Урок по биологии на тему:Бактерии. Строение и жизнедеятельность


Тема урока: Бактерии.
Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий
Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомиться с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной; сформировать представления о прокариотах.
Развивающая: продолжить формировать умение ставить и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.
Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся
Задачи: Создание условий для достижения   результатов:
Личностные: осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию.
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Предметные: знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
 Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный
Урок «Строение и жизнедеятельность бактерий» это урок   №18 в курсе биологии 5 класса УМК В.В.Пасечник, и первый урок в теме: «Царство Бактерии. Царство Грибы».
В уроке использованы элементы технологии:   ИКТ, которое  позволяет повысить качество обучения к предмету;  отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;  выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.
Проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Здоровьесберегающие технологии.  Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Достоинства применения данных технологий заключаются в следующем:
— дают возможность учащимся приобретать   осознанные знания;
— развивают самостоятельность в учебной деятельности;
— увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;
— повышается коммуникативная культура;
— растет мотивация к дальнейшему образованию;
— повышается самооценка ученика;
— снимается психологическое напряжение ученика и учителя.
Специфика использования технологий в следующем:
— предлагается алгоритм поведения;
— предлагаются учебные и тестовые задания на различных этапах урока;.— учащиеся имеют возможность оценить свои знания на промежуточном и итоговом контроле.
Инновационная деятельность дает учителю возможность:
профессионального роста;
эмоциональную удовлетворенность;
возможность саморазвития;
организацию дифференцированного обучения;
прогнозирование результатов обучения;
ранней диагностики и коррекции учебных результатов.
Класс: 5 класс
УМК: В.В. Пасечник Биология: Бактерии. Грибы. Растения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Основное содержание темы: Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение
Учащиеся должны уметь:
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки
Выделять существенные признаки бактерий.
Характеризовать основные процессы жизнедеятельности бактерий.
Отличать бактерии от других живых организмов.
Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа в рабочей тетради, работа в парах, самонаблюдение, заполнение   схем, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль; диалогический метод, наглядный метод, метод познавательно-проблемного изложения.
Цель урока: познакомить учащихся с самой древней группой живых существ – бактериями, систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности бактерий
Задачи: Создание условий для достижения образовательных результатов:
Личностных: осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Демонстрировать коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществлять сравнение, высказывать суждения, аргументировать их;  работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Предметных: знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного,   здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Орг. Момент
Здравствуйте, ребята,
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Ребята, я хочу пожелать всем, чтобы на уроке вы сделали для себя больше различных открытий. Будьте внимательны, выполняйте все задания, отвечайте на вопросы и вас ждет успех.
Актуализация знаний
Сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле. Готовясь к сегодняшнему уроку, я перелистала много старых книг в поисках информации. Каково было мое удивление, когда в одной из книг я нашла старое, написанное корявым подчерком письмо. Оно принадлежит Антонио Ван Левенгуку. Кто это такой? Послушайте.
«Я, Антонио Ван Левенгук, хозяин мануфактурной лавки в городе Делфте, который находится в Голландии. Много лет посвятил своему увлечению, которое многие называли странным. По вечерам, когда торговля заканчивалась, я отдавал время занятию своим увлечениям. Покупатели подозрительно косились на мои обожженные и искалеченные пальцы, не зная моего увлечения. Чтобы овладеть своим странным ремеслом я посещал мастерские, где этим занимались. Но увы! Мои учителя умели немногое. Мне же удалось изготовить такой прибор, с помощью которого я открыл невиданный, неизвестный человеку мир живых существ, прежде скрытый от глаз человека»
Ребята, помогите разобраться: что он изобрел?
Что открыл он с помощью микроскопа?
Какова же тема нашего урока?
Записываем тему урока в тетради.
Целеполагание.
На сегодняшнем уроке мы с вами должны будем ответить на несколько вопросов. Посмотрите на доску: записаны вопросы, но не закончены. Попробуйте исходя из темы урока, сформулировать вопрос используя первым слово
Какие…бываютИз чего… состоятГде… обитаютКак… питаютсяЧем… делением клетки
Умеют… образовывать споры
Вы сами сформулировали цель нашего урока
Активизация познавательной деятельности.
Мы с вами знаем, что всю живую природу ученые делят на группы. Как называются самые большие группы, в которые объединяется весь живой мир?
Какие Царства живой природы вы знаете?
Когда мы перечисляем Царства, первым называем Царство Бактерий: почему?
Чтобы ваш ответ был более полным, даю вам подсказку.
На доске перечислены слова, попробуйте из них составить определение:
Просто
Микроскопические
Бактерии
Устроенные
Организмы
Одноклеточные
Так что такое бактерии?
Давайте запишем его.
Впервые обнаружил бактерии Левенгук, а вот название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг. В переводе с д-г означает палочка.
Итак, возвращаемся к нашему первому вопросу «КАКИЕ…»

По форме бактерии бывают
-шаровидные- кокки
-изогнутые в виде запятой –вибрионы
-в виде палок- бациллы
-скрученные в спираль-спириллы
Многие бактерии иногда объединяются в группы.
Так, например, кокки могут объединяться попарно и называются они диплококки.
Могут образовывать цепочки-стрептококки.
Некоторые бактерии имеют жгутики-1 или два. Как вы думаете для чего?
Итак, назовите основные формы бактерий
А вы знаете, у бактерий есть еще одно название, какое?
ПРОКАРИОТЫ
Почему они так называются?
Чтобы ответить на этот вопрос. Давайте вернемся ко второй цели «Из чего…»
Посмотрите, бактерия устроена очень просто

1 КЛЕТКА ИМЕЕТ:
ПЛОТНАЯ ОБОЛОЧКА-ЗАЩИЩАЕТ, ПРИДАЕТ ПОСТОЯННУЮ ФОРМУ
ЯДЕРНОЕ ВЕЩЕСТВО-СОДЕРЖИТ НАСЛЕДСТВЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ
ВКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ ВАКУОЛИ С ЗАПАСАЮЩИМИ ВЕЩЕСТВАМИ
ЦИТОПЛАЗМА-ПОЛУЖИДКАЯ СРЕДА КЛЕТКИ
ЖГУТИКИ
Зарисуйте и подпишите части бактерий.
Физминутка: Мы шагаем, мы шагаем.
Мы моргаем, мы моргаем.
О бактериях мы знаем:
У них оболочка есть, что не можно глаз отвесть.
Форма круглая,овал, иль закручена в спираль.
У бактерий есть ядро?
У бактерий нет его.
А сейчас работа в группах: у каждого на партах есть коробочки с материалом для изготовления бактерий, к ним же прилагается инструкция. Внимательно прочтите этапы выполнения и в течении 2 минут соберите модель.
Кто желает рассказать как вы изготовили модель.
СЛАЙД Посмотрите на слайд Что на нем изображено? Какие?
Они похожи?
В чем?
А чем они отличаются?
Так почему бактерии называют прокариотами?
А как называется клетка имеющая ядро?
Давайте заполним схему в ваших листах.
Следующая вопрос урока «ГДЕ…»
Работа с текстом учебника
С.53 «Распространение бактерий»
Прочитайте и ответьте на вопрос:
Где живут бактерии?
Очень часто вы наблюдаете следующее:
«Классная руководительница вошла в класс перед началом урока и строго спросила почему закрыты форточки. Подойдя к окнам, открыла их настежь и попросила всех выйти в коридор. Маша и Лена стали возмущаться: «Для чего выходить в коридор? Мы можем спокойно посидеть за партой. Да и вообще, зачем открывать форточки, ведь на улице дождь и ветер. Теперь и в классе очень холодно». Учительница, выслушав девочек, сказала…»
Ребята, продолжите рассказ, что же сказала учительница?
Следующий вопрос урока «КАК…»
Посмотрите на слайд: Питание бактерий. По типу питания бактерии бывают разные. Большинство бактерий питается готовыми орг веществами, как животные и мы с вами
А вот некоторые, называются они синезеленые, или цианобактерии, способны создавать орг в-ва из неорган., как растения. Именно они участвовали в накоплении кислорода в атмосфере.
Бактерии, которые питаются готовыми орг в-ами, делят на 2 группы:сапротрофы от гр сапрос-гнилой и трофе-питание. Как переводится это понятие?
Вторая группа паразиты от гр паразитос-нахлебники. А где могут поселятся паразиты?
Давайте заполним схему в вашем оценочном листе.
Какие слова вставили?
Следующий вопрос «ЧЕМ...»
Посмотрите видеоролик и ответьте на вопрос:
чем размножается бактериальная клетка?
Так чем же размножается бактериальная клетка?
Запишите в оценочный лист.
Очень быстро размножатся бактерии.
При таком быстром размножении через 5-7 дней бактерии заселили бы половину земли, но этого не происходит.
Почему?
С54, прочитайте найдите ответ. Запишите.
Но некоторые не погибают, а «Умеют …» …
Следующий вопрос урока «умеют образовывать споры»
Что такое спора? Для того, чтобы ответить на этот вопрос прочитайте текст в своих оценочных листах и выпишите определение
СПОРА-ОСОБАЯ КЛЕТКА, С ПЛОТНОЙ ОБОЛОЧКОЙ.
Для чего бактерии научились образовывать споры?
Это был последний вопрос.
Итак, вернемся к наши вопросам, все ли мы рассмотрели? Все ли вам понятно?
А сейчас, проверим, чему вы научились за урок. Вы будете выполнять тест «Бактерии» в программе «Мой тест». Напоминаю, что ф и и с большой буквы.
Когда работу выполните, вы получите оценку, которую запишите на листочке, для того чтобы я видела.
В тесте-6 вопросов: 5-с выбором 1 правильного ответа, 6- с выбором нескольких. На работу 3 мин.
Оценку, которую получили, перенесите в оценочный лист.
Д-з: Изучить текст § 11 учебника и ответить на вопросы в конце параграфа.
На выбор:
Подготовить презентацию или сообщение о значении бактерий в природе и в жизни человека.
Составьте кроссворд по новой теме
Выполните практические задания на стр 55-56 учебника
Рефлексия
Итак, урок подошел к концу. Оцените свою работу на уроке и урок следующим образом: у каждого из вас есть две бактерии