Презентация по биологии на тему Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пихтовская средняя общеобразовательная школа»Колыванского района Новосибирской области Презентация к урокам биологии в 7-ом классе по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии». Автор: Щукина Анастасия Борисовна, учитель биологии МБОУ «Пихтовская СОШ» Методическое описание. Представленный материал включает разработку уроков по биологии в 7 классе по теме «Класс Пресмыкающиеся, или рептилии» с использованием ИКТ (мультимедийная презентация). Всего по теме 5 уроков – разнообразных по типам, видам, задачам. Разработка предусматривает активную деятельность учащихся на разных этапах урока, благодаря использованию мультимедийной презентации, которая относится к современным средствам обучения. Учащимся предложены различные формы работы, в том числе и индивидуальные, включающие дополнительно цифровые пособия (1С:Репетитор «Биология»). По ходу изучения материала, а также на завершающем тему уроке, предусмотрены разнообразные тестовые задания для проверки знаний учащихся. Представленная разработка уроков удачно используется в учебном процессе и имеет хорошие отзывы со стороны учащихся. Анализ уровня знаний учеников, при обучении которых использовалась мультимедийная презентация, показывает положительную динамику.По методической направленности представленная работа используется как источник новой информации и как источник материала для обобщения и проверки знаний учащихся; а также позволяет учителю в короткий промежуток времени выяснить степень усвоения учебного материала среди учащихся всего класса. План проведения уроков по теме «Класс Пресмыкающиеся» № тема урока задачи тип урока методы и приемы деятельность учащихся 1 Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающих-ся 1. Выявить черты приспособленности пресмыкающихся к наземному образу жизни. 2. Раскрыть особенности внешнего строения и скелета рептилий, связанные с наземным образом жизни. изучение нового материала лекция с демонстрацией слайдов; рассказ с элементами беседы; проблемное изложение словарная работа; самостоятельная работа с использованием 1С:Репетитора «Биология» 2 Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающих-ся 1. Изучить внутреннее строение пресмыкающихся.2. Выявить прогрессивные черты внутреннего строения и процессов жизнедеятельности в связи со средой обитания. комбиниро-ванный демонстрация слайдов; рассказ с элементами беседы; проблемное изложение самостоятельная работа с использованием 1С:Репетитора «Биология»; заполнение таблицы 3 Многообразие пресмыкающих-ся 1. Показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе. 2. На конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; комбиниро-ванный рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов и видеофрагмента самостоятельная работа с использованием 1С:Репетитора «Биология»; заполнение таблицы 4 Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающих-ся. Древние пресмыкающие-ся 1. определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны.2. Познакомиться с многообразием древних пресмыкающихся и гипотезами их вымирания комбиниро-ванный демонстрация слайдов, рассказ и элементами беседы самостоятельная работа с использованием 1С:Репетитора «Биология»; заполнение таблицы; создание мультимедийной презентации по выбранной теме 5 Класс Пресмыкающие-ся, или Рептилии: обобщение знаний. 1. Повторить и систематизировать знания о внешнем и внутреннем строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека.2. Выявить уровень знаний учащихся об отрядах класса пресмыкающихся и мерах их охраны. обощающий демонстрация слайдов; рассказ выполнение тестовых заданий Урок 1.Тема: Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся. Цель: Изучить внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Задачи: Выявить черты приспособленности пресмыкающихся к наземному образу жизни. Раскрыть особенности внешнего строения и скелета рептилий, связанные с наземным образом жизни. Об этих животных сложено много легенд и сказаний способны к гипнотическому взгляду являются долгожителями ужасно кровожадны быстрые и юркие ужасно переменчивые Разнообразие форм тела рептилий. удлиненное округлое Внешнее строение пресмыкающихся голова шея туловище хвост конечности Внешнее строение пресмыкающихся Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза. Эта особенности послужила причиной для множества мифов о гипнотическом взгляде змей. Покровы тела. Чешуйки на коже ящерицы Чешуйки на коже змеи Продольный разрез кожи рептилий роговой слой кожные окостенения Покровы тела. Линька. Рост рептилий сопровождается линькой. Защитная функция кожных пластин. Черепахи и крокодилы не линяют. Выползок змеи Какие изменения возникли у ящерицы во внешнем строении по сравнению с лягушкой? Тело ящерицы разделено на …Между головой и туловищем появилась ….Глаза имеют …Конечности расположены ...Пальцы заканчиваются … Строение скелета ящерицы Отделы позвоночника лягушкишейный (1)груднойпоясничныйкрестцовый (1)хвостовой Отделы позвоночника ящерицышейный (8)груднойпоясничный крестцовый (2)хвостовой У ящериц при отбрасывании хвоста разрыв происходит не между позвонками, а посередине, где находятся тонкие хрящевые прослойки, делящие тело позвонка на две части. Способность ящерицы отбрасывать хвост. Знаете ли Вы, что: Не хватайте ящерицу за хвост, чтобы посмотреть, как она его отбросит, - ваше любопытство обойдется ей слишком дорого! Особенности скелета рептилий. В позвоночнике разделение на отделы более заметно, чем у земноводных. скелет рептилий значительно более окостеневший, чем у амфибий.Развиты ребра и грудная клетка.Пояс передних конечностей соединен с осевым скелетом через ребра, тазовый пояс сочленяется с поперечными отростками двух крестцовых позвонков. Под названием класса животных поставьте нужные цифрыКожа голая, влажная.Дыхание осуществляется при помощи легких и кожи.Кожа сухая, покрытая роговой чешуей.Во рту находится длинный раздвоенный язык.Из отложенных яиц появляются головастики.Линяет, образуя выползок. Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся 1, 2, 5 3, 4, 6 Решите биологические задачи Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут “вертеть” головой? “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения. Выводы по теме урока: Тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост и пятипалые конечности. Кожа сухая, лишена желез и покрыта роговым покровом, защищающим тело от высыхания. Рост животного сопровождается периодической линькой. Скелет прочный, окостеневший. Позвоночник состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса конечностей укреплены и связаны с осевым скелетом. Развиты ребра и грудная клетка. Мускулатура более дифференцирована, чем у земноводных. Развиты шейные и межреберные мышцы, подкожная мускулатура. Движения отделов тела более разнообразные и быстрые. Задание на дом: § 40Рабочая тетрадь:стр. 34 задание 2, 3, 4 (письменно)