Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие» (консультация для педагогов)
Управление образования администрации
Балашовского муниципального района Саратовской области
Консультация на тему:
«Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие».
Подготовила:
Инструктор по физкультуре
МДОУ д/с «Одуванчик»
города Балашова Саратовской области
Краснощекова Ольга Валентиновна
Г.Балашов
2016 год.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко объясняется общественными потребностями.
Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?
По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей, такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
• наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
• наличие образовательной системы.
В нашем ДОУ разработана система по выявлению потенциально одаренных детей в рамках ДОУ, которая включает в себя:
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.
2-й этап: отбор детей в группу одарённых.
При диагностике одарённости исходят из представления о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.
Так, например, для спортивной одаренности выбираются следующие направления:
Развитие физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, хорошей ориентировки в пространстве, умения проявлять силу, выносливость.
Создание условий для накопления двигательного опыта.
Формирование положительного личностного отношения к здоровому образу жизни.
Примерные формы и методы работы:
Подбор индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов;
Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей;
Подготовка детей к соревнованиям, олимпийским играм;
Совместное с одаренными детьми проведение мастер- классов для родителей;
Индивидуальное консультирование родителей;
Изготовление памяток, буклетов, папок передвижек для родителей;
Профессиональное общение со специалистами из спортивных секций с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
План программы «Сопровождение ребенкас ярко выраженными спортивными способностями».
Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.
Структура программы сопровождения.
Определение целей и задач программы сопровождения.
Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
Мониторинг программы.
Задачи:
Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.
Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
Достижение детьми более высоких результатов.
Психолог.
Информационный этап:
подбор методических материалов и литературы по данной тематике; консультирование родителей и воспитателей.
Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.
Заместитель заведующего по основному виду деятельности.
Организационный этап:
планирование работы руководителя по физическому воспитанию;
разработка методических рекомендаций;
обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.). Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.
Инструктор по физическому воспитанию.
Информационный этап:
рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателей; пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность. Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком;
осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов; организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей; мониторинг динамики физического развития ребенка;
профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.
Воспитатель.
Информационный этап: пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей;
информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.
Родители.
Развивающий этап: развитие физических способностей одаренных детей посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.
Карта одаренного ребенка.
(находится в кабинете заместителя заведующей по основной деятельности)
ФИО ребенка.
Возраст ребенка (год, месяц).
Медицинское заключение (последний профосмотр).
Сведения о родителях.
Состав семьи.
Статус семьи.
Результаты психологической диагностики
Результаты педагогической диагностики
Результаты социометрического исследования
Область одаренности
Признаки одаренности
Диагностика одаренности
Выводы и рекомендации
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
План работы с одарёнными детьми
№ п/пМероприятия Сроки Ответственные
1 Составление и уточнение списка детей, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности Сентябрь Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
2 Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности Сентябрь-октябрь Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
3 Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Сентябрь Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
4 Организация и проведение соревнований и Олимпиады по физической культуре в ДОУ В течение года согласно годового плана Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
5 Организация и проведение соревнований и Олимпиады по физической культуре с другими ДОУ В течение года согласно годового плана Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
6 Организация работы с одарёнными детьми (набор в дополнительное образование). Сентябрь Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
7 Методическая работа с воспитателями, родителями дошкольников по физической культуре (собрания, круглые столы,консультации, беседы) В течение года согласно плана Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
8 Создание банка данных результатов работы одарённых детей В течение года Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
9 Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми В течение года Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
10 Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми В течение года Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
11 Проведение открытых просмотров с активным участием одарённых детей В течение года Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
12 Подведение итогов работы с одарёнными детьми В течение года Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
13 Поощрение и стимулирование одарённых учащихся: «Лучшие из лучших». Апрель-май Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В.
36004587630