Особенности строения и жизнедеятельности червей, связанные с паразитизмом

Тема: « Особенности строения и жизнедеятельности червей, связанные с паразитизмом»

Цель: Расширить представления учащихся об особенности строения, жизнедеятельности червей-паразитов, показать их приспособленность к паразитизму; совершенствовать умения обосновывать особенности строения в связи со средой обитания.
Оборудование: Таблицы с изображением схем строения и жизненных циклов червей - паразитов, рисунки из учебника, влажные препараты.
Основные понятия и термины урока: Нематоды, аскарида, острица, цепень, кутикула, паразиты, приспособления для прикрепления, циста.
Тип: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка знаний.
Приведите доказательства усложнения организации животных в ряду: простейшие – губки – кишечнополостные – плоские черви – нематоды.
Устный опрос с опорой на рубрику « Проверьте свои знания» на странице 92.
Индивидуальные задания. Проверка умений узнавать представителей изученных классов животных на рисунках, обосновывать особенности их строения.
Постановка познавательной задачи. Беседа.
Вспомнить (найти в тетрадях или учебнике), какие классы организмов целиком представлены паразитами? (простейшие – споровики, плоские черви – сосальщики и ресничные черви).
Что вам известно об организации паразитических организмов? С какими проблемами в решении основных жизненных функций им приходиться сталкиваться?
Сформулировать правила профилактики глистных заболеваний, основанные на знаниях жизненных циклов паразитических червей и основных путей их проникновения в организм человека.

Решение познавательной задачи.
Работа в малых группах. Анализ текста статей учебника и дополнительных источников информации, например, таблицы
«Некоторые паразитические черви, заражающие человека» (Приложение).
Учащиеся должны:
Определить особенности паразитических червей по следующим параметрам:
- кожные покровы;
- органы прикрепления;
- системы внутренних органов;
- размножение и развитие (жизненный цикл).
2) Обобщить полученные результаты и обосновать причины появления существенных изменений организации червей в процессе эволюции, т.е. ответить на вопрос, какие преимущества для паразитического образа жизни дают эти признаки.
3) Обосновать правила профилактики глистных заболеваний.
Правила профилактики глистных заболеваний:
- Мытье рук;
- Мытье овощей и фруктов;
- Кипячение воды из открытых водоемов;
- Избегание обсасывания травинок;
- Тщательное проваривание или прожаривание мяса, рыбы.
- Сжигание финнозного мяса;
- Осуществление мероприятий по санитарному благоустройству населенных пунктов;
- Проведение исключающих заражение животных яйцами червей мероприятий;
- Лечение больных;
- Проведение просветительной санитарно – гигиенической работы;
- Гладить нательное и пастельное белье и т. д.

5. Закрепление материала, изученного на уроке.
Решение творческой задачи (конкурс идей)
Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У нее сложный жизненный цикл, и одна его стадия половая проходит в пищеварительном тракте волка. Но где, гарантия, что волк съест именно эту овцу – ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охр
·аняют его , да и сома овца не желает быть съеденной .Как же паразит обеспечивает себе попадание « по месту назначения»?
Подсказка 1. (на отдельных листочках дает учитель после предварительного обдумывания и обсуждения).В ходе эволюции закрепилось, что паразит использует ресурс поведения волков – волки едят овец.
Подсказка 2. Овца сама приходит к волку.
Ответ. Поскольку паразит живет в мозге, он в состоянии влиять на поведение овцы. Зараженные овцы теряют способность двигаться по прямой. Они идут только по дуге, вскоре отбиваются от стада и попадают к волку на обед, а паразит к месту назначения. Эта болезнь называется «овечья вертячка»
Есть паразит, который обитает в теле муравьев. Промежуточным хозяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание «своего» муравья – хозяина в пищеварительную систему коровы?
Подсказка 1. Корова сама съедает муравья.
Подсказка 2. Ресурсы поведения: корова ест траву; муравьи ползают по траве.
Ответ. Паразит изменяет поведение муравья следующим образом: муравей стремится заползти на самый верх травинки. Корова захватывает его языком вместе с зеленью. Вместе с муравьем в пищеварительный тракт коровы попадает и паразит.

Задание на дом.
Повторить материал гл. « Тип Плоские черви», « Тип Круглые черви». Обсудить с членами семьи способы профилактики глистных заболеваний.






Приложение

Некоторые паразитические черви, заражающие человека.
Таблица
Название паразита
Симптомы
Способ заражения

Свиной солитер (цепень)
Похудение, малокровие, дисфункция кишечника (поносы), боли в животе, головные боли, головокружения.
Употребление в пищу недостаточно прожаренного или проваренного свиного мяса.

Лентец широкий
Симптомы, сходные с симптомами, наблюдающиеся при заражающимися при заражении свиным солитером.
Поедание сырой и ли слабо проваренной рыбы (щука, налим)

Эхинококк (незрелая стадия червя, взрослая форма которого паразитирует у собак)
Пузыри величиною с апельсин и крупнее. Тяжелое заболевание. Симптомы различны в зависимости от того, в каких органах (печень, мозг) локализован паразит.
При облизывании зараженной собакой лица и рук человека, через питьевую воду

Кровяная двуустка
Похудание, увеличение печени и селезенки, вздутый живот. При проникновении личинки через кожу – дерматит.
Проникновение личинок через кожу в кровь (при купании, мытье ног)

Острица
Преимущественно поражает детей. Зуд в области анального отверстия
Питье воды, содержащей личинок. Самки откладывают яйца вокруг анального отверстия. Яйца переносятся в рот грязными руками, что поддерживает инфекцию. Заражены примерно 200 млн. человек в тропиках и субтропиках

Аскарида
При заражении сначала проходит через легкие, вызывая явления бронхита и пневмонии. Локализуется затем в тонком кишечнике, вызывая поносы, малокровие. При высокой интенсивности заражения возможна непроходимость кишечника, проникновение паразита в печень с тяжелыми последствиями.
Заражение происходит при проглатывании яиц, широко распространенных в окружающей среде (в огороде на овощах, в сырой воде). Аскаридами заражено около 1 млрд. человек на всех континентах.






15