План урока по биологии 6 класс «Моховидные. Разнообразие мхов».

Класс: 6
Тема:«Моховидные. Разнообразие мхов».
Цель:
Сформировать понятие об усложнении организации мхов по сравнению с водорослями.
Сформировать понятие о среде обитания и распространения мхов.
Сформировать понятие о роли в природе и хозяйственном значении.
Ход урока:
Организационный момент, психологический настрой
Этап актуализации
Фронтальный опрос:
Какие растения мы называем низшими, а какие высшими? (Если имеют ткани и органы, то высшие, не имеют их – низшие).
Что такое ткань и орган (Ткань – группа клеток и межклеточное вещество, имеющие общее строение, происхождение и функцию. Орган – часть организма, которая имеет особое строение и выполняет определенную функцию).
Какие водоросли вам известны?
Чем отличаются высшие растения от низших растений?
(Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений есть сформированные органы (корень, стебель, лист, цветок)).
Этап мотивации:
Какие из высших растений является самым примитивным в своем строении?
(Самым примитивным растением из высших растений являются мхи, потому что у них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня).
Почему мхи живут только во влажных местах? Почему мхи растут только рядом друг с другом, ведь они должны конкурировать за воду и минеральные соли? Почему среди мхов мы не видим деревья?
Этап проектирования эксперимента:
Прочитайте описание мха Сфагнума: Мох сфагнум растет на болотах. Он имеет только основную и покровную ткань. В основной ткани много межклетников. Мох способен впитывать много воды.
Строении сфагнума, обязательно подчеркнуть, что у мха нет корней («без ножки», как образно сказал об этом поэт), что нижние листья мертвые, и зеленый пигмент хлорофилл в них разрушен («снизу беловатый»), чего нельзя сказать о верхних молодых листьях («повыше зеленей»).
Далее необходимо изучить общую характеристику мхов и размножение мхов Подцарство: Высшие (споровые) растения.
Отдел: Моховидные (20 000-25 000 видов).
Представители: Мхи. (Сфагнум, кукушкин лен, плеузорий, птилиум)
Многолетние растения, обитают повсеместно.
Схема жизненного цикла
Взрослая особь (гаметофит, раздельнополые)
Сперматозоиды (на мужской особи), яйцеклетки (на женской особи)
Сперматозоид перемещается по воде к яйцеклетке
Оплодотворение (в результате- зигота)
Из зиготы образуется новый организм- коробочка (живет на материнском организме и питается за ее счет)- результат полового размножения
Коробочка (спорофит)
Споры образуются внутри коробочки (в благоприятный период высыпаются на почву)- результат бесполого размножения
Из споры образуется протонема, а из нее мужские и женские особи
Выводы: у мхов наблюдается чередование поколений: полового и бесполого. Преобладает половое поколение (гаметофит), а бесполое –коробочка (спорофит) паразитирует на половом.
Мхи не имеют проводящей и механической ткани, поэтому не могут быть высокими. Они не могут поднимать высоко воду и удерживать свое тело в вертикальном положении. Произрастая группами, удерживают друг друга. Не могут жить в засушливых местах, так как их размножение зависит от воды.
Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу о положительном и отрицательном значении мхов для природы и жизни человека.
Положительное значение
Отрицательное значение

Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.
Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).
Мхи (сфагнум) используются в строительстве
Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.
Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.



Этап закрепления знаний
Учитель предлагает дидактическую карточку с вопросами:
1. Сколько видов мхов занесено в Красную книгу? (56 видов)
2. Самые распространенные мхи в Краснодарском крае? (сфагнум, кукушкин лён).
3. Какое положительное значение имеют мхи?
(Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.
Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).
Мхи (сфагнум) используются в строительстве).
4. Как называются леса, в которых произрастает кукушкин лен? (Леса – зеленомошники).
5. Почему мхи относятся к высшим растениям? (У них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня).
Этап домашнего задания
Записи в тетради.§ 30