Урок русского языка Придаточное условия 9 класс


Конспект открытого урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
в 9 классе.

Цели урока:
- закрепить полученные знания о СПП;
-повторить сведения об изученных видах придаточных предложений,
-научиться определять вид изучаемого придаточного предложения;
- усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
- развивать навык защиты проекта
- продолжить формирование сочувствия, сострадания.
Оборудование урока:
- «Рабочие листы» с
а) клише в) закреплением
б) упражнением «Радуга» г) текстом.
- фотографии человеческих лиц (двусторонние, с печальными лицами на одной стороне, счастливыми – на другой)
Ход урока:
1. Вступление.
Здравствуйте. Рада снова видеть ваши лица, сегодня нас ждет интересная работа – как раз для ваших отличных творческих способностей!
2. Активизация знаний.
А) Словарный диктант на правило чик-щик в форме игры «Передай другому».
Б) (одновременно) Разбор. Медь1, сдуть1
В) Дополните термины, используемые в языкознании. Устно
1.Второстепенные и главные (члены предложения) 2.Самостоятельные и служебные (части речи) 3.Совершенный и несовершенный (вид) 4.Деепричастный и сравнительный (обороты) 6.Односоставные и двусоставные (простые предложения) 7.Гласный и согласный (звуки) 8.Краткие и полные (прилагательные, причастия) 9.Главная и придаточная (части СПП)
3. Подготовка к изучению новой темы.
Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.
Если вы активно будете работать, урок получится интересным.
Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.
Ну, и наконец, если у нас всё хорошо, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих.
Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?
По своей структуре какого типа эти предложения?
Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?
Тогда назовите тему нашего урока.
4. Целеполагание.
Запишем в тетрадях: число, классная работа и тема «СПП с придаточным условия».
Сформулируем цели
5. Закрепление полученных знаний.
На занятиях вы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений, разновидности сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Хорошо ли вы усвоили материал предыдущих уроков, выясним, выполняя следующее задание: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения. Кто расскажет?
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
Радуга (у детей на столах карточки и цветные полоски бумаги с напечатанными разрядами предложений. Прослушав предложение, ученики определяют его вид, подбирают полоску нужного цвета и клеят на карточку пластилином. Учитель имеет возможность проследить правильность выполнения заданий каждым учеником по цветовой гамме)
Человек, который заметил и исправил ошибку – не ошибся (определительное).
Как аукнется, так и откликнется (образа действия). Завистнику все кажется, что у другого золото блестит, а подойдёт поближе медная пуговица (изъяснительное).
Человек становится сильным и смелым, когда его дело справедливо (времени) .
Где родился, там и пригодился (места).
Не будет добра, если между своими вражда (условия) .
Оттого овцы целы, что пастух не дремал (причины) .
Что помогло вам определить вид придаточного в последнем предложении?
Это предложение соответствует теме сегодняшнего урока.
6. Проект СПП с придаточным обст. условия (Танасенко, Маколкин, Казак)
Дуэль с классом (дети отвечают на любые вопросы, связанные с защищаемой темой). Есть еще вопросы?
7. Закрепление изученного.
Обратимся к анализу подобных предложений, выполняя упр.170, не забывайте про алгоритм (первые 3 устно, дальше письменная самостоятельная работа)
Сделаем вывод: какие особенности предложения позволяют определить его как СПП с придаточным условия
8. Психологическая разрядка.
А теперь немного отдохнём. Откиньтесь на спинки стульев, расслабьте спину, плечи, закройте глаза, представьте себя на природе, почувствуйте, как вам хорошо Вернитесь в реальность.
9.Работа с текстом нравственного содержания.
Если ты такой милосердный, то забирай даром
Когда продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята», эта надпись привлекла внимание детишек. Через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поздоровавшись, он робко спросил, сколько стоят котята.
– От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.
– У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них? – с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
– Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
– Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался.
– Вот его-то я и хотел бы приобрести.
– Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром. Я тебе его и так отдам, – сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.
– Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.
– Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Сердце продавца дрогнуло.
– Сынок, ты просто не понимаешь... Если ты думаешь, что это пройдет, то ошибаешься. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.
– Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.
– Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

Прочитать.
Найти тему (проблему!). Идею (авторская позиция).
Как подчеркнуто горячее желание мальчика получить котенка? Какими эпитетами (робко, с надеждой) показаны его действия?
Сколько мальчику не хватало денег?
Как среагировал мальчик на предложение взять котенка даром? Как показано изменение в его голосе, в его выражении лица (твердо, напряженно). Что заставило его напрячься?
Почему мальчик отказался получить котенка без денег?
Как он сам объяснил, почему взял именно этого? А как вы думаете, многие дети так отнеслись бы к «неполноценному», по мнению продавца, животному?
Как среагировал продавец? О чем он будет молиться? Кому он сейчас сочувствует – котенку или его маленькому хозяину?
А вы? Вы разделяете идею автора? Провокаторы вперед. Диспут.
Найти придаточные условия. Их цель.
10. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.
Если бы герои притчи были сейчас среди нас, они были бы довольны вашими словами.
СПП с каким видом придаточного я употребила вновь? Вспомним тему урока.
Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос отвечают? Какие союзы употребляются?
Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось интересным?
Закончите предложения.
Если ты считаешь себя человеком, думай не только о себе.
Если ты можешь сделать человека счастливей, то сделай, вне зависимости от того просит он тебя об этом или нет...
Если тебе плохо, найди того, кому хуже, и помоги ему.
Если ты кому-то поможешь, то на душе станет светлее.
Если ты будешь добрым, то зло навсегда исчезнет из твоей  жизни
Если каждый в мире совершит хотя бы три добрых поступка, то на свете не останется несчастных.

Учитель повторяет самые хорошие предложения, переворачивая листы с грустными лицами, меняя грустное на счастливое, с улыбкой.
А оценки каждый поставит себе сам
Д/з упр.173, параграф 19
Или мини-сочинение, по теме о человеке.
11. Выставление оценок









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15