Программа «Хранители наследия» районного экологического лагеря «Эндемик».
Программа «Хранители наследия»
районного экологического лагеря «Эндемик».
Представляю вашему вниманию Программу «Хранители наследия»
районного экологического лагеря «Эндемик».
Почему возникла необходимость создания этой программы.
Среди районов Пермского края Красновишерский район отличается мало измененной деятельностью человека природой. На территории района располагаются 22 региональных особо охраняемых природных территории и государственный природный заповедник «Вишерский». Кроме особо охраняемых природных территорий располагаются уникальные археологические объекты, наиболее уязвимые к воздействию внешних факторов окружающей среды. Все это привлекает в Красновишерский район большое количество самодеятельных туристов наносящих непоправимый вред объектам природного и культурного наследия района. Таким образом, на данный момент возникает угроза разрушения объектов культурного наследия вследствие усилившегося антропогенного воздействия за счет самодеятельного туризма.
Другая сопряженная с первой проблема - падение культуры общения человека и природы, связанное с излишней автоматизацией человеческой деятельности и отсутствием общения человека с природой.
Поэтому для разрешения данной проблемы была создана программа «Хранители наследия», в которой особенно эффективным образовательным средством является непосредственное общение с природой на территории объектов природного и культурного наследия. Фактор личной причастности к сохранению и приумножению природного и культурного наследия является наиболее эффективным для личностного роста детей и подростков.
В летнем экологическом лагере открываются широкие возможности для формирования экологических умений и навыков в непосредственном общении с природой.
Программа «Хранители наследия» представляет собой профильную эколого-краеведческую экспедицию со сплавом по реке Вишера.
Определена цель программы:
формирование экологического и естественно-научного мировоззрения, экологической культуры, развитие общественной активности в природоохранной и краеведческой деятельности. Финансирование районного лагеря «Эндемик» осуществляет Администрация Красновишерского муниципального района.
Программа ориентированна на детей и подростков средних и старших классов школ города и района, получивших первоначальные знания на уроках экологии, биологии, географии, на занятиях детских творческих объединений эколого-натуралистического направления. Преимущество отдается победителям естественно - научных и краеведческих олимпиад и участникам конкурса научно-исследовательских работ.
При оптимальной организации жизнедеятельности лагеря в сочетании с развивающим и оздоровительным потенциалом природной среды создаются уникальные возможности для формирования и развития личности ребенка
Круглосуточное нахождение ребенка в экспедиции позволяет создать единое информационное, воспитательное, образовательное пространство, построить единую систему требований в соответствии с общественными нормами и ценностями.
Нетрадиционный характер взаимодействия детей по содержанию и по форме позволяет включить ребят в те или иные сферы деятельности, что способствует инициативе и социальной активности. Содержание экологического образования и просвещения состоит из 2 этапов:
1 этап предварительной подготовки участников экспедиции, примерные сроки май-июнь, где планируется проведение ряда теоретических и практических занятий направленных на получение знаний, умений и навыков эколого-туристической и исследовательской деятельности. Обязательным элементом предварительной подготовки является предварительная и итоговая психодиагностика групповой совместимости и отношения к окружающей природной среде, а также проведение психологических тренингов.
2 этап - основной этап деятельности экспедиции, его примерные сроки – июль. На этапе основной деятельности экологическое образование будет основано на триаде психологических установок личности: природа, как источник знаний (когнитивная); природа, как объект изучения и охраны (прагматическая и этическая) и природа как объект красоты (эстетическая).
В соответствии с этим по первому направлению будут проводиться занятия, способствующие закреплению знаний и умений, полученных на этапе предварительной подготовки. Кроме занятий будут проведены экологические игры и психологические тренинги, стимулирующие познавательную мотивацию.
Второе направление подразумевает отработку эколого-туристических и исследовательских навыков в применении к реальным условиям. В данном направлении запланирована практическая деятельность, направленная на обустройство особо охраняемых природных территорий (организация стоянок и уборка мусора)
и способствующая обеспечению жизнедеятельности экспедиции (сплав по р.Вишера).
Подведение итогов в форме научно-практической конференции.
И по третьему направлению проводится воспитательная, творческая работа в природе. Обучающихся ждут зажигательные дискотеки, КТД, развлекательные программы и концерты, спортивные состязания, и комические соревнования.
Ситуация свободы выбора занятий по душе, когда каждый ребенок может стать участником свободных объединений и максимально проявить себя разносторонне и творчески. Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра. Самоуправление и самообслуживание участников лагеря – два наиважнейших элемента устройства лагерной жизни: труд каждого для общей пользы. В ходе реализации образовательных программ происходит обучение подростков: это и углубление знаний по сферам их увлечений, и общекультурные навыки. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.
Профессиональная позиция педагогов и других специалистов – это одно из ведущих условий совместной деятельности детей и взрослых. Для работы с подростками важно самоопределение взрослого, комплекс его ценностных ориентаций, которые позволяют ему войти в открытый контакт с ребенком, продемонстрировать культурные образцы отношения и общения людей. Организацию досуга и отдыха детей в лагере, осуществляет коллектив: опытных педагогов Центра дополнительного образования, инструкторы по спорту и туризму, научные руководители государственного природного заповедника «Вишерский», врачи.
Участие в программе сверстников из другого населенного пункта стимулирует деятельность участников лагеря в соревновательном духе, способствует развитию коммуникативных способностей каждого ребенка вовлеченного в процесс общения и совместной деятельности.
Экологическое образование и просвещение в лагере «Эндемик» есть основа для:
- подготовки учебно-исследовательских работ учащихся;
- участие в краевых, во всероссийских конкурсах;
- подготовки и публикаций статей в газете «Красная Вишера» по результатам работы экологического лагеря, в методических сборниках, журналах;
разработки методических пособий по организации работы лагеря;
обследования особо охраняемых природных территорий. Кадастр объектов природного и культурного наследия, карты с описанием и указаниями эколого-просветительских маршрутов и объектами туристического показа;
- обустройства особо охраняемых природных территорий расположенных на маршруте;
участия в социально-культурных проектах, акциях «ООО Лукойл – Пермь».
Экологический лагерь «Эндемик» это увлекательный мир развлечений, калейдоскоп интересных игр и экскурсий, верные друзья и не забываемые впечатления.
15