Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


Тема урока:
«Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом»
Урок по биологии в 7 классе учителя биологии МБОУ « Сармановская гимназия»
2015г
Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.
Задачи урока: I. Образовательные:
1. Углубить и расширить знания о птицах строении.
2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения, приспособленностью к полету.
Развивающие: 1. Развивать логическое мышление, умение выделять главное, формировать причинно – следственные связи.
2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
4.Создать условия для развития критического мышления, способствовать развитию у учащихся умений и навыков выдвигать и доказывать гипотезы, выделять главное, ставить цели, алгоритмов работы в группе, содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, истории, музыки, литературы).
Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к живомумиру и окружющей среде, создать условия для проявления качеств необходимых для работы в группе: терпимости, распределения обязанностей, умения выслушивать оппонента и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникабельность учащихся.
Дидактическая цель: Создать условия учащимся для осмысления новой учебной информации, её применение в учебных и жизненных ситуациях.
III. Развивающие:
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: самостоятельная работа учащихся, словесные (рассказ, беседа), словесно-наглядные (презентация, просмотр видеофрагментов), словесно-наглядно-практические, обучающие структуры.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, запись часов, менедж мэты, листы А4, А3; вопросы для обсуждения, надписи частей слухового анализатора, надписи с цифрами для столов, запись музыки, тестовые задания, плакаты с обучающими структурами
Формы организации учебной деятельности – 1) фронтально-групповая
Уровни усвоения знаний – 1) исполнительский, 2) репродуктивный, 3) творческий
Личностная значимость (мотивация) – птицы часть живой природы
Методы работы:

Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный.
Поисковый.
Практический.
Прогнозируемый результат:
Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.
Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.
Умение работать с источниками информации.
Умение работать в группе.
План урока
Организационный момент
Изучение нового материала.
Рефлексия
Домашнее задание.

Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой на урок. (2 мин)
Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг-друга. Партнеры по лицу поприветствуйте, пожалуйста используя прием ДАБЛ ФАМС (DOUBLE THUMBS),а партнеры по лицу – прием ПАМП АП (PUMP UP). Я попрошу сейчас улыбнуться всех, кто сегодня пришёл в школу с хорошим настроением. Те ребята, которые сегодня будут помогать мне на уроке, похлопайте в ладоши. Я тоже рада нашей встрече с вами.
I I. Актуализация знаний.
Просмотр картины с изображением самолета. Структура СИ ФИНК УАНДЭ ( 5 мин)
Посмотри - что изображено на картине?
2.Подумай -
3. Задайся вопросом- Как выдумаете. Как это изображение связано с нашим сегодняшним уроком?
В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга

Чудо полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет - это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня.
Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой животных. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше.
Итак, мы начинаем изучать класс Птицы. Сегодня мы должны выявить черты внешнего строения птиц, позволяющие им летать.
Так как наш мозг включен и готов мыслить критически встанем и сделаем ТИМ ЧИР Сначала участники показывают большой палец вытянув правую руку, Затем участник №3 и повторяем с другими . Раскачивая башню участники громко говорят «Наш мозг включен!»
Запись темы урока в тетрадях учащихся. Класс Птицы. Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.
Структура ФО БОК СИНЕКТИКС В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (1.Тщательное наблюдение и описание наблюдаемого 2. Построение объяснений и интерпретаций 3: Аргументированное рассуждение 4: Связь новых знаний с предыдущими 5: Принятие во внимание различных точек зрения Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга
ДК7: Мыслительные приемы и структуры
Памятка для выполнения структуры
Берут листочки А4, сгибают 2 раза, делают в центре квадрат, обводят линии и пронумеруют квадраты.
Подумать и нарисовать 4 неодушевленных предмета, один из которых движется
Написать в центре тему - Птицы
Написать 4 предложения Птицы похожи на.. , потому что.
Подумать и найти аналогии и записать. Время 2 минуты
Молодцы, вы прекрасно справились с заданием! Продолжим изучение темы
-
Физкультминутка. Дети закрывают глаза и, слушая пение птиц представляют картины природы
Что же позволяет птицам летать? Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и легким? Птицы - хорошо знакомые вам существа. Поэтому вы без труда ответите на поставленные вопросы.
Птицы попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, который волновал человека с давних пор: «Почему птицы летают?» Давайте посмотрим видеофрагмент мультфильма «Летучий корабль», где несчастный водяной поет песню «А мне летать охота!»
обсуждение прослушанной песни водяного;
– О чем мечтает водяной?
- Как вы думаете, может ли осуществиться мечта водяного? Что мешает ему взлететь?
- Что можно или нужно сделать, что бы водяной взлетел?
Ребята обсуждают в группах – как же помочь водяному исполнить его мечту?
Социализация в классе предложений от групп.
- Слишком тяжелый, его нужно высушить;
- Вместо рук отрастить крылья;
- Заменить рыбий хвост на перья;
- Заняться физкультурой – у него мало силы.
4. Для того чтобы помочь учащимся глубже осознать проблему и подвести их к формированию информационного запроса, обратимся к своему личному опыту и вспомнить, пробовал ли кто-нибудь из ребят (например в дошкольном детстве) взлететь над землей, подобно птицам и что из этого получилось. Обмен воспоминаниями приводит учеников к выводу, что ни картонные крылья, ни зонтик, ни физические усилия не помогают решить эту задачу.
5. ПРОБЛЕМНЫЙ вопрос: Почему птицы летают, а люди и водяные – нет? Как найти этому объяснение? Что для этого нужно знать? «Нужно знать каково строение птиц, чем они отличаются от других видов животных, какие имеют приспособления для полетов.
Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга .
Памятка для выполнения структуры
Подумайте и попробуйте найти ответ на этот вопрос.
Обсуждают по кругу. Начинает номер под №3
Отвечает участник №2

