Из опыта работы Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционном процессе
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Педагогические условия , в которых находятся дети с ОВЗ, должны быть «провоцирующими» развитие .Оздоровление должно рассматриваться не только как совокупность лечебно –профилактических мер, но и как форма развития, расширения психофизических возможностей детей, для осуществления которого необходимы медицинские и психолого-педагогические методы в режиме саморазвития ребенка. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Он должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а способствовать его укреплению на коррекционно-развивающих занятиях, в том числе через применение здоровье сберегающих технологий. Создаваемая педагогом коррекционно-образовательная среда должна быть здоровье сберегающей и здоровье укрепляющей. Понятие «здоровье сберегающие технологии» интегрирует все направления работы учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей. Это технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, физминутки, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения
.2. Технологии обучения здоровому образу жизни: точечный массаж, самомассаж, физкультурные занятия, ролевые подражательные и имитационные игры.
3. Технологии музыкального воздействия: логоритмические занятия, музыкальные упражнения, направленные на коррекцию речевых нарушений.
Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов (пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика и т.д.) выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как кинезиология и Су Джок.В своей практической деятельности применяю следующие здоровье сберегающие компоненты:
- Элементы Су Джок терапии.
- Кинезиологические упражнения.\ -Комплексы упражнений направленных на нарушение зрения
Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и ручной само массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Чаще всего эта работа осуществляется на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.
Применяя кинезиологические упражнения, соблюдаю следующие условия:
-систематичность выполнения;
-постепенное увеличение темпа и сложности;
-точность выполнения движений и приемов;
-чередование учебных действий с кинезиологическими упражнениями; но во время занятий продуктивной деятельностью упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.
Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Целесообразно включать в структуру занятия несколько кинезиологических упражнений, связывая их общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп) .С этой целью в работе с детьми использую комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Вывод:
эффективность использования данных видов деятельности состоит в том, что они:
- повышают работоспособность детей;
- активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения;
- благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.