Конспект урока Отдел Плауновидные, Хвощевидные растения растения
Тема урока: Отдел Плауновидных и Хвощевидных растений. Особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторная работа: «Строение хвоща».
Цель урока: Изучить отдел Хвощевидные и отдел Плауновидные. Охарактеризовать особенности строения и жизнедеятельности плаунов и хвощей, роль в биоценозах. Выявить усложнения организации в ходе эволюции
Задачи урока:
Образовательная: пополнение знаний учащихся о многообразии растений;
Развивающая: развитие умения выделять частное, проводить сравнение;
Воспитательная: привитие навыков поведения при выполнении заданий с использованием учебника, работы у доски.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты обучения:
Предметные: освоение знаний о строении, размножении, многообразии плаунов и хвощей. Значение представителей Плауновидных и Хвощевидных в природе и жизни человека.
Метапредметные: умение определять цель предстоящей работы, обсуждение информации в группе.
Познавательные: закрепление навыков работы с разными источниками информации, осуществление анализа и оценки полученной информации.
Коммуникативные: привитие навыков общения в рабочей обстановке.
Личностные: осознание необходимости саморазвития, позитивный настрой на работу на уроке. Соблюдение учебной дисциплины.
Методы обучения: индивидуальные задания, фронтальный опрос, постановка проблемы на отдельном этапе урока, выполнение лабораторной работы.
Формирование УУД:
Познавательные: продолжить формирование навыков работы с источниками информации, умения выделять частное, проводить сравнение.
Коммуникативные: продолжение работы по выработке умения организовывать взаимодействие в группе.
Регулятивные: участвовать в работе группы, класса, выявлять и, если нужно, исправлять свои ошибки.
Информационно-технологические ресурсы урока: «Биология. Многообразие живых организмов» 7кл. учебник В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. М. : Дрофа, 2009. –255, [2] с. : ил. Презентация урока в Microsoft Office Power Point.
Оборудование для выполнения лабораторной работы: растения- спорофиты и гаметофиты плауна и хвоща, сравнительная таблица.
Основные термины и понятия: спорофит, гаметофит, псилофиты, сперматозоиды, яйцеклетки, гаметы, зигота, зародыш.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин). Проверка посещаемости, готовности к уроку, положительный настрой на урок.
- Я рада вас приветствовать на уроке биологии. Нам предстоит интересная работа, в которой вы будете выполнять ведущую роль. Результат этой работы будет зависеть от вашего настроения и активности. Желаю вам успеха!
Выполнение гимнастики для глаз с целью предупреждения утомляемости.
II. Основная часть урока (30 мин).
Проверка домашнего задания.
Биологический диктант:
1. Наука о мхах - …
2. Растения, от которых произошли мхи - …
3. Мхи прикрепляются к почве органами, которые называются - …
4. Название мха, содержащего вещества, которые препятствуют развитию гнилостных бактерий - …
5. Отмирая, мхи образуют полезное ископаемое - …
6. Растение, на котором развиваются споры - …
7. Растение, на котором развиваются гаметы - …
8. Фотосинтезирующая ткань или …
9. Орган, в котором созревают споры - …
10. Тип питания растений, сине-зеленых водорослей при котором организмы способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических - …
Слова для справок: автотрофный, спорофит, гаметофит, спорангий, ассимиляционная, торф, сфагнум, ризоиды, псилофиты, бриологияКак происходит размножение мхов?
Актуализация знаний (5 мин). Плауновидные и Хвощевидные растения, как и Моховидные, относятся к группе споровых растений. Что общего у растений этих отделов? Чем Плауновидные и Хвощевидные растения отличаются от Моховидных?
На эти вопросы нам предстоит ответить на уроке.
Вступительное слово учителя:
Задумывались ли вы когда-нибудь, что много миллионов лет назад наша планета выглядела совершенно иначе. Когда-то жизнь была только в океане, затем она вышла на сушу, и не в том виде, в котором мы ее наблюдаем сейчас. 360 миллионов лет назад там, где сейчас находится ваш дом, улица, произрастали огромные деревья, но это были не тополя, клены или ели. Это были папоротники, хвощи и плауны. Представьте себе, что мы перенеслись с вами в то далёкое время. Климат на планете был очень влажный, а леса состояли из огромных Плауновидных и Хвощевидных растений. Трудно узнать сейчас, гуляя в хвойном или смешанном лесу, потомков тех растений. На этом уроке мы познакомимся с некоторыми их потомками, а именно – с современными хвощами и плаунами. Поговорим об их строении, разнообразии и значении в природе и жизни человека.
Динамическая пауза. Выполнение упражнений с целью профилактики остеохондроза (1 мин)
Строение, питание, размножение плауна. Современные плауны это многолетние, травянистые растения с прямостоячими и ползучими стеблями, невысоко поднимающиеся над землёй. От стеблей отходят придаточные корни. Листья мелкие, различной формы, расположены по стеблю супротивно, мутовчато или поочерёдно.
Какой способ питания характерен для плаунов? (автотрофный)
Размножение. Вегетативный или бесполый способ происходит за счёт отмирания участков старых побегов и укоренения жизнеспособных частей или спорами, которые созревают в спорангиях. Споры прорастают и дают начало гаметофитам, которые несут мужские и женские половые органы. После оплодотворения образуется зигота, из которой формируется зародыш, вырастающий во взрослое растение (спорофит).
Лабораторная работа №7. «Строение хвоща» Слайд №8 – 10
Работа с учебником стр.58 2-ой абзац.
Заполнение таблицы «Характеристика споровых растений»
Выполнение работы (10 мин).
Взаимопроверка качества выполненной работы, оценка и самооценка результатов (5 мин).
Оценка результатов учителем (5 мин).
III. Закрепление (9 мин). Слайд №11 -12
Заполнение таблицы «Характеристика высших споровых растений»
Оценка учителем результатов работы на уроке.
IV. Рефлексия (2 мин).
V. Домашнее задание (2 мин): учебник стр. 30 – 32, вопросы.