Педагогическая концепция «Развитие проектной культуры школьника в ходе изучения технологии»


МАОУ Сладковского района Усовская средняя общеобразовательная школа Концептуальное изложение педагогического опыта на тему
«Развитие проектной культуры школьника в ходе изучения технологии»
Стратегия модернизации образования ставит вопрос о достижении нового качества общего образования, связанного, прежде всего, с готовностью и способностью молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим меняется вектор образовательной политики.
Актуальность темы в том, что отличительная черта нашего столетия это «всепронизывающая проектность». Проектирование стало стилем жизни и исходит не только от профессионалов – конструкторов, проектировщиков, но и от политиков, законодателей, предпринимателей и педагогов. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Цель работы: воспитание творческого, активного, самостоятельного человека, социально адаптированного в современном обществе, через развитие на уроках технологии проектной культуры.
Задачи:
подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;
внедрение данной технологии в практику преподавания технологии: разработка и осуществление учебных проектов;
организация мониторинга формирования проектных умений;
диагностика уровня сформированности проектных умений;
повысить интерес к технологии
Проектная культура является открытой развивающейся концепцией, находящей поддержку в развитии преобразовательной деятельности, побуждая человека к принятию правильных решений. Проектная культура требует нового взгляда на развитие современного общества.
В быстро меняющемся обществе, проектная культура представляет человеку систему ориентиров, которые помогут ему в определении жизненного пути и активного участия в развитии технологического общества. Основным и решающим звеном в осуществлении этой задачи должна стать общеобразовательная школа. Но в учебно-воспитательном процессе не изучена еще в достаточной степени проблема формирования основ проектной культуры. Поэтому, исследования в области проектной культуры и задача формирования ее основ не случайно анализируются как раз там и тогда, где и когда происходят наиболее решительные сдвиги и перестройка человеческой деятельности.
Проектная культура человечества - культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности включает:
Знания, умения, навыки (когнитивный уровень);
Эмоционально – нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень);
Готовность действовать с учётом ответственности за свои действия (конативный уровень).
Проектная культура включает 10 граней, учитывая, что человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя, учащегося:
Культура дома;
Графическая культура;
Культура дизайна;
Информационная культура;
Предпринимательская культура;
Культура человеческих отношений;
Экологическая культура;
Культура дома;
Потребительская культура;
Технологическая культура.
Каждую составляющую проектной культуры нельзя рассматривать как отдельную, она тесно взаимосвязана со всеми остальными, хотя и может выходить на первый план.
Учитывая, что категория понятия проектной культуры, как и культуры вообще, рассматривается в проекции на отдельно взятую личность, группу людей, сообщество в определенных исторических, экономических и политических, материальных и других условиях, можно обобщить определение проектной культуры следующим образом. Проектная культура – уровень развития творческих способностей человека (группы людей, общества в целом), достигнутый в результате освоения теоретических знаний и практических умений в определенном виде деятельности, позволяющий совершенствовать и создавать новые объекты, предметы, технологии, процессы с целью удовлетворения растущих материальных, духовных, информационных и иных потребностей людей.
Под проектной деятельностью понимается способ организации познавательной деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием, изготовлением реального продукта. Проектная деятельность учащихся основывается на методе проектов. Метод проектов (от греч. “исследование”) – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Методологической основой использования метода проектов в проектном образовании школьников является общепедагогические дидактические принципы:
Связь теории с практикой;
Научность, сознательность и активность усвоения знаний;
Доступность, систематичность и преемственность обучения;
Наглядность и прочность усвоения знаний.
Проектная деятельность, применяемая мною на уроках технологии и во внеурочное время, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение опытов, экспериментов, анализ полученных результатов).
Выделяю следующие наиболее перспективные идеи, содержащиеся в работе по методу проектов:
укрепление связи школы с жизнью
развитие индивидуальных способностей и склонностей учащихся
развитие умений планировать свой учебный труд и самостоятельно выполнять его
систему контроля и самоконтроля
Формирование проектной культуры личности учащихся на уроках технологии эффективно достигается через проектное обучение.
