СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения Цель: Дать понятие о грамматической основе предложения,о подлежащем.Учить выделять их из предложения, знать способы выражения подлежащего и использовать их в речи. Учебно- воспитательные задачи: 1.Учить выделять грамматическую основу предложения, определять способы выражения подлежащего.2.Развивать речь, орфографическую зоркость, аналитические способности, расширять словарный запас.3.Воспитывать эстетический вкус, интерес к ораторскому искусству, к музыке, литературе, устному народному творчеству. ПобуждениеОпрос домашнего задания Упражнение №6. Употребить данные слова в составе словосочетания и предложения. Подчеркнуть главные члены предложения.Озеро, музей, природа, древность, люди.- Выделите словосочетания из предложения. Мозговая атака.1. В чём отличие предложения от словосочетания?2. Какие члены предложения мы выделяем в предложении?3. Какие члены предложения относятся к главным?4. А как иначе мы называем сочетание подлежащего и сказуемого? II. Осмысление.Значит: Подлежащее - это главный член предложения, который отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения. Прочитайте предложения, найдите подлежащее.С севера подул слабый ветерок. 2. Она читает книгу.3. Смелый к победе стремится.4. Соревнующиеся стремились к победе.5. Жить – значит дерзать.6. Пять – моя любимая цифра.7. Два облака белых плывут по лазури.8. Жили были Сима с Петей. Подлежащее может быть выражено: 1. Именительным падежом имени существительного.2. Именительным падежом местоимения.3. Именительным падежом имени прилагательного.4. Именительным падежом причастия. 5. Неопределенной формой глагола .6. Именительном падежом имени числительного.7. Сочетанием числительного с существительным.8. Синтаксически неделимым словосочетанием. Кроссворд1. Как называется главный член предложения, который обозначает действие и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он?2. Как называется часть слова без окончания?3. Самостоятельная неизменяемая часть речи?4. На какой вопрос отвечает одушевленное имя существительное?5. Личное местоимение единственного числа II лица.6. На какой вопрос отвечает неодушевленное имя существительное? С К А З У Е М О Е Н А Р Е Ч И Е О С Н О В А Т Ы К Т О Ч Т О Что мы знаем о Коркыте? Чтение текста упражнения №1 «Легенда о Коркыте» по цепочке. Словарная работаФилософ - өмірде кездесетін құбылыстарды ақылға салып, байсалды түрде, жете түсінетін адам.Философ – 1. Специалист по философии. 2. Человек, который разумно спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам.Мудрец – дана, абыз – аса білгір, білімдар адамМудрец – человек,обладающий большим умом.Легенда – аңызЭпос – ауыз әдиебетіндегі батырлар жырының, дастандардың жиынтығы.Эпос – әдеби шығармалардың (лирика мен драмаға қарағанда) әңгіме түрінде баяндап айтылатын түрі.Вопросы по тексту.О каком событии из жизни Коркыт – ата повествуется в тексте?Какими словами-синонимами описывается герой легенды? Упражнение 4. Выделить грамматическую основупредложения, найти подлежащее, указать способ его выражения. Каким членом предложения выступает сочетание четыре кобыза в следующих предложениях? Четыре кобыза обращаются лицом на четыре стороны света. Четыре кобыза ловят малейшее дуновение ветерка. Струи воздуха, вливаясь в узкую щель, связывающую воедино все четыре кобыза, рождают волшебные звуки.Великий мудрец мечтал о бессмертии. Сообщения учащихся из дополнительных источников ( опережающее задание). 1. Легенда о Коркыте. 2. Коркыт ата – отец кюйев. 3. История создания кобыза. 4. Волшебная сила кобыза 5. Эпос “Коркыт”. 6. Дань памяти.
III. Рефлексия 1. Описание. Кто такой Коркыт –ата, каким он был?2. Сравнение. Сравнить мелодии кобыза и домбры, чем отличается кобыз от домбры?Составление диаграммы Венна. Легенда о Коркыте и эпос “Коркыт -ата”.Анализ. Как вы понимаете выражение волшебство музыки?Предложение.Что нужно сделать, чтобы кобыз стал популярным музыкальным инструментом?Доказательство. Докажите, что музыка бессмертна. А сбылась ли мечта Коркыт – ата? Семантическая карта Найти подлежащее, определить какой частью речи оно. Имя существительное Имя прилагательное местоимение глагол причастие числительное Числительное с сущ. Синтактически неделимым словосочетанием Мальчик тянул меня за руку. Он шел через горы, равнины и леса. Трое уехали в город. Мы с мамой поедем в Астану. Провожающие стояли на перроне Будущее принадлежит людям честного труда. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти - это высшая честь. Два облака плывут по лазури. + + + + + + + + Домашнее задание Упражнение №8. Составьте небольшой рассказ о музыке, которая произвела на вас сильное впечатление. Оценочный лист ___1.до (домашнее задание) _____|2. ре (раскрытие новой темы ) ____|3.ми ( работа с текстом) ____|4. фа (выполнение упражнений ) ____|5. соль (работа с дополнительными источниками) ____|6. ля (кубизм) ____|7.си (семантическая карта) ____|8. Общий балл ________ Шкала оценок