Презентация по музыке Быть или не быть…?Классическая музыка в жизни современного подростка» 5 класс
I региональный предметный проект « Виртуальная энциклопедия «Эврика! »г Петровск Саратовская область Выполнила: Зайцева Екатерина Александровна , ученица 5 «А» класса МБОУ «СОШ № 1 г. Петровска Саратовской области» Руководитель: Шамаева Вера Васильевна E-mail: schamaewa.vera@yandex.ru Номинация: Искусство Исследовательская работа«Быть или не быть…?Классическая музыка в жизни современного подростка» Музыка - это универсальный язык. Она обращается ко всем, она наше общее достояние. Раньше музыка была доступна преимущественно привилегированным классам и культурным центрам. Сегодня, благодаря радио, телевидению и дискам, музыка входит в наши дома, независимо от того, как далеко мы живем от больших городов. Язык музыки понятен каждому человеку - мужчине, женщине, ребёнку - богатому или бедному, счастливому или несчастному,- каждому, кто способен воспринимать её могучий зов. В современном мире очень много музыкальных направлений , которые интересуют современную молодежь и мне захотелось выяснить какое место в своей жизни сегодняшние подростки отводят классической музыке и как она влияет на самочувствие человека . Цель: узнать о роли и месте классической музыки в жизни современного подростка.Задачи: 1. изучить различные источники о представителях классической музыки разных эпох и влияние их произведений на внутренний мир человека. 2. составить музыкальную коллекцию классической музыки для исследования среди подростков (создание группы в сети интернет) 3. сделать выводы об исследованииГипотеза: популяризировать классическую музыку среди своих сверстниковОбъект исследования: классическая музыкаПредмет: классическая музыка в жизни подросткаМетоды исследования: - анализ научной и художественной литературы - опрос в сети интернет - анализ полученных результатов Что такое классическая музыка? Это музыка прошедшая испытание временем и оставшаяся популярной на протяжении многих лет. Классическая музыка разнообразна по жанрам: симфонии, сюиты, сонаты, этюды, ноктюрны, фантазии, фуги, оперы, балеты, духовная музыка. Основными инструментами для исполнения классической музыки являются струнные, клавишные, духовые и ударные инструменты: скрипка, виолончель, пианино, флейта, гобой, кларнет, труба, литавры, цимбалы, барабан и, конечно же, орган. Именно этот инструмент можно назвать родоначальником классической музыки, ведь свои истоки она берет еще в эпоху Ренессанса, т.е. в 16 веке! А ее расцветом является 17 век – эпоха Барокко. Именно в это время возникли такие музыкальные жанры как соната и опера, являющиеся актуальными и на сегодняшний день. Величайший гений в истории музыки Иоганн Себастьян Бах творил в эпоху Барокко, именно он открыл новые безграничные возможности создания музыкальных произведений. Музыка той эпохи характеризовалась вычурными формами, сложностью, пышностью, эмоциональной наполненностью. Тогда родились фуги Баха, оратории Генделя, скрипичные концерты «Времена года» Вивальди. Но эпохи сменяли друг друга, изменялись времена, менялись люди – и музыка становилась другой! На смену вычурности и пышности пришла прекрасная, легкая, воздушная, элегантная музыка. Вы уже догадались? Конечно же – это Моцарт, гениальный и неподражаемый Моцарт! Красота и гармония – вот синонимы его мелодий. Он как комета пролетел над эпохой Классицизма, навсегда осветив ее ярким светом. Музыка великих композиторов Классические произведения были созданы гениальными авторами так давно, что и не верится, что что-то может пережить такое количество лет. А эти произведения до сих пор любят и слушают, создают аранжировки и современные интерпретации. Даже в современной обработке, произведения гениальных композиторов остаются классической музыкой. Из большого количества знаменитых композиторов я выбрала имена тех, чья музыка наиболее популярна в наше время. Первое место заслуженно принадлежит немецкому композитору Иоганну Себастьяну Баху . Родившемуся 31 марта 1685г. Бах представитель эпохи барокко, органист-виртуоз ,музыкальный педагог .