Основные принципы работы с учащимися по предмету «Сценическое действие» в детском театре.


Основные принципы работы с учащимися по предмету «Сценическое действие» в детском театре.
Составитель: преподаватель ДМШ № 3
Серикова Л.С.
Иркутск 2017
В первые годы учебы ученик должен овладеть закономерностями органического существования, учась у природы, у жизни. В жизни «воображение», «действие», «свобода» выступают не врозь, а заодно, да так, что одно без другого невозможно. Если попробовать разделить поведение человека на самые мелкие действия, то и в самом малом можно обнаружить всю сложную сумму мотивов, условий и причин. Поэтому с первого же урока, как то ни парадоксально, необходимо делать все, что составляет на сцене процесс живого человеческого поведения.
Станиславский мечтал о таком процессе обучения, когда пьеса лежит в начале и в основе тренинга. Конечная цель тренировочных упражнение- научиться играть роль. Пьеса, роль- сильный эмоциональный стимул, и пусть он будет в начале пути. Эта педагогическая мечта К.С. Станиславского подтверждает необходимость целостного эмоционального воспитания. Не может? Почему? И тогда возникает потребность понять частности, осознать логику, постичь причину и следствие, освоить творческий процесс во всей его последовательности. Мы придумываем истории, разыгрываем их как в детстве, и вдруг понимаем - мы не умеем смотреть и видеть , слушать и слышать, воспринимать и действовать. В системе тренинговых упражнений мы учимся всем этим необходимым элементам. Потом снова играем истории, проверяем себя- чему научились, и снова- тренинг- традиционные упражнении.
Истории-импровизации- тоже тренинг. Разыгрывая на занятиях истории-импровизации, школьники познают через чувство действенную природу поведения.
«Мы все время что-то делаем, как-то поступаем» Верность действию, чувство действия. Игры-импровизации ( истории) – исходная точка в сценическом творчестве учащихся, воспитатель чувств пластической выразительности. Целостность и неделимость учебного процесса в последовательность каждого шага. Тренировочные упражнения, игры-импровизации, работа над ролью - единый общий процесс. Одно без другого невозможно. Тренинг вести по законам работы над ролью, а работу над ролью вести по правилам тренинга.
Учебно-воспитательный процесс в театральной школе идет по трем основным направлениям:
Воспитание личности, способной к сознательному систематическому труду.
Воспитание внутренней психотехники - основных элементов актерского творчества.
Воспитание транслирующих средств.
Эти направления тесно связаны между собой, и методические приемы, решающие задачи воспитания так или иначе переплетаются.
Воспитание творческой личности:
а. работа в классе;
б. внеклассная жизнь;
в. Самостоятельная деятельность;а. Работа в классе: постоянный непрерывный тренинг- учеба для себя. А не демонстрация достижений. Тренинг - формирование норм поведения(этика): девизы, разбор поступков учащихся, беседы. Тема бесед- круг вопросов, возникающих с конкретным поводом.Например: о детстве, о вкусе, труде и таланте….
б. Внеклассная работа:
Встреча педагогов и учащихся во внеурочное время- помощь в формировании творческой личности, формирование коллектива. Наблюдение и узнавание учеников в более естественных условиях. Встречи не должны носить бытовой и развлекательный характер (Посещение цирка, зоопарка. Дни творческих сюрпризов, творческие встречи) . Это углубляет учебный процесс, укрепляет дружбу класса с педагогом.
в. Самостоятельная работа:
Творческий дневник- средство самовоспитания. Описать себя в процессе урока.
Общественная работа - раскрывается способность жить в коллективе. (Ответственность за дежурство, чистоту, за реквизит, походы). Непременное условие - творческий вымысел.
Не должно быть урока, к которому ученик не был бы обязан выполнить то или иное задание: сбор интересных фактов, участие в литературных вечерах (темы самые разнообразные); сюрпризные дни показ самостоятельных работ, затей, игры.
Этот краткий обзор заданий в процессе обучения позволяет сделать вывод: весь процесс обучения - это не прерывная система тренинга ,творческой воли и художественной натуры.Тренинг внутренней психотехники.
На уроках и репетициях необходимо создавать игровые условия. Чем многообразней тренинг, тем вернее будет решаться основная задача- развитие сенсорной системы.
Воспитание внешней техники.
Работа по музыкальному развитию, чувства ритма, тренинг на освобождение - на все отводятся специальные часы в учебном процессе. Работа над « сценической речью» выделена в отдельную дисциплину.
Очень важно, чтобы все тренировочные предметы, оснащающие учащихся средствами внешней техники, были связаны с основами сценического действия, способствовали сближению внешней техники и решающие проблемы вопитания человеческой натуры, должно помочь в главном: раскрыть творческие силы каждого ученика, пробудить потребность к постоянному творчеству.