Обобщающий урок по теме Земноволные. В защиту незаслуженно гонимых
Коровкина Л. И., учитель биологии.
г. Стаханов, Луганская обл.
Заключительный урок по теме «Земноводные»
«В защиту незаслуженно гонимых»
Цель: Обобщить, закрепить и расширить знания учащихся по теме, выяснить значение на основе изученного материала. Развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей, этимологию терминов, дальнейшее развитие мышления посредством решения проблемных задач; ответов на проблемные вопросы, продолжить формировать чувства ответственности за свои действия.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступление:
( стихотворение звучит на фоне звуков голосов Земноводных)
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
У природы живые ноты:
Песня поля и музыка моря
Ручейками звенит природа,
Соловьями встречают зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних, не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим. Характер и облик наших давних соседей по общежитию на Земле мы давно уже знаем. В пословицах, поговорках, эпитетах (когда наглядно хотим представить кого-нибудь из людей) мы часто вспоминаем животных: например,
красивая как лебёдушка;
хитрая как лиса;
глухой как тетерев;
задиристый как петух и др.
Образы-параллели мы получили в наследство от тех времён, когда все люди близко соприкасались с природой. Теперь человек всё больше и больше отдаляется от природы, но к животному миру у него сохраняются определённые симпатии и антипатии. Оказывается, что 97% опрошенных ребят своими любимцами считают млекопитающих и только 3% отдают предпочтения рыбам, пресмыкающимся и земноводным.
Саламандра, тритон – эмоций немного, лягушка – ещё ничего, но жаба! Слово-то, какое! Кто презрительно улыбнётся, кто содрогнётся, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды. Чаще всего эмоции отрицательные. Разница только в том, кто и как демонстрирует своё невежество. Именно невежество.
Ведь точно известно, что дети, не видавшие, а ,главное, не слышавшие о жабах дурные истории, берут их в руки без содрогания. Предрассудки, суеверия – сколько их ещё! И далеко не всегда они безвредны. Многим жабам, например, стоило жизни поверье, будто от контакта с ними на коже появляются бородавки. Причина предосудительного отношения к этим животным кроется в незнании их образа жизни.
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: На предыдущих уроках мы знакомились с вами с внешним и внутренним строением амфибий, их разнообразием. А сегодня мы с вами обобщим знания полученные на этих уроках. А пройдет наш урок в форме путешествия-соревнования, и поэтому каждый ряд будет представлять команду, а названия их будут совпадать с названием отрядов класса Земноводные.
IV. Работа по теме урока.
Учитель: Вспомните, по какому признаку объединяются животные в отряды?
(Ответы учеников.) Каждая команда будет иметь оценочный лист, куда за каждый правильный ответ будет вносить определённое количество баллов, а каждый из вас будет получать трафарет лягушонка за правильный ответ, для того чтобы определить лучшего знатока Земноводных.
Как вы помните, класс Земноводные насчитывает 2800 видов животных, но наиболее известным всем представителем является А кто, мы сейчас узнаем и при этом вспомним других представителей класса.
Первая наша станция «Угадай-ка»
Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем пруду.
А ведь я отличным брасом
Многих переплыть смогу. (лягушка/слайд)
Повелось уж так издревле,
Что живу я не в воде.
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде (квакша/слайд)
Кто в пруду под ряской пышной
Под раскидистым кустом,
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом (тритон/слайд)
Перепутав, вроде сроки
Средь прудов и там и тут
У кого сначала ноги,
Ноги задние растут? (головастик/слайд)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (лягушка/слайд)
Не зверь, не птица,
Всего боится, половит мух
и в воду плюх. (лягушка/слайд)
И в лесу мы, и в болоте;
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые ... лягушки.
Покрупнее, чем лягушка,
Пучеглазая подружка.
И конечно, все слова
Заменяем словом «ква» (жаба/слайд)
У какой лесной лягушки
Яд такой, друзья мои,
Что куда сильнее яда
Ядовитейшей змеи. (лягушка кокон,Южная Америка)
В Токио ей не напрасно
Памятник стоит прекрасный!
Героиня не могуча,
Но зелена и прыгуча,
Ротик тот еще у ней -
Хоть завязочки пришей! (лягушка/слайд памятника)
Ну конечно же лягушка!
Учитель: В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке. Второй воздвигнут в Токио на деньги собранные студентами-медиками. Оба памятника дань уважения и признания поистине неоцененных услуг этих животных в развитии нации. Существуют и другие памятники.( слайды )
А откуда же пошло слово лягушка?
Ученик (задание было дано предварительно): «Ляга» - нога, бедро. «Лягать» -ударять. По словарю Даля значит ходить прыжками, т. е. прыгать как лягушка.
Норвежская пословица гласит: «Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото».Так будем же дружить с лягушками и вместе их беречь.
Знаменитый натуралист Альфред Брем писал: «Тот, кто по заблуждению или по неприятельской жалости убивает столь полезное животное, доказывает свою необразованность и свое невежество, о чем можно только сожалеть».
Вот такие они Земноводные поистине удивительные создания. Если бы животным давали патенты за изобретения, то амфибии по праву первыми бы их получили.