Уже на первых уроках кулинарии на примере самых  простых блюд подчеркиваем необходимость разнообразить рацион за счет свежих овощей, отдавать предпочтение натуральным продуктам, и важности внешнего вида приготовленных блюд. Используя таблицы: энергетическая ценность блюд и продуктов,  дети  учатся составлять меню, отвечающего здоровому образу жизни. В качестве домашнего задания предлагается сделать подборку полезных советов (вырезка из газет и журналов) или оформить любимые рецепты семьи для создания кулинарной книги класса.
На уроках предоставляется уникальная возможность  не просто поговорить с будущими хозяюшками о главных задачах  и наиболее важных  проблемах питания, но и закрепить на практике основные знания. Обычное задание по приготовлению бутербродов  превращается  в своеобразный кулинарный конкурс.   А ответ на простой вопрос,  «Какие продукты мы употребляем в пищу? - чаще всего находит свое отражение в исследовательских работах («Всякий ли хлеб полезен»; «Пищевые добавки и здоровье человека»; «Роль жиров в питании»; «Здоровое питание»;  «Значение витаминов  в жизни человека»;  «Творог – это сила»;  и др.). Особое значение придается вопросам рационального, сбалансированного питания, срокам годности и условиям хранения  различных продуктов питания, уходу за посудой и др.
Уроки технологии представляют возможность для воспитания практического человека, умеющего заботиться  о благосостоянии своей семьи, рационально вести  домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом («Как сэкономить бюджет семьи») и уметь принимать важные решения.
Для старшеклассников есть возможность попробовать свои силы в разработке своего бизнес – плана, который может повлиять и определить дальнейшую профессиональную судьбу.
 Раздел  «Технология изготовления швейных изделий» позволяет решать эти задачи. Например, для изготовления учебных изделий  рекомендуется учащимся использовать старые мамины вещи, вышедшие из моды, предварительно их   распоров, постирав и отутюжив. Оставшиеся от раскроя остатки ткани не выбрасываются, а  используются для изготовления изделий в лоскутной технике (прихватки, чехлы на чайники, салфетки, коврики и др.)   С  вещей, бывших в употреблении, вся фурнитура спарывается для последующего использования. Таким образом, вместо утилизации, продлевается срок службы одежды.
                При изучении темы «Элементы машиноведения»  учащиеся знакомятся  с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных, краеобметочных машин с программным управлением.
Учащиеся получают представление о том, что многие процессы обработки материалов сопровождаются нежелательными, с точки зрения экологии, явлениями: шумом, вибрацией, повышением температуры, загрязнением воздуха в окружающем пространстве и др. Поэтому уделяется  внимание  таким вопросам здоровьесбережения, как:
- влияние условий труда  на здоровье человека,
- выполнение санитарно-гигиенических требований,
- организация рабочего места,
- правила  безопасной работы.
Подразделы «Интерьер жилого дома» и «Рукоделие» направлены не только для решения задач трудового и эстетического воспитания, но и экологического. При изучении их  учащиеся  знакомятся с  творчеством народных умельцев способами оформления  интерьера жилых помещений («Оформление новогоднего окна», «Картина для моей комнаты»), с ролью комнатных растений и способами их размещения в интерьере.  Особая роль уделяется  цветовому решению, т.к.  цвет имеет громадное значение  в жизни человека и оказывает  большое влияние на зрительное восприятие. Ребятам предлагается попробовать себя в роли дизайнера. Рассматриваются вопросы бережного отношения к окружающей среде, возможности вторичного использования  материалов и бытовых отходов. Получаются неповторимые изделия: открытки, сувениры, панно и другие изделия. Проводятся конкурсы изделий из природных материалов.
Кроме этого, ребята, участвуя в конкурсах (как школьных так и муниципальных), создают свои уникальные проекты, в которых раскрывается их сущность, творчество, индивидуальность. Это «Юннат», «Новогодний серпантин», «Город мастеров», олимпиада для детей с ОВЗ.
Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет то, чему научились, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения. Чрезвычайно важный этап – оценка проекта. Этот этап является таким же значимым, как и все остальные. Плохая оценка или невнимание со стороны учителя к проделанной работе может повлечь серьёзные последствия и перечеркнуть всю проделанную работу, а также надолго лишить учащегося интереса к самостоятельной и творческой работе в области технологии. Учителю оценка нужна, чтобы понять, как строить свою дальнейшую работу по развитию проектных умений у детей. Оценивая, учитель должен помнить о том, что изначально настраивал учащихся на творческую работу и поэтому слишком критическое оценивание затронет самооценку, лишит интереса к творчеству, создаст чувство психологического дискомфорта, нереализованность. Отметки за проект вообще может и не быть, но учитель должен обязательно выразить своё мнение о каждом проекте, причём таким образом, чтобы каждый почувствовал себя реализованным, а свою работу – востребованной. Имеющиеся недостатки должны быть оглашены таким образом, чтобы мотивировать ребёнка к возможной доработке или усовершенствованию проекта. Для ребенка самая значимая оценка – это общественное признание его успешности. Подростку, да и любому школьнику важно получить обратную реакцию сверстников и взрослых на его работу. Он делал это не просто так. Это большой труд, к которому он подошел творчески, в котором он раскрыл самого себя, свои способности. И он хочет, чтобы его радость разделили. Не существенно, в какой форме это произойдет: во время выступления перед или перед школьным коллективом или даже на внешкольной конференции. Главное, чтобы ребенок показал результат своего труда. Это очень важно для самоутверждения растущей личности.
Стоит обратить внимание на следующие существенные моменты: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом, степень включенности в групповую работу, четкость выполнения определенной роли, количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации, уровень сложности, степень владения использованными методиками, оригинальность идеи и способов решения проблемы, осмысления проблемы проекта и формулирование цели проекта, уровень организации и проведения презентации, владение рефлексией и творческий подход в подготовке объектов наглядности и презентации, социальное прикладное значение полученных результатов (последнее имеет значение для старшеклассников).
Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов, так как попытки использовать данный метод на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности. Кроме того использование метода проектов в технологии показал следующее:
Значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
Учащиеся с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, наиболее привлекательную для них;
Учащиеся видят социальную и личную значимость предметно – преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведёт к повышению мотивации их труда.
Список литературы:
1. Джонс Дж.К. Теория дизайна – суть и современное понимание.-Перевод Силюкиной Т.-М.:Дело.-2007.-С. 1192. Раппапорт А.Г. Культура проектирования – одна из основ методологии.-СПб.-3-е издание дополненное .и переизданное-2004.-С.173. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна.-М.-2003.-с.2804. Джонс Дж.К. Теория дизайна – суть и современное понимание.-Перевод Силюкиной Т.-М.:Дело.-2007.-с.4035. Злобин Н. Проектирование как вид деятельности.-Днепропетровск.-2005.-с.2706. Акин О. Теоретические основы проекта. Практика применения культуры проекта.-Самара.-ООО Маркет-плюс.-2008.-с.4307. Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного проектирования.-М.:Переизд.:Дело.-2003.-с.5218. Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
9. Раппапорт А.Г. Культура проектирования – одна из основ методологии.-СПб.-3-е изд.допол.и переизд.-2004.-с.34010. Селиванова Т. Искусство проектирования в современной России.-М.:Изд.дом Коновалова П.-2007.-с.25211. Хортон П. Искусство проектной культуры.-М.: Норма-Инфра-М.-2004.-с.22012. Мид М. Культура и мир детства. - М.,1988.13. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Автореф. дисс. ... докт. искуссвоведения / ВНИ¬ИТЭ. - М., 1990.14. Чигарьков В.М., Дижур А.Л. Проектная культура и дети: Из опыта образования в Великобритании // Техническая эстетика. - 1990. - №4.- С. 27; №5. - С. 1116.