ИКТ как средство реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению русскому языку

ИКТ как средство реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению русскому языку

«Нет учеников плохих и хороших, они разные». Именно с этой мыслью на протяжении многих лет подхожу к своей педагогической деятельности.
Постепенное углубление в тему вызвало интерес и определило дальнейшую методическую систему моей работы. Вначале это были самодельные карточки с индивидуальными заданиями, затем изучение психологических и возрастных особенностей учащихся уже более опытным взглядом, выступление на педсоветах, участие в семинарах, в дискуссиях по данному вопросу.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь,»-так сказал русский историк Василий Ключевский. Среди учителей, педагогов, наставников не должно быть равнодушных людей, пускай они будут стопроцентными профессионалами своего предмета. Придя в первый класс, ребенок не задумывается над тем, насколько учитель грамотный, видит только человеческие качества, располагающие к дальнейшему желанию идти в школу, в класс, урок. Создать обстановку для обучения, творчества, самореализации ученика, в такой атмосфере передать свои знания ребенку – в этом заключается профессионализм учителя. К такому педагогу дети с радостью бегут на урок, даже неудовлетворительная оценка не становиться поводом для огорчения, ребенок знает, что завтра ее непременно исправит. Оканчивая школу, выпускники с благодарностью вспоминают такого учителя, называя его профессионалом.
Как достичь такой высокой оценки своих учеников? Сегодня существует огромное количество программ, методик, направлений, педагогических трудов. Их цель – помочь учителю в профессиональном росте.
Одним из программ для общеобразовательных учреждений является программа по русскому я зыку для 5-9 классов под научной редакцией академика РАО Г.Г. Граник. С первого взгляда не «влюбиться» в программу и учебники не возможно. Генриетта Григорьевна придумала и издала учебники нового поколения, которые направлены на воспитание культурного человека, владеющего свободно письменной и устной речью. Это учебники нового типа, поэтому для индивидуально – дифференцированного подхода к обучению, данные учебники являются просто находкой. В каждом классе есть дети сильные, средние и слабые, поэтому, когда готовлюсь к урокам, всегда просматриваю те параграфы, над которыми работаем по другим учебникам, и задаю себе вопрос: «Что же нового ученики узнают на моем уроке?»
Эти учебники принципиально отличаются от традиционных учебников по русскому языку формой подачи нового материала, нет ненавистных теорий, которые необходимо заучить. Весь материал дан для понимания. Учащиеся легко осваивают научные термины, интересны условные обозначения, темы объяснены доступным языком. Не учитель разговаривает с учащимися, а учебник ведет диалог с ребенком. Это приучает ученика к самостоятельности, вырабатывает навыки внимательной работы, творчества. В учебнике много текстов познавательного характера, поэтому учащиеся заранее читают параграфы, во время фронтального опроса мгновенно включаются в беседу. В классе нет ученика, который бы не выполнил домашнее задание.
Я думаю, что за этими учебниками великое будущее. Генриетта Григорьевна является современным учителем, которая позволяет в нас формировать стремление самопознанию, самоопределению, самореализации.
Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится актуальным в вопросах образования.
«Учитель-человек, который может делать трудные вещи легкими», - так сказал писатель, философ США Ральф Уолд Эмерсон (1803-1882). И я убеждаюсь в том, что реальным путем к достижению такой цели становиться индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса.
Не будем забывать, что любой труд интересен, если он разнообразен. Учение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще мы проверяем и оцениваем труд ученика, тем интереснее ему работать. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учеников.
Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Важна позиция учителя - быть «рядом» с учениками.
Хочу отметить, что в учебнике «Русский язык» под редакцией Г.Г. Граник содержится информация различной степени сложности: для самостоятельных наблюдений; для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; сведения, имеющие сугубо практическое значение.
«Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создание наилучшего условия для развития его склонностей и способностей в настоящем и будущем».
Я считаю, что в этих условиях учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это продиктовано самой жизнью.
Чтобы войти в мир компьютерных технологий, учитель должен понимать приоритетные направления этой отрасли в современном мире. Еще К Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
Мне бы хотелось, чтобы современные учебники Г.Г. Граник были пополнены дисками с текстовыми заданиями по каждой теме, при помощи которых учитель смог бы обобщить знания и умения учащихся.
Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставит высокие ели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества. Говорить о современных технологиях и методических системах можно бесконечно долго, но все решается на месте.
Не нужно топтаться на месте, а смело идти вперед, принимая самое лучшее, самое передовое. Я думаю, что на сегодняшний день, самым лучшим и передовым для наших учеников является преподавание русского языка по учебникам Генриетты Григорьевны Ганник

















15