Статья: Основные принципы многоголосия в детском хоре

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Пушкинского района Санкт-Петербурга










Статья

«Основные принципы многоголосия в детском хоре»






Педагог дополнительного образования
Солонцова Татьяна Петровна












Санкт-Петербург
2015г.

Искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько голосов. Это придает необыкновенную выразительность исполнению. Сущность двухголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в младшем хоре. Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты.
Так же, как и пение a capella, исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Главное в многоголосном пении – это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать ее в общее хоровое звучание.
Распределение детей по хоровым партиям осуществляется не по вокальным данным (так, как только к десяти годам в голосовом аппарате детей складываются предпосылки для формирования тембра), а музыкальные данные (уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голос). Главное, что бы в партиях были равномерно распределены хорошо интонирующие и слабо интонирующие дети, ребята с тихими и яркими голосами. Такое распределение помогает эффективной работе всех певцов.
На мой взгляд, одна из ошибок хормейстеров, когда в партии альтов находятся дети с хорошо развитым слухом, а в сопрано – почти «гудошники».
В результате гармонический слух детей, поющих верхний голос, совсем не развивается, а двухголосие все равно не получается, т. к. фальшивят сопрано (ведушие голоса), сбивая при этом и альтов.
Условия перехода к двухголосному пению.
Как же научить малышей многоголосию? Конечно, в младшем возрасте это лишь начальный этап работы, но он крайне важен. Если мы не привьем вкус и начальные навыки многоголосия в младшем хоре, то впоследствии дети не запоют сами собой на 2-3 голоса. Многоголосием нужно заниматься с самых первых репетиций.
Я хочу поделиться своими наработками, приемами работы над многоголосием. Различные формы работы, упражнения я использую на каждом занятии в зависимости от подготовленности детей, и репертуарных требований.
Многоголосием следует заниматься уже с самого начала работы хорового коллектива, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны, пробудили у детей интерес и любовь к музыке. Этим мы достигаем того, что они перестают бояться и охотно занимаются многоголосным пением.
Обучение двухголосному пению детей младшего школьного возраста происходит поэтапно. Подготовка начинается с самых первых музыкальных занятий, когда руководитель шаг за шагом вводит ребят в мир музыки, открывает красоту исполняемых сочинений, объединяет хор в единый звучащий ансамбль, а вместе с этим постоянно развивает слух, вокальное мастерство, музыкальную память, восприимчивость и отзывчивость поющих, также постепенно накапливаются теоретические знания детей, способность анализировать и разбираться в музыке.
Схематично этот длительный и сложный процесс обучения можно разделить на три этапа:
1. накопление слушательского опыта;
2. исполнительская подготовительная деятельность;
3. формирование навыка пения на два голоса.

Первый этап – накопление слушательского опыта – очень важен для развития навыка многоголосного пения. С первых занятий необходимо учить элементарному анализу прослушиваемых и исполняемых произведений (причем не только вокальных но и инструментальных): строение и направление мелодии, роль партии сопровождения, регистры и тембр инструментов, и т.д. Умение слушать музыкальную ткань будет развиваться и совершенствоваться на всем протяжении обучения детей пению в хоре. Работая над многоголосным произведением, мы постоянно будем обращать внимании поющих на ведущее значение того, или иного голоса, на их самостоятельность или, наоборот, полную слитность.
В исполнительскую подготовительную деятельность включается, прежде всего, выработка интонационно устойчивого унисона всего хора при самых разнообразных условиях и, особенно при пении без сопровождения. Очень полезно освоить игру на простейших музыкальных инструментах (ложках, колокольчиках, трещотке, барабане). Это прекрасная база для развития многоголосного слуха детей, чувства ансамбля.
Голосоведение
Отдельные виды голосоведения в чистом виде в произведениях встречаются не часто, обычно они чередуются, образуя самые разнообразные сочетания, поэтому целесообразно в обучении использовать разные их виды. В третьем этапе обучения можно пойти совершенно разными путями.
Богатый опыт народных мастеров в многоголосном пении позволяет сделать важнейшие практические выводы, относящиеся к поискам верной методики воспитания этих навыков. Использование фольклора в начальном периоде музыкального воспитания открывает в будущем широкие перспективы в освоении классического наследия и современного творчества.
В русской народной песне используются различные типы многоголосия.
гетерофонный тип, наиболее древний , в нем голоса не подразделяются на ведущий и подчиненные, их мелодии являются близкими вариантами;
подголосочно-полифонический, мене древний, в нем мелодии голосов достаточно индивидуализированы; здесь уже можно говорить о появлении ведущего голоса и подголосков;
втора, сравнительно молодой по времени происхождения, в нем основной ведущий голос поддерживается параллельными движениями остаьных мелодических линий чаще всего в консонирующий интервал, голоса соотносятся здесь, как варианты;
аккордово-гармонический, самый молодой по времени образования; голоса в нем движутся синхронно; созвучия, образуемые в каждый данный момент, приобретают совершенно определенную значимость.
Все эти типы многоголосия представляют собой лишь разновидность единого подголосочно-полифонического склада народной музыки. С каких же песен лучше всего начинать обучение многоголосию?
Наиболее простым видом будет педальное двухголосие, в котором второй голос появляется эпизодически и в связи с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора. Хормейстеру совсем не обязательно разыскивать песни с педалью в специальных сборниках. Вполне допустимо в некоторых случаях и самому сочинять подголоски. Особенно удобны в этом плане народные песни с часто повторяющимися основными или квинтовыми тонами.
Развитие полифонического слуха и мышления певцов – важная задача в работе хора. Именно в пении полифонических произведений проявляется уровень мастерства хорового коллектива. Начинающему хору еще пока недоступны сложные полифонические формы. Но в репертуаре должны быть произведения с элементами имитаций и, конечно, каноны. Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, т. к. кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать ее на несколько голосов. Но качественно и по настоящему грамотно исполнить канон оказывается очень непростым заданием. Неразвитый слух певцов не позволяет им слушать другие партии и вплетать свою мелодию в мелодии других голосов.
Наибольшую сложность для маленьких певцов представляют произведения с двухголосием параллельными терциями. Различная окраска терцовых созвучий, тембральная и регистровая близость голосов вносит определенные сложности в работу. Здесь поможет поддержка фортепиано, умение вслушиваться в его звучание.
Подводя итог, хотелось бы еще раз напомнить основные принципы работы над многоголосием.
очень важна предварительная работа по подготовке слуха хористов к восприятию многоголосия. Слушать больше музыки и анализировать, учиться слушать музыкальную ткань.
грамотное распределение детей по партиям: равномерно в количественном и качественном соотношении.
музицирование на разнообразных инструментах, создание из них небольших ансамблей.
включать в репертуар многоголосные произведения сначала в сопровождении фортепиано.
Вводить в репертуар многоголосные произведения по принципу «от простого к сложному».

Список литературы:
1.Кузнецов Ю.М. «Практическое хороведение» Учебный курс хороведения. – М. «Музыка», 2009.
2.Назаренки И. «Искусство пения» Хрестоматия – М. «Музыка» 1968.
3.Семенюк В. «Хоровая фактура. Прблемы исполнительства». М. «Композитор» 2008
4.Чесноков П. «Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров». – М. «Музыка», 1961.
15