Учитель: А как вы думаете за что? Итак,
следующая станция «Умники, разумницы»
Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких. Воздух, при помощи ротового дна, нагнетается в ноздри. Такой способ дыхания из-за отсутствия грудной клетки. Лишенные кожного дыхания они живут 3-4 дня, а легочного 20-40 дней.
Первыми встали на ноги. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.
Научились поворачивать голову у них есть шейный отдел позвоночника, который состоит из 1 позвонка.
Первыми начали моргать чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания. У них появились подвижные веки.
Лягушки первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка слюна. Однако она не имеет пищеварительных ферментов. Язык прикреплен наоборот(?) и молниеносно выскакивает изо рта. У итальянской саламандры достигает жертвы всего за одну долю секунды, у жабы за 0,3 секунды. Лягушки достигают жертвы где угодно : перед собой, над собой, даже могут скакнуть вверх и лететь спиной вниз. Прыгают они уже с открытым ртом. Попадает добыча в рот целиком, но захватывает добычу только движущуюся.
Амфибии первыми из наземных животных приобрели голосовой аппарат. По многообразию голосов лягушки могут соперничать только с птицами.
Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у земноводных появился новый орган среднее ухо, закрытое гибкой мембраной( барабанной перепонкой) и снабженное специальными косточками(?) для усиления и передачи возникающих колебаний.
Глаза лягушек часто называют удивительными. Почему? Во-первых, их масса в 2 раза превышает массу мозга. Во-вторых, глаза участвуют в проглатывании пищи. В-третьих, принцип работы глаз используют при создании радиолокационных устройств(способны видеть только движущиеся предметы).
Человек изучая принципы внешнего строения лягушек смог сконструировать ласты, приборы для ... за самолетами, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской.
Учитель: После таких сообщений я думаю вам будет легко преодолеть
следующую станцию «Разминка».
При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно уменьшить строение своего организма, характерное для более ранних позвоночных. Я буду зачитывать текст, в котором пропущены слова, эти слова перед вами (на слайде, доске)
По ходу моего чтения вы должны найти нужную цифру, которая является кодом данного слова:
Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью (5, легких)
Для более эффективного использования нового органа дыхания, они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало (4, трехкамерным)
Чистой артериальной кровью снабжается (3, головной мозг)
Земноводные первыми стали на (1, ноги)
У них есть позвоночник, они первыми научились (6, поворачивать голову)
Чтобы защищать глаза от повреждения они первыми начали (8, моргать)
Развитие земноводных происходит в (7, в воде)
Оставив сушу они не порвали связь с (2, с водой)
1 5, 2 4, 3 3, 4 1, 5 6, 6 8, 7 7, 8 2.
Ноги
С водой
Головной мозг
Трехкамерное
Легкие
Поворачивать голову
в воде
Моргать
Учитель: На столе лежат трафареты лягушек (по количеству учащихся) , на обратной стороне которых написаны термины. Если термин объяснён верно ученик приносит балл себе и команде. Станция называется « Проверяйка «
Анабиоз(1), метаморфоз(2), резонаторы(3), половой диморфизм(4), головастик(5), клоака(6), мозжечок(7), семенники(8), икринка(9), желудочек(10), слизь(11), легкие(12), амфибии(13), земноводные(14), среда обитания(15), оплодотворение(16), развитие(17), холоднокровные животные(18), батрахология(адаптация,19).
Учитель: А что вам говорят такие словосочетания, как «Царевна-лягушка», «Лягушка-путешественница», «Дюймовочка», «Поднятая целина», где дед Щукарь решил накормить колхозников французским деликатесом супом из лягушачьих лапок? А сказка-притча о двух лягушках, попавших в банку с молоком? (Ответы учеников.)
Следующая станция «Отдыхай-ка»
(Домашнее задание: сценка, экологическое лото, собрать пословицу, песню, стихотворение – по выбору команд.)
Учитель: Экологи в последнее время приводят такой пример: если лягушку посадить в таз с горячей водой, то она выпрыгивает, а если с холодной и медленно нагревать ее, то она сварится, даже не заметив этого. Экологи намекают на человека, живущего в отравленной среде: если человек зашел в комнату с ядом, то сразу почувствовав его, сбежит, а если находится в комнате, медленно заполняемой ядом, то умирает, не замечая этого. Следовательно, нужно своевременно отдавать должное внимание охране окружающего мира.
Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни.
А сейчас настал момент узнать, сколько и какие виды земноводных находятся под охраной.
Станция наша так и называется «Охраняй-ка»
(Выступление представителей команд с сообщениями о земноводных, которые занесены в «Красную книгу».)
V. Подведение итогов путешествия-соревнования.
(Учащиеся подсчитывают полученные баллы как индивидуально, так и всей командой. Определяется команда-победитель, а каждый ученик выставляет себе оценку за урок.Таким образом определяется и «Лучший специалист по земноводным».)
Учитель: А закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом.
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте.»
Лягушки сказали «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем».
И я вас призываю: давайте любить родную природу и не засорять водоемы!
VI. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Земноводные».
15