Сегодня его называют одним из самых великих композиторов когда-либо живущих на земле. Его музыка фундаментальна и основательна, сдержанна и сосредоточенна. Как размышления зрелого, умудренного жизнью человека. Творчество Баха оказало влияние на многих композиторов. Прослушивание произведений помогает снять напряжение, расслабится. Эпоха Барокко характеризуется пышными, вычурными формами исполнения, они сложные и эмоционально наполненные. Яркий представитель данной эпохи Антонио Вивальди.. Анто́нио Лю́цио Вива́льди- родился 4 марта 1678г. Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр , католический свяшеник. Почти полтора века его музыкальные сокровища были погребены под слоем забвения и безвестности. Лишь в начале XIX века обнаружили коллекцию его произведений. С тех пор музыка Вивальди звучит повсюду. Особенно популярны четыре концерта для скрипки и струнного оркестра «Времена года»…. При регулярном прослушивании данного проиведения улучшается память, активизируются мыслительные процессы. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756г. Австрийский композитор , музыкант виртуоз, по праву считается гением. Он создал поразительное количество произведений – 23 оперы, 18 сонат, 23 фортепианных концерта, 41 симфонию и многое другое. В Германии музыку Моцарта называют «музыкой души», в своих произведениях композитор проявлял черты своей искренней, любящей натуры. Одни из самых узнаваемых произведений – «Рондо в турецком стиле», «Маленькая ночная серенада», «Симфония №40». Его музыка воздушная, и прекрасная, элегантная. «Эффект Моцарта»- при регуляном прослушивании произведений маленькими детьми, они быстрее развиваются интеллектуально. Ученики и студенты лучше усваивают информацию, повышается успеваемость. Еще один великий немец Людвиг ван Бетховен(16 декабря 1770г.) был важной фигурой романтически-классического периода. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке. Бетховен – один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе. Одна из его лучших работ – «Лунная соната». Произведения еще одного великого композитора Л.В. Бетховена помогают снизить чувство разочарования и раздражительности. Ри́хард Ва́гнер (полное имя Вильгельм Рихард Вагнер, нем. Wilhelm Richard Wagner; 22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883, Венеция) — немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую.Не стоит чрезмерно увлекаться сочинениями Вагнера, его произведения, по мнению музыкотерапевтов, могут пробуждать низменные инстинкты, а ткже усугубляют депрессию. В эпоху Романтизма музыка пылкая, глубокая, эмоционально выразительна, индивидуальная. П.И. Чайковский (7 мая 1840г. ) величайший русский композитор этой эпохи. Дирижёр, педагог , музыкально-общественный деятель , музыкальный журналист. Известные произведения Чайковского – оперы («Ундина», «Евгений Онегин»), балеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»), симфонии и сюиты. Его произведения улучшают самочувствие, настроение, повышают активность. А также помогают при бессоннице. Фредерик Шопен, пожалуй, самый знаменитый поляк в мире музыке, - родился 1 марта 1810 г. Польский композитор , пианист -виртуоз, педагог. Произведения Шопена снимают тревогу и повышают уверенность в себе. Жорж Бизе (фр. Alexandre-Cйsar-Lйopold Bizet, при крещении получил имя Джорж, фр. Georges; 1838—1875) французский композитор приобрел всемирную известность как автор одного, ставшего очень популярным произведения. В истории музыки такие случаи довольно редки. Этим произведением стала опера «Кармен». Эпохе Модернизма присуща абсолютная творческая свобода личности. Знаменитые представители ее на соотечественники Д. Д. Шостакович. А. Хачатурян. Прослушивание их произведений стимулируют к творческой активности, тонизируют. Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич -родился 25 сентября 1906г. Советский композитор ,пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог , профессор , народный артист СССР. Один из крупнейших композиторов XX века. Автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Ара́м Ильи́ч Хачатуря́н (Хачатря́н) - родился 6 июня 1903г. Советский и армянский композитор, дирежёр , педагог , музыкально-общественный деятель, народный артист СССР. Произведения А. И. Хачатуряна опубликованы в посмертно изданном в Москве многотомном собрании его сочинений. Самый известный балет Хачатуряна «Гаянэ». Современная классическая музыка Ванесса Мэй одна из представителей современной эпохи заставила нас по новому услышать знаменитые произведения. Ванесса-Мэй Ванакорн Николсон - родилась 27 октября 1978г. Британская скрипачка, композитор, горнолыжница, певица. Известна в основном благодаря техно - обработкам классических композиций. Заниматься музыкой она начала в возрасте трёх лет, но тогда главным её инструментом было фортепиано. Позже она переключилась на скрипку, потому что отчим просил её брать в руки скрипку и аккомпанировать ему. Первое выступление Ванессы было в возрасте девяти лет. Играла с филармоническим оркестром, когда ей было десять. Ванесса была самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже. В 1990 году Ванесса Мэй записала свой дебютный диск Violin, а уже в мае 1991 года он увидел свет. В 1992 году она первый раз взяла свою электроскрипку Zeta. В 1994 она записала свой первый поп-альбом. Рейтинг альбома The Violin Player взлетел в чартах более чем 20 стран сразу же после выхода. Результаты исследования В рамках моего исследования я провела опрос «Как ты относишься к классической музыке?» среди подростков (11-13 лет) с целью выяснить их мнение. Результаты опроса представлены. Ответы распределились следующим образом. 1. Знаете ли вы композиторов классической музыки? «да» - 67% (10 чел); «нет» – 33% (5 человек) 2. Слушаете ли вы классическую музыку? «да» - 47% (7 человек); «нет» - 53% (8 человек) 3. Нравиться ли вам классическая музыка? «да» – 47% ( 7 человек); «нет» – 53% ( 8 человек) Проанализировав ответы своих друзей, я пришла к выводу, что классическая музыка имеет место «быть» в жизни современного подростка. Вывод Классическая музыка - это то, что делает нашу жизнь прекрасной, привносит в нее романтику, свежие чувства, праздничное настроение. Она никогда не утратит своей прелести, глубины и значительности, всегда будет в модной и востребованной во всех областях нашей жизни. Для проверки выдвинутой гипотезы я провела экспериментальную работу, в ходе которой выявила, что классическая музыка все таки популярна среди подростков. Подготовила музыкальную коллекцию популярной классической музыки (см. приложение1) и анкету (см. приложение 2). Большинство ребят проявило явный интерес к этой музыке, пожелали иметь ее в своих мобильных телефонах и использовать в качестве звонков, в дальнейшем узнать историю создания этих музыкальных произведений, побывать на концерте классической музыки. Этот факт подтверждает выдвинутую мною гипотезу. Источники информации 1. В мире музыки. О музыке, авторах исполнителях http://vmiremusiki.ru/10-ka-samyx-izvestnyx-kompozitorov-v-mire.html2. Газета «Комсомольская правда» статья «Комсомолка» дарит читателям 40 тысяч дисков Вивальди 22 октября 2008г.3. Кравченко Т.Ю. Композиторы и Музыканты/ Издательство: АСТ, Астрель, Ермак ,2004г. – 512с. 4. Музыка Великих Композиторов - Коллекция классики от «Комсомольской Правды» №2 (2010-2011) 5. Крунтяева Т.Словарь иностранных музыкальных терминов/ Изд-во: Музыка, 20046. О композиторах http://www.allcomposers.ru/ 7. http://vmiremusiki.ru/8. http://classic-mobile.ru/9. http://www.classica.fm/2013/02/13/v-telefonakh-rossyskikh-abonentov-zazvuchit-klassicheskaya-muzyka/comment-page-1/10. http://www.topauthor.ru11. https://ru.wikipedia.org Приложение 1 Музыкальная коллекция известных произведений: 1. И.С. Бах «Прелюдия» 2. Л. Бетховен Симфония №53. Л. Бетховен Cоната для фортепиано № 14 до диез минор, оp. 27 № 2, «Лунная»4. Ж. Бизе «Марш Тореадора»5. Р. Вагнер «Полет Валькирий»6. А. Вивальди Концерт ми мажор оp. 8 № 1 «La Primavera» (Весна)7. В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»8. П.И. Чайковский «Щелкунчик», Симфония №49. Ф. Шопен Фантазия-экспромт до диез минор, оp. 66. Приложение 2 Анкета:1. Знаете ли вы композиторов классической музыки?2. Слушаете ли вы классическую музыку?3. Нравиться ли вам классическая музыка?