План-конспект урока по истории в 7 классе «Встреча миров. Великие географические открытия»


Тема «Встреча миров. Великие географические открытия»
Автор методической разработки:
учитель истории Поломодова О.А.
Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний
Место урока в теме: тема 2 в разделе 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
Образовательные подходы: системно-деятельностный подход
Образовательные технологии: проблемный, частично-поисковый метод
Методы в рамках технологии : эвристическая беседа
Оборудование: экран, ПК, аудиоколонки
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная
Наглядно-дидактический материал: атлас по новой истории 7 класс, бортовой журнал
Цель учебного занятия:
1) осознать причины, суть и значение ВГО в дальнейшем развитии цивилизаций ,2) создать условия для формирования коммуникативной культуры и гуманистического мировоззрения у учащихся,
3) способствовать развитию умения работать с информацией (историческими источниками, картами)
Ход учебного занятия
Этап урока
Время Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся средствами УУД Планируемый результат1 этап
Мотивация
1 мин Настроить обучающихся на выполнение работы Включение в деловой ритм.
Я рада очень рада нашей встрече
И это правда , не шучу,
К соседу повернись скорее
Скажи два слова – «Знать хочу!»
Я слышать это очень рада,
Скажи еще – «Мне это надо!»
Настройся, чувства не держи,
Я все смогу- себе скажи!
Подготовка к работе Личностные-смыслообразованиеПобуждение включения в учебную деятельность
2 этап
Актуализация и постановка учебной задачи
9 мин Организация работы по определению темы и цели урока Активизирует знания учащихся, создание проблемных ситуаций
Демонстрация презентации.
Слайд 1. Физическая карта мира с отсутствующими на ней материками обеих Америк и Австралии.
Эвристическая беседа.
Вопросы:
Что вас в этой карте удивляет?
Чем она отличается от современной физ.карты?
Формулируют тему, цели урока
Отвечают на вопросы:
Отсутствуют материки Юж. и Сев. Америки, Австралия; «Море мрака» не существует. УУД: Регулятивные- выполнение пробного учебного действия
Коммуникативные- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений
Познавательные-
– анализ, сравнение, извлечение необходимой информации из текстов, изображений
Почему на этой карте отсутствуют эти материки? Забыли нарисовать, ошиблись, еще не открыли. Почти так люди представляли себе мир на рубеже XIV-XV веков.
Как вы думаете, о чем будет наш урок истории сегодня? О том, как люди открыли новые материки. Слайд 3.
Тема «Великие географические открытия» Сегодня у нас на уроке присутствует 4 экспедиционных команды, во главе с капитанами, есть штурман и матросы.
На столах находится все, что пригодится нам в путешествии.
Карты атласа, учебник и бортовой журнал. А, кстати, зачем мореплавателям нужен был бортовой журнал? Что в нем фиксировали?
В бортовой журнал записывали все события путешествия. Теперь мы тоже можем сделать первые записи в журнал. Какие?
Записываем. ФИО и тему Какие знания мы можем сегодня получить исходя из темы урока?
Кто, когда, почему открыл материки. Основной сюжет нашей работы будет заключаться в следующем
Слайд 4. Путешествия и открытия совершались и в древности и в средние века. Достаточно вспомнить финикийцев в Средиземноморье, викингов, достигших берегов Британии и Франции.
Заметили ли вы некоторые противоречия?
Почему же именно XV-XVII века назвали эпохой Великих географических открытий?
Слайд 5.
Какова цель нашего урока? Выяснить почему географические открытия 15-17 в. назвали Великими.
Ставят цель урока 3 этап Открытие новых знаний через учебное действие.
34 мин Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Слайд 6.
Проблема:
(Из записей Антонио Пигафетта.)
Опишите состояние мореплавателей в этом отрывке.
Что же заставляло европейцев отправляться в рискованные путешествия в XV веке?
(Смотрим видео-ролик и попутно фиксируем все условия, которые послужили основой будущих путешествий, в пункте 1 бортового журнала)
Анализ исторического источника
Тяжело, голодно, опасно для жизни
Желание славы, золота Познавательные- анализ , определение основной и
второстепенной информации,структурирование знаний , осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
Коммуникативные- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации,
учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве
разных позиций
Регулятивные- контроль, коррекция
Видео-роликВыполнение задания.
Самостоятельно фиксируют причины и предпосылки ВГО. Обсуждение результатов работы.
Какие сложились условия, чтобы начались путешествия в неизведанное? Демонстрация результатов деятельности. Знакомимся с нашими экспедициями ближе.
Слайд 7.
1 команда - Бартоломеу Диаш2 команда - Васко да Гама
3 команда - Христофор Колумб
4 команда - Фернан Магеллан
Получают задания. Задание 1.
Слайд 8.
В бортовых журналах дана таблица. Используя представленные материалы заполнить строку таблицы вашего первооткрывателя. Читают и обсуждают все вместе найденные данные, каждый фиксирует в свой бортовой журнал эти данные.
Время 7 мин . При звучании гонга ребята заканчивают работу. Выполнение заданий.
Освоение нового через поиск, анализ информации.
Самостоятельная работа в группах.
Фиксация в таблицах.
Задание 2. Ни одно путешествие не обходится без карт. Открываем стр. 2-3 атласов. Штурман рисует путь плавания вашего путешествия. Ищите условные знаки и своего мореплавателя. Команда может подсказывать и помогать штурману. А дома каждый из вас повторит самостоятельно работу штурмана.
Работа на 3 мин. Выполнение заданий.
Работа с контурной картой и атласом. Работы штурманов сдайте на оценку.
Вы побывали в роли одного из путешественников. Расскажите, что вы увидели, что открыли. Отчет по результатам своей работы. Слайд 9.
Сверяем с эталоном. Представление результата.
Следующее задание требует использования учебника. Пар. 2 вам в помощь. Определите и кратко запишите значение ВГО. Обратите внимание на колонки - положительное и отрицательное значение.
Время 7 мин. Самостоятельная работа с учебником, поиск, анализ информации. 4 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке
6 мин Слайд 11.
Возвращение к задачам урока.
Мы смогли сегодня пройти все представленные на слайде вехи истории?
Осуществляют оценку достижения цели урока и задач. Личностные:
самооценка достигнутых результатов деятельности
Коммуникативные- формулирование и аргументация
своего мнения, учет разныхмнений
Попробуйте теперь ответить на изначальный вопрос :Почему же именно XV-XVII века назвали эпохой Великих географических открытий? Предлагают ответы на проблему. Мы достигли с вами поставленной цели? Осуществляют оценку достижения цели урока и задач. Заполните оставшуюся таблицу.
Что ребята уже знали, а какие факты стали для ребят открытием.
3 мин.
(Обсуждение , если позволяет время) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Подведение итогов и выставление оценок. Сдача бортовых журналов. Вопросы на засыпку:
1. Европейские дамы почитали его пригодным лишь в букет, Петр I увидел в нем «второй хлеб» для России?
2. Её Колумб назвал «индийским зерном», кормом скоту, а мы ценим её достоинства при походе в кино.
3. Какие известные древние государства с их высокой культуры исчезли после появления в Америке европейцев? (майя, ацтеки)