Наличие крыльев
наличие перьев ( легких и прочных)
обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
лёгкий скелет ( наличие в костях воздухоносных путей)
Рефлексия: Действенный вопрос: КАКОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПТИЦ К ПОЛЕТУ вы считаете наиболее важным? Подчеркните пожалуйста. А сейчас расходимся по углам где написано это приспособление
Используется структура КОНЭРС. В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга .
Памятка для выполнения структуры
1.Учитель дает несколько секунд на обдумывание.
2. Записать свой выбор на листочках. Для этого № 1 и № 3 берут листочки А4 сгибают, делят пополам и передают партнеру по лицу.
3.Разойдитесь по углам. (На различных углах таблички с надписями: Форма тела, Перьевой покров, Крылья, Особенности строения скелета)
4. Найдите себе партнера в своем окружении и обсудите с ним вопрос: Почему выбрали эту часть анализатора?
Используется структура ТАЙМД ПЭА ШЭА. В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга.
Памятка для выполнения структуры
1.Учитель дает время, учащиеся обсуждают в парах.
2. Затем из каждой группы спросить по 1-2 партнера.
3. Отвечает тот партнер, у кого темнее волосы).
Итак какой вывод мы делаем, Ребята, как мы уже узнали, организм птиц отлично приспособлен для полёта. Это и перьевой покров, крылья, особенности скелета. Люди с давних пор тоже мечтали сделать крылья и летать как птицы. И находились умельцы, которые мастерили отличные конструкции крыльев и летали? Значит, иметь крылья это ещё далеко не достаточно, чтобы летать. Все приспособления к полету актуальны лишь тогда когда все работают совместно.. Давайте сделаем круг и посмотрим как это происходит. Ученики встают в круг, берутся за руки и воспроизводят работу полет птицс помощью рук. Структура ФОРМЕЙШЕНСДК8: Моделирование
пример проговаривания хода своего мышления вслух на уроке
Все молодцы. Спасибо.Мы очень много сегодня узнали о птицах и эти знания мы попробуем представить с помощью структуры ТОКИН МЭТ (Talking Mat - Говорящее поле)
В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга
Памятка для выполнения структуры ТОКИН МЭТ: Помните, что структура выполняется не произнося ни слова, кроме финального обсуждения результатов работы. На столе у вас листочки А3. Участник №1 нарисует квадрат в центре, партнер по лицу напишет тему задания – слуховой анализатор,
В течение 2 мин. каждый участник команды одновременно пишут как можно больше слов и выражений на данную тему.
Команды меняются столами и находят связи в определениях и задают вопросы данной команде (2 мин)
Команды отвечают на вопросы и обсуждают связи
Финал: Участники представляют свои работы классу
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. (ДК 4. Я5: Язык обратной связи и оценивания обратная связь и похвала, чтобы помочь ученикам достичь лучших результатов в обучении и мышлении
А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, развивающую навык активного слушания. Эта игра называется НАМБЭ АП! Давайте повторим все вместе НАМБЭ АП!» Отлично! ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга
Сейчас мы определим магическое число, пусть магическое число будет 3. Участник под номером 1 начинает считать по порядку начиная с 1, а когда новое число делится на «магическое», данный участник называет какую нибудь птицу. Так мы проверим ваши знания по новой теме и вашу внимательность.У каждой группы будет 2 минуты для достижения максимального результата.
Поздрвляем наших победителей!
Наш урок подходит к концу. Домашнее задание: Прочитать стр. 80-81, ответить на вопросы стр. 84-85. Рассмотреть строение вестибулярного аппарата стр. 83. Спасибо за урок!!!Поблагодарили друг друга и похвалили за работу! Всем спасибо за активное участие на уроке. Желаю всем здоровья и хорошего Литература:
О.А. Пепеляева, И. В. Сунцова Поурочные разработки по биологии “Вако” Москва 2004г.
Диск “Биология. Животные” 7 класс 1С:Школа Издательский центр “ Винтана- Граф” 2006 год.
Приложение

ПРИЗНАК
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение
Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.

Скелет
Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.

Мышцы
Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).

Пищеварительная система
Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.

Дыхательная система
Усложнение: появление (вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.

Кровеносная система
4-камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.

Нервная система
Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.

Органы выделения
Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315