Урок-обобщение по биологии 6 класс «Отдел покрытосеменные растения»
Урок - обобщение по теме «Отдел покрытосеменные растения»
Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства; расширить кругозор учащихся.
Задачи
Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме
Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.
Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.
Форма: игра «Ботанический турнир».
Оборудование: презентация, жетоны.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы повторим все, что изучили по теме «Покрытосеменные растения». Но проведем наш урок в необычной форме, а как игру «Ботанический турнир». Класс разбит на шесть команд, каждая имеет свое название и своего капитана.
Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила:
хорошо себя вести;
активно работать;
уважительно относится к ответам своих одноклассников.
2. Повторение, обобщение и проверка знаний
Конкурс 1 «Разминка»
Командам задаются вопросы, отвечает та команда, которая быстрее подняла руку. За каждый правильный ответ жетон.
Стебель Злаковых (соломина)
Из неё делают чёрную муку (рожь)
Соцветие Сложноцветных (корзинка)
Бамбук это злаковое? (да)
В каком растении содержится никотин? (табак)
Корневая система тюльпана? (мочковатая)
У представителей, какого семейства встречается симбиоз? (бобовых)
Соцветие пшеницы? (сложный колос)
Как называется помещение со стеклянными крышами, в которых круглый год можно выращивать растения? (Теплица)
Кто первый завёз картофель в Россию? (Петр 1)
Плод репы (стручок)
Соцветие ландыша (кисть)
К какому классу относится одуванчик (двудольные)
Другое название дикой розы? (шиповник)
Корневая система гороха? (стержневая)
Плод тыквы (тыквина)
Родина картофеля (Южная Америка)
Какой плод у тюльпана? (коробочка)
Какое соцветие у ржи? (сложный колос)
Как называют семена арахиса? (земляной орех)
Жилкование листьев у двудольных растений? (сетчатое)
Соцветие ромашки? (корзинка)
Плод гороха? (боб)
Корневая система риса? (мочковатая)
Это растение называли «тартуфель» или «нечестивый плод». Как на самом деле называется это растение? (картофель)
На корнях, каких растений живут клубеньковые бактерии? (бобовые)
В каком из растений: перец, помидор или баклажан содержится больше всего витамина С? (в перце)
Какое соцветие у подсолнечника? (корзинка)
Название какого растения в переводе на русский язык звучит как «яблоко золотое»? К какому сем. оно относится? (томат, сем. Пасленовые)
Для какого сем. характерен стебель соломина? (Злаки)
Самое бактерицидное семейство? (Луковые)
В каком сем. цветы состоят из цветковых чешуй? (Злаки)
Назовите самое высокое растение из семейства Злаковых. (Бамбук)
Из цветков какого лесного растения получают лекарство для лечения сердца? (ландыш)
В каком из изученных сем. больше всего плодово-ягодных культур? (Розоцветные)
Конкурс 2 «Назови семейство»
На слайдах картинки цветка, плода, представителя семейства. Команда, первая поднявшая руку называет семейство. За правильный ответ получает жетон.
Назвать семейство - КрестоцветныеРисунок 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Назвать семейство – бобовые или мотыльковыеРисунок 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Назвать семейство - РозоцветныеРисунок 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Назвать семейство - ПасленовыеРисунок 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Назвать семейство – сложноцветные или астровыеРисунок 5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Назвать семейство – лилейные Рисунок 6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Назвать семейство -ЗлаковыеРисунок 7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конкурс 3 «Исправь ошибки»
Командам раздаются карточки с текстом, тот же самый текст появляется на слайде. Задача участников, найти и исправить ошибки в тексте.
Картофель.
Это фруктовое растение из семейства Крестоцветных было завезено к нам из Азии. Картофель используется в пищу, причем очень вкусны его плоды стручки. Картофель это многолетнее растение.
Правильный ответ:
Это овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Картофель используется в пищу, причем очень вкусны его видоизмененные подземные побеги клубни. Картофель это однолетнее растение.
Конкурс 4 «Угадай растение по легенде»
Учащимся зачитывают легенду. Посовещавшись в группах, они могут сразу назвать растение, о котором идет речь, и получить 5 баллов. В случае затруднения отгадывают с помощью подсказок (получая меньшее число баллов в зависимости от количества подсказок).
Задание № 1
Согласно легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геракла. Именно с этих пор растение имеет название «центаура», т. е. цветок Кентавра. Кентавр впоследствии пожертвовал собой, отказался от бессмертия и ушел вместо Прометея в царство мертвых. И лишь небесно-синие цветки каждое лето напоминают о нем.
Подсказки:
Это растение по-своему украшает хлебные поля. Оно цветет вместе с рожью и считается злостным сорняком.
Это растение семейства Сложноцветные.
Краевые цветки воронковидные, ярко-синие.
Из цветков получают голубую и синюю краску.
Название сходно с именем человека (Василек)
Задание № 2
Существует легенда, что эти цветы появились из белоснежной пены, которой было покрыто тело Афродиты, когда она вышла из моря. Увидев на ней этот прекрасный цветок, боги окропили его нектаром, от которого он приобрел свой нежный аромат. По легенде, Афродита, узнав о беде, случившейся с ее возлюбленным, Адонисом, устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые камни и шипы ранили ее ноги. Из капель божественной крови появились красные цветы.
Подсказки:
Этот цветок в течение тысячелетий остается любимым у многих народов
Садоводы увеличили число его лепестков с 5 до 100.
Из лепестков получают масло и варят варенье.
«Дедушкой» этого растения является шиповник.
Стебель покрыт шипами. (Роза)
Задание № 3
Легенда гласит, что после похищения Персефоны Аидом, ее мать, богиня плодородия Деметра, в поисках дочери странствовала по земле. Безмерно страдая и не находя себе покоя, она была не в силах остановиться и отдохнуть. Боги, сочувствуя несчастной матери, сделали так, что при каждом ее шаге вырастал цветок красного цвета. Богиня, набрав целый букет, наконец успокаивалась и засыпала.
Подсказки:
Цветки крупные, одиночные. Красные, белые и фиолетовые.
Человек начал разводить его ради съедобных семян.
Млечный сок этого растения действует как снотворное.
У основания лепестков есть темноокрашенное пятно.
К сожалению, его с давних пор используют не только как лекарство, но и как наркотик. (Мак)
Задание № 4
Легенда гласит, что буддийский монах по имени Дарума как-то заснул во время молитвы. После пробуждения, разгневанный на себя за слабость, он отсек себе веки, чтобы глаза больше не могли закрываться. А из отрубленных век выросли кусты, напиток из листьев которых помогает монахам не спать во время молитв.
Подсказки:
Это растение выращивается в Индии, Китае, на Шри-Ланке и в других странах.
Человек использует листья этого растения.
Это невысокий, около 1 м высотой, кустарник.
Напиток из его листьев озбуждает нервную систему и может привести к бессоннице
Для этого напитка изобрели специальный аппарат для кипячения воды, который широко использовался на Руси. (Чай)
Задание № 5
По легенде, мать богов Гера (Юнона) нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса и, зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в прекрасные белые цветы.
Подсказки:
Их белый цвет является символом невинности и чистоты.
Название цветка в переводе с древнегреческого означает «белый-белый».
Во Франции этот цветок являлся эмблемы королевской власти.
Издавна люди поклонялись этому цветку как одному из самых прекрасных созданий на земле. Даже пожелание благополучия звучало так: «Пусть твой путь будет усыпан розами и,».
Целое семейство покрытосеменных растений было названо в его честь. (Лилия)
Задание № 6
Легенда гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в прекрасные цветы.
Подсказки:
Этот цветок как бы соединяет легкий холод зимы и теплое дыхание лета. Ее по праву считают царицей осени.
Когда-то на Востоке в его честь устраивали роскошные пиры, изображение этого цветка служило символом знатности, счастья и считалось священным.
В Японии, на родине цветка, его изображение входит в национальный герб, этот цветок является символом солнца.
Орден с изображение этого цветка высшая награда Японии.
Предки этого цветка из семейства Сложноцветные были исключительно желтыми. Название цветка происходит от греческих слов «хризос» золотой и «антемос» цветок (золотой цветок).
Конкурс 5 «Картофельный ряд»
На каждую букву предложенного слова (КАРТОФЕЛЬ) надо написать как можно больше названий сельскохозяйственных растений. За каждое правильно названное растение – 1 балл.
3. Подведение итогов игры
Вот и подошел к концу наш урок. Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Определяется команда-победитель.
4.Награждение команд дипломами. Выставление оценок.
5. Домашнее задание
Список используемой литературы
Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2 /авт-сост. Е.А. Якушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2010.
Плахов И.А. биологические игры. Растения. Грибы. Лишайники. 6 кл.: метод.пособие – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005.
Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004.
http://azbyka.kz/obobshchenie-po-teme-pokrytosemennye-rasteniya
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 6Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315