РФ «Об образовании» также возлагает на образовательные учреждения обязанности по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Культура здорового образа жизни должна прививаться через все компоненты образовательного и воспитательного процесса. Это касается и деятельности детских объединений.
Одной из первостепенных задач детской организации «Радуга» МБОУ «Томаровская СОШ №2» является организация и проведение общешкольных мероприятий по формированию здорового образа жизни, духовно-нравственных ценностей, военно-патриотическому воспитанию, профилактике правонарушений с учетом индивидуальных способностей и потребностей школьников. Выполнение данной задачи невозможно без использования в работе принципов здоровьесберегающей педагогики:
Принцип не навреди – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой человеческой профессии, основы педагогики и дидактики.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в ОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности – должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
Принцип триединого представления о здоровье обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проведения здоровьесберегающей работы ежедневно во время перемен и в послеурочное время при проведении каких-либо мероприятий.
Принцип субъек-субьектного взаимоотношения с учащимися. Одно из условий реализации этого принципа – индивидуальный подход к учащимся. Важна заинтересованность и ответственность учащегося, как субъекта образовательного и воспитательного процесса, его задача состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье.
Принцип соответствия содержания и организации обучения. Речь идет об уровне и содержании, а также методах и приемах проведения мероприятий. Учитывается состояние учащихся, время проведения мероприятий, и др.
Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики: а) обучение здоровью, б) воспитания культуры здоровья, в) формирования здоровья, г) укрепления здоровья.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Привычка учителя, родителя фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, формирует личность с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить цели и добиваться их достижения.
Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижения риска появления у школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом. Кроме того, более гармоничное развитие личности происходит в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия.
Анализ работы показывает, что обучающиеся с большим удовольствием выбирают в качестве внеурочных занятий и мероприятий именно спортивные игры и соревнования. Одним из любимых мероприятий является посещение фитобара. Во время таких мероприятий у ребят появляется возможность отдохнуть, лучше узнать друг друга, проявить себя.
Интерес обучающихся в области здоровьесбережения поддерживается на спортивных занятиях, проведение которых имеет большое воспитательное и оздоравливающее действие. Они способствуют расширению и углублению знаний о сохранении и укреплении здоровья, творческой активности, укреплению и сохранению здоровья детей.
Одной из важных форм оздоровительной работы д/о «Радуга» является организация внеучебных спортивно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, с активным участием всех обучающихся и привлечением их родителей.
Помимо спортивной работы с обучающимися, ведется постоянная работа с родителями. Члены родительского комитета принимают активное участие в подготовке, организации и проведении внеурочных мероприятий, направленных на сплочение семьи, на формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.
В «Радуге» также ведется работа по психологическому блоку. Часто проблема внедрения здоровьесберегающих технологий рассматривается только с точки зрения физического здоровья, оставляя без внимания необходимость заботы о здоровье психологическом. При этом именно психологическое здоровье обеспечивает гармонию и является необходимой предпосылкой сохранения и физического, и социального здоровья детей.
В рамках оздоровительных мероприятий совместно с педагогом-психологом проводятся следующие мероприятия:
психологические тренинги, беседы, обучение детей приемам релаксации, саморегуляции и аутотренинга;
психологические советы о поведенческих особенностях своих обучающихся, свойствах его личности.
В план работы детской организации входят следующие мероприятия по привитию навыков ЗОЖ:
Организация дежурства по школе и по классам.
Проведение физкультминугок, подвижных игр на переменах.
Проведение школьных спортивно-массовых
соревнований и спартакиад.
Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного
травматизма.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Организация работы учащихся по благоустройству и поддержанию порядка на закрепленных участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Проведение воспитательных часов и мероприятий. Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Совещание актива по проведению физкультурных праздников.
Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом.
Месячник по военно-патриотической, оборонно-массовой работе.
Ребятам нравится выпускать памятки, буклеты по ЗОЖ и распространять их среди населения, живущего в окрестностях школы. Также с удовольствием проводятся рейды экологические, по профилактике ДТП. Одним из традиционных дел стало посещение воспитанников детского сада. Ребята готовят для них агитбригады, презентации и небольшие театрализованные представления на тему здорового образа жизни, а также по защите природы и экологии.
Традиционным стало проведение Дней здоровья, в которых активное участие принимают родители учащихся и педагоги школы.