Технологическая карта урока музыки. 4 класс. Тема: Кирилл и Мефодий
Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: Фазлыева Альбина ИльгизовнаПредмет: Музыка Класс: 4Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.
Тема урока Кирилл и Мефодий.
Цель урока познакомить учащихся с просветителями славян Кириллом и МефодиемОбразовательные задачи
урока
Обучающая
Развивающая
Воспитательная дать понятие о письменности славян; ввести термин «гимн», объяснить его отличие от «величания»;
познакомить с жизнью святых людей Кирилла и Мефодия;
развивать духовно – нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям посредством музыкального искусства; продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории родного края;
совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к своей малой Родине.
Планируемый результат Личностный: формирование мотивации и стремление к самосовершенствованию через вокально-хоровую деятельность; осознание возможностей самореализации средствами вокального пения; стремление к совершенствованию собственной вокальной культуры; проявление эмоциональной отзывчивости.
Метапредметный:
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, проблемы; моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение работать в коллективе, слушать друг друга
Предметный: учащиеся получат новые знания, узнают такие понятия как просветитель
Основные понятия Просветитель,гимнРесурсы:
- основные
- дополнительные Учебник «Музыка» 4 класс М., Просвещение, 2013г, Г.П. Сергеева Е.Д. Критская Т.С. Шмагина. «Музыка. 4 класс» фонохрестоматия.1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2013г.
Мультимедийная презентация к уроку
Организация пространства Коллективный способ обучения
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (5мин)
Цель: проверка готовности учащихся к работе на уроке. Музыкальное приветствие.
Подготовка учащихся к уроку.
Распевка «Звуки музыки» Организует учеников к началу урока.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
. Личностные: проявление эмоциональной отзывчивостиРегулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиII.Повторение пройденного материала
(5 мин.)
Цель: умение различать жанры в музыке Устные ответы учащихся. Проверка знаний учащихся о русских святых, которые несли людям свет истины, добра. Вспомнить русских святых. III. Формулирование темы урока, постановка цели
(5 мин)
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Слушают рассказ учителя. Много веков прошло, многое изменилось на Руси с 988 года. На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри, где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли монахами.
Одним из первых монастырей был построен в Киеве и назван Печорский, потому что вначале отшельники собирались на молитву в дальней пещере на высоком берегу Днепра. Сотни богомольцев стекались в Киево –Печерский монастырь за молитвой и благословением. Много чудесных историй рассказывали те, кто побывал там: о трудолюбии монахов, об их милосердии, об усердной молитве за многострадальную русскую землю. До этого на Руси воспевали только богатырей и их подвиги, теперь же появился другой пример – высоты духа и чистоты помыслов.
Отныне на Руси при храмах служило «черное духовенство, то есть монахи, а в церквях службу отправляли священники, то есть «белое духовенство». Их одежды были расшиты золотом и серебром, чтобы подчеркнуть красоту православного обряда.
Церковная служба велась на славянском языке. Это было великим достижением того времени. Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий – совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в литературе могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. А Кирилл и Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного Писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром братья – монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.
В X веке на Руси было открыть множество школ, где дети и взрослые обучались письму, а в монастырях начали создавать библиотеки, ведь теперь стало возможным не только читать Священное Писание, но и записывать историю своей державы.
В IX веке в Киево – Печорском монастыре обосновался монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».
Запомните слова, которыми начинается эта книга: «Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и как прославилась Русская земля», ведь отныне эта история принадлежит вам! Слушание рассказа учителя расширение музыкального и общего культурного кругозора
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиРегулятивные: целеполагание
IV. Изучение нового
(10 мин)
Цель: освоение обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией Просмотр видеофильма.
Слушание и пение
c движениями.
Разыгрывание песни Жили Кирилл и Мефодий в самом сильном и богатом государстве того времени – Византии. Эта страна славилась учеными мужами не меньше, чем богатством или силой армии. Удивительно много было сделано братьями для Русской земли. Славянские народы чтят подвиг просветителей Кирилла и Мефодия. Церковь признала их святыми. В учебнике на стр.30 изображена икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». В их честь звучит гимн, написанный болгарским композитором Понайотом Пипковым 100 лет назад. В Москве им поставлен памятник. Слушание и исполнение гимна.
Умение воспринимать музыку, понимать содержание, интонационно-образный смысл музыкальных произведений
Знание понятия- жанр в музыке Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные:
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий.
V. Закрепление нового материала, повторение пройденных песен (15 мин)
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Поют хором, группами песню «Любимая школа» Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Стремиться исполнить интонационно чисто, выразительно. Развитие певческих навыков. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. . Коммуникативные: умение работать в коллективе, слушать друг друга
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.