Педагогический проект Формирование экологической грамотности и природоохранных компетенций учащихся на основе проектной деятельности краеведческой направленности


МБОУ СОШ №11г. Тамбов Тема педагогического проектаАвтор: учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г. Тамбова Чеботарева Нина Михайловна Формирование экологической грамотности и природоохранных компетенций учащихся на основе проектной деятельности краеведческой направленности Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.Ральф Уолдо Эмерсон Актуальность темы Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Психолого-возрастные особенности младшего школьника предполагают совмещение формирования экологических и природоохранных компетентностей с историко-краеведческими аспектами образовательного процесса. В свете требований ФГОС второго поколения к высокому уровню формирования метапредметных умений, навыков и ключевых компетенций обучающихся и способам организации образовательной деятельности, возникает необходимость создания обширной методической базы разработок урочных и внеурочных мероприятий по экологии, учитывающих специфику своего региона. ПротиворечияПедагогическое осмысление проблемы позволило выявить ряд противоречий:между необходимостью формирования экологических и природоохранных компетентностей обучающихся и низкой познавательной активностью младших школьников;между необходимостью получения школьниками в доступной форме знаний о природе родного края и отсутствием методического материала в содержании учебных программ по данной тематике;между целесообразностью использования метода проектов для формирования учебно-познавательных компетенций и отсутствием навыка у младших школьников данного вида деятельности. Цель проектаФормирование у младших школьников экологической грамотности и природоохранных компетенций на основе краеведческого материала Изучить имеющуюся информационно-методическую литературу по проблеме проекта.Диагностировать познавательную мотивацию учащихся и их интерес к изучению природы родного края. Разработать и апробировать методические продукты, способствующие успешному усвоению краеведческого материала через проектную деятельность..Обобщить и проанализировать полученные результаты проекта. Распространить полученный опыт.Мотивировать учащихся на создание проектов и участие в творческих экологических конкурсах краеведческой направленности.12345Основные задачи проекта Объект исследования Учебно-воспитательный процесс в рамках курса «Окружающий мир» с учетом использования краеведческого материала Предмет исследования Процесс формирования экологической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе Гипотеза исследованияЕсли экологическую грамотность формировать через систему проектов краеведческой направленности, это позволит успешнее сформировать природоведчекую компетентность и осознанное отношение учащихся начальных классов к учебному предмету «Окружающий мир», вырабатает у них необходимые навыки поведения в природе, сформирует активную жизненную позицию относительно вопросов охраны природы родного края. Новизна проекта Новизна данного проекта состоит в том, что в процессе его реализации были созданы и апробированы методические разработки по работе с младшими школьниками над проектами с использованием краеведческого материала . К ним относятся:разработки урочных и внеурочных мероприятий,методические рекомендации по работе с картой, учебной картиной и составление учебных модулей на уроках «Окружающий мир»;игры и творческие задания по курсу «Окружающий мир»;контрольно-измерительные материалы с учетом краеведческой специфики. Теоретико-методологическая основа проектаНормативно-правовой и документальной основой проекта являются Закон «Об образовании» РФ, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Законы социальной экологии В.И. Вернадского Структура педагогического проектаАналитическое обоснование проектаКонцепция развитияМодель инновационного процесса, ресурсное обеспечение проектаКонстатация существующего положения делОпределение желаемого будущегоОпределение стратегии и тактики измененийФГОС нового поколенияКреативноемышлениеКраеведческие аспекты экологического воспитания младших школьников в курсе «Окружающий мир» Тип проектапо доминирующей деятельности – практико-ориентированный;по форме – групповой;по продолжительности – краткосрочный.Сроки реализации проекта2010 – 2011 уч.г. ЗадачиСодержание деятельностиПланируемый результат1. Определить цель и задачи проекта, смоделировать ожидаемый результат, спланировать предстоящую деятельность.1. Изучение литературы по теме, истории возникновения вопроса.1. Определение приемлемых для себя педагогических технологий и методик.2. Определить содержание типологии обучения с применением нетрадиционных форм и приемов относительно краеведческих аспектов экологического воспитания.2. Структурирование информации, систематизация данных2. Выбор педагогических средств для внедрения технологии в практику.3. Освоить методики организации нестандартного занятия в рамках курса «Окружающий мир» с учетом ФГОС нового поколения.3. Изучение теоретических основ ИКТ и проектной методики применительно к теме проекта.3. Разработка программно-методического обеспечения .4. Проанализировать познавательную мотивацию учащихся и их интерес к изучению природы родного края.4. Наблюдение за процессом обучения, анкетирование, диагностика, беседы с детьми, анализ их работ4. Разработка системы мониторинга, контроля, критериев оценки деятельности.Реализация проекта рассчитана на 1 год и осуществляется в три этапа.Подготовительный этап (09.2010 – 10.2010)Этапы реализации проекта Практический этап (11.2010 -04.2011)Задачи Содержание деятельности Планируемый результат 1.Использовать программно-методическое обеспечения на практике во время урочной и внеурочной деятельности.2.Систематизировать материал по темам курса «Окружающий мир» и внеурочных занятий.1.Разработка и апробирование созданных в рамках проекта методических продуктов.2.Отслеживание процесса, анализ промежуточных (текущих) результатов.3.Корректировка испытываемых методических продуктов.4. Приобщение детей к участию в конкурсах разного уровня.1. Проекты на тему:- Реки Тамбовщины,-Заповедный край Тамбовский,- Праздник первоцветов,- По страницам Красной книги,-Животные Тамбовской области в опасности!;2.Участие в творческих конкурсах.Этапы реализации проекта Аналитический этап (05.2010 – 09.2010)Задачи Содержание деятельности Планируемый результат 1) Обработать полученную информацию, соотнести полученные результаты с поставленными целями и задачамиОбработка и анализ полученных результатов, их соотнесение с поставленными целями и задачами, ожидаемым результатом и соответствие или несоответствие гипотезе проекта.1. Успешная реализация проекта, подведение итогов2. Обобщение опыта 2) Осуществить анализ всех результатов. Сделать выводы.Мониторинг качественных изменений:- диагностика отношений к вопросам охраны природы- активность учащихся в мероприятиях экологической направленности Тиражирование опыта,результатов деятельности, издание методических рекомендаций, разработок и выступление с ними на методсоветах, педсоветах, семинарах, обсуждение на форумах и в профессиональных сообществахЭтапы реализации проекта Практический этап Разработка и проведение занятийУчастие в конкурсахПроектная деятельность Реки Тамбовщины, Заповедный край Тамбовский, Выхухоль – удивительный зверек, Праздник первоцветов, По страницам Красной книги, Животные Тамбовской области в опасности!; Памятники природы Тамбовской области; Красная книга Тамбовской области (растения, животные); реки Тамбовской области; парки и скверы Тамбова; Воронинский заповедник Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа» - 2010, 20114 областной этап международной акции «Марш парков» муниципальный конкурс творческих работ «Любимый край Тамбовский». Внеклассная работа Показателями эффективности данной системы работы являются 2Б Опыт работыучителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 г. ТамбоваЧеботаревой Нины МихайловныТема: Краеведческие аспекты экологического воспитания младших школьников в курсе «Окружающий мир»2011 Динамика качества знаний по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» за первые 3 четверти Уровень развития природоохранных компетентностей у учащихсяРезультаты проекта Численность учащихся, задействованных в мероприятиях и акциях природоохранной направленностиРезультаты проекта Общие выводыТаким образом, гипотеза полностью подтвердилась. Реализация проекта способствует более осознанному отношению учащихся начальных классов к учебному предмету «Окружающий мир», вырабатывает у них необходимые навыки поведения в природе, формирует активную жизненную позицию относительно вопросов охраны природы родного края, создает устойчивую тенденцию к росту осознанного информационного запроса школьниками относительно знаний о животных, растениях биологического, экологического и краеведческого характера.Данный проект может использоваться для решения конкретных педагогических проблем другими педагогами. Информационные ресурсыПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта http://standart.edu.ru/Вернадский, В. И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетное явление. – М., 2007. – Кн. 2. – С. 94–95. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа, 2003 № 5, с. 64 – 75Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников Издательство: Пед. общество России, 2000 г.Головачева А.В., Ушакова М.М. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников Методическое пособие. - Н.Новгород: Экоцентр "Дронт", 2009. Практическое пособие (сост. Черемисина Л. Д. ) Основы экологии - младшим школьникам. Издательство: Аркти. 2006.Ласкина Л.Д. Экологическое образование младших школьников: Рекомендации, конспекты уроков Издательство: Учитель, 2011.Шелковникова Ю.Н. Роль модульной технологии в экологическом образовании. Воспитание и обучение, 2008г, №4.Экологическое воспитание младших школьников. Реферат http://www.neuch.ru/referat/41724.html Давайте умножать добро в окружающем нас мире, пусть каждый сделает хотя бы один шаг к приближению гармонии всего живого на Земле.