Педагогическая концепция учителя физической культуры Кушнеревич О.Ю.


Педагогическая концепция
учителя физической культуры Кушнеревич Ольги Юрьевны,
МОУ «СОШ №13» г. Егорьевска.
« В твоих руках, учитель, наш 21 век,
А веком, как известно, правит человек,
Который созидает, творит и создаёт,
Который за собою всегда вперёд ведёт!»
« То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и подруководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно….»
Л.С. Выготский
« Не следует ложиться спать прежде, чем не скажешь себе, что за день ты чему – то научился…»
Г. Лихтенберг
Я учитель физической культуры. И этим горжусь!
Физическая культура – это первый и базовый вид культуры, который формируется в человеке. Это культ здорового образа жизни, гармония души и тела, неотъемлемая часть образовательного процесса. Это – комбинация человеческих знаний, веры и поведения, которые мы познаём и передаём будущим поколениям.
Здоровье человека – тема для разговора, которая актуальна для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной!
Здоровье важнейший показатель благополучия всего общества, человеческого тела и духа.
Мы несём ответственность за будущее поколение, а учителю физической культуры в этом процессе отводится особое место. Ведь здоровье ребёнка – залог успешности обучения в школе.
Именно поэтому ведущая идея моей концепции – укрепление и сохранение здоровья школьников. Ведь инвестируя в здоровье, мы построим более безопасное будущее.
Сейчас в класс приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, разных национальностей. У каждого свой мир, и моя задача как учителя – ничего не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребёнка. И, главное помочь ему быть успешным!
В своей работе стараюсь обеспечить каждому школьнику одинаковый доступ к занятиям физической культурой и спортом, предоставить разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы, создавать максимально благополучные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, помочь ему в самоопределении.
Главное – видеть и уважать в ребёнке Личность!
По моему мнению, лучший способ научить – личный пример. От меня, моих умений, способностей, от моего отношения к своему делу зависит и отношение ребят к учёбе, желание познавать новое и «нести» эти знания во взрослую жизнь. Я, как спортсменка, как кандидат в мастера спорта, как человек принимавший участие в соревнованиях высокого уровня, стараюсь школьников настраивать всегда на хорошую и серьёзную работу, приучать с достоинством принимать победы и поражения, с уважением относиться к сопернику и вести только честную борьбу. Не пасовать перед сложными жизненными ситуациями, и уверенно идти навстречу миру.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия. В свои школьные годы я с удовольствием занималась спортом, участвовала во всех соревнованиях, как за честь класса, так и за честь школы, района, области, а потом и на всероссийском уровне.
Я стремлюсь научить детей тому, что знаю сама.
Считаю что лучший пример – это личный пример! Я обязана быть в хорошей спортивной форме, вести здоровый образ жизни. Утро в моей семье начинается с пробежки и закаливающих процедур, здорового питания. А заканчивается день тренировкой на турниках и бассейном.
На уроках я всегда «рядом» с учеником, а не «над» ним.
Я стараюсь сделать так, чтоб с каждым уроком ребятам было всё интереснее. Для этого я творчески подхожу к своему предмету. Своими руками делаю инвентарь, олимпийскую атрибутику. Придумываю интересные конкурсы и сценарии спортивных праздников со стихами собственного сочинения. Использую мультимедийную технику на уроках, где демонстрирую презентации по здоровому образу жизни, технику выполнения упражнений, видео выступления лучших спортсменов.
Ежегодно в нашей школе проводится научно – практическая конференция, а по моей инициативе, с прошлого года была утверждена спортивная научно – практическая конференция. Здесь учащиеся делятся исследованиями в области медицины и спорта, инновационных технологиях в подготовке спортсменов, рассказывают о видах спорта, которыми серьёзно увлекаются. Каждое выступление сопровождается мультимедийной презентацией с задачами и целью исследования, а также результатами работы, соц. опросами, видеороликами, макетами и конечно же спортивными выступлениями.
Одной из моих инноваций является использование элементов пилатеса и стретчинга для эффективности закрепления тренировочного процесса в заключительной части урока.
Пилатес – система физических упражнений (методики фитнеса), включающая в себя упражнения для всех частей тела. Упор делается на взаимодействие разума и тела при выполнении упражнений. Сопровождается концентрацией на дыхательном ритме, осознанием каждого упражнения. Все движения в пилатесе плавные и направлены на вытягивание и укрепление мышц. Благодаря этому укрепляются мышцы, улучшается баланс и координация, восстанавливается дыхание и снижается стресс.
С помощью стретчинга мышцы становятся более эластичными, происходит профилактика отложений солей в организме, а глубокое дыхание благотворно влияет на головной мозг.
Двигательная активность – биологическая потребность. На своих уроках я стараюсь повышать моторную плотность урока с помощью «круговой тренировки». Она включает в себя разносторонность, целесообразное распределение нагрузки и дозировки, что способствует гармоничному развитию ребёнка. Одна из важнейших задач, которую решает круговая тренировка – добиться высокой работоспособности организма. Комплекс упражнений вписывается в запланированную часть урока с учётом физической подготовленности класса, с учётом полового состава класса, а также с учётом возраста. Таким же образом определяется объём работы и отдыха на станциях. Строго соблюдается последовательность выполнения упражнений и переход с одной станции на другую. Благодаря активному использованию данного метода заметно улучшились нормативные показатели школьников.
Практика показывает, что отсутствие у ребят теоретических знаний по физической культуре резко снижает эффективность обучения и воспитания. Теоретические знания призваны помочь учащимся рационально применять практические умения и навыки для укрепления здоровья, развития физических качеств, освоения разнообразных двигательных действий. Содействуют повышению уровня общей образованности и эрудиции учащихся. Поэтому теоретической части я отвожу особую роль на своих занятиях. Периодически я провожу тестирования по своему предмету, ребята готовят рефераты и презентации. Также мною был проведён педагогический эксперимент по выявлению эффективности теоретического тестирования, который опубликован на моём сайте.
Современный урок нельзя представить без внедрения инновационных технологий.
На своих уроках я применяю игровые, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные и информационно – коммуникационные технологии.
Также в своей работе я использую физкультурно – оздоровительную технологию. Это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности. Данная технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности.
Физкультурно – оздоровительная технологии могут осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, ИЗОТОН, стретчинг, бег, туризм, плавание….
ИЗОТОН – это первая научно – обоснованная комплексная система оздоровительной физической культуры, разработанная российскими учёными (1991-93г.). Цель – улучшение самочувствия, работоспособности, внешнего вида, иммунитета.
ИЗОТОН как система включает:
- комбинацию видов физической тренированности (стретчинг, аэробная, дыхательная)
- средства психологической коррекции (релаксация, настрой);
- средства физиотерапевтического воздействия (массаж, сауна);
- гигиенические мероприятия (очищающие и закаливающие);
- организацию рационального питания;
- методы контроля физического развития и функционального состояния.
Отличительная черта упражнений ИЗОТОН – изотонические упражнения, при которых в мышцах поддерживается постоянное напряжение. Развитие физической культуры и спорта в школе приносит обоснованный экономический эффект всему государству. Будущее наших ребят – в наших руках.
Каким будет здоровье наших детей, их жизнь сегодня, через 10, 20, 30 лет; станут ли занятия спортом постоянным, надёжным и радостным спутником жизни нового поколения – вот что важно для меня в моей работе.
Мне хочется надеяться, что в будущем мои ребята станут спортсменами, чемпионами, олимпийцами….. Я в свою очередь постараюсь сделать всё возможное, зависящее от меня. Но даже если просто я зажгу любовь к здоровому образу жизни в юных душах, моя миссия выполнена.
Всем известна древняя мудрость: « В здоровом теле – здоровый дух!». Своим ученикам я поясняю: «древние говорили, что нужно стремиться, чтоб в здоровом теле был здоровый дух, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души». Поэтому если человек работает над воспитанием своего тела, то одновременно он должен работать над воспитанием души.
Моя задача – создавать условия для саморазвития учащихся. Не зря учителя часто сравнивают с садовником. Ведь цветок растёт сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запреты. Ведь обучение и воспитание это длительный процесс с результатом дальнего действия.
Важно знать детей, любить их, и надо уметь ждать.
Всходы обязательно будут!
***
«Учить – профессия дальнего действия….»
Вся наша жизнь – сплошная борьба…..
Учитель – профессия…и это судьба!
Не каждый готов свою жизнь посвятить…,
Сначала посеять, лелеять, растить….
Работе отдаться, ребятами жить –
Чувствовать сердцем и долг свой любить!
Стараться оставить в судьбе детской след –
Чтоб след этот был как луч, тёплый свет!
Чтоб знания в жизни всем пригодились,
Чтоб будущим нашим мы честно гордились!
Воспитывать и в жизни оказывать содействие –
Учитель – профессия дальнего действия…!!!