Методические рекомендации по использованию технологии деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию технологии деятельностного метода в курсе русского языка в начальной школе.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, способы деятельности, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Одно из них – применение в практической работе с младшими школьниками деятельностного метода. Рассмотрим данный аспект применительно к развитию умения пользоваться правилами русского языка в начальной школе. Проблема в том, что заучивая правила, дети не в состоянии их воспроизвести спустя некоторое время и, соответственно, не могут пользоваться ими на практике. Решение этой проблемы заставило нас искать другой подход к обучению детей правилам русского языка.
Работу рекомендуем строить, опираясь на следующие теоретические положения.
В качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения выступает деятельностный подход к организации учебной работы. Деятельность всегда стоит между обучением и развитием, она кажется ведущим фактором развития. Природные задатки ребенка превращаются в способности только в процессе деятельности. Но не всякая деятельность помогает развитию способностей, а только та, которая вызывает положительные эмоции. В связи с этим при реализации деятельностного подхода принцип психологической комфортности должен быть соблюден в первую очередь. Необходимо создать ребенку такие условия погружения в проблемную ситуацию, чтобы добывание знаний стало его потребностью. Для повышения интереса к такому теоретическому материалу, как правила русского языка учителю необходимо создать такие условия, которые позволят вовлечь ребенка в процесс познавательной деятельности.
Учащийся становится субъектом обучения, если он активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Для этого требуется нацелить ученика на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе учения.
Возрастные особенности младшего школьника таковы, что они склонны к механическому запоминанию учебного материала путем многократного его повторения без осознания смысловых связей, а это приводит к тому, часто заучивают материал дословно, отсюда и недостаточность развития некоторых мыслительных процессов: неумение дифференцировать задачи запоминания, недостаточное владение речью. Дети не могут организовать смысловое запоминание, не умеют разбивать материал на смысловые части, выделять опорные слова, составлять логический план текста и воспроизводить его своими словами.
В работе необходимо использовать такие приемы, которые затрагивают личность ученика, его опыт. Процесс обучения строить с опорой на следующие положения:
ученики самостоятельно добывают знания;
процесс обучения носит поисковый характер;
важнейшим звеном обучения становится альтернатива, а не образец учителя;
в качестве опорных используются два основных принципа обучения: доступность и наглядность.
В основе учебно-поисковой деятельности учащихся лежат такие принципы:
равенство всех участников;
не принудительное привлечение к деятельности;
право на ошибку;
речевое развитие.
Ребенок не получает знание в готовом виде, а сам «открывает» их в процессе решения проблемы. На таких уроках необходимо строить партнерские отношения учителя с детьми, диалог ставить ведущим средством общения. В этом случае знания усваиваются прочнее, а впоследствии становятся инструментом саморазвития.
Приемы активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка:
Развивающая игра является одним из наиболее действенных средств, т.к. поддерживает детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса.
Творческие диктанты и самодиктанты играют важную роль в формировании познавательных интересов школьников, затрагивают их личный опыт.
Составление правил. Этот прием используется, когда дети переходят от репродуктивного метода обучения к частично-поисковому, а затем и к творческому, овладевают такими понятиями как «сходство» и «различие», стараясь определить общие закономерности и увидеть различия в написании слов.
Использование схем для самостоятельных выводов, а также для опоры.
Самоинструкция позволяет применять изученные правила. Это инструкция, которую ученик составляет для себя.
Составление плана. Такой план основан на элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов.
Установление сходства и различия. Ученикам предлагать понаблюдать за языковыми явлениями с целью что-либо найти, назвать, указать, подчеркнуть.
Прием словесной наглядности. Он включает использование различных грамматических сказок, загадок. Чаще применяется для случаев, которые необходимо запомнить. Данный прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти за счет выстраивания ассоциаций.
Залогом успешного обучения является активная деятельность, потому что она позволяет создавать атмосферу психологического комфорта и личной заинтересованности школьников.











Лаворенко Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей г.Абдулино», Абдулинский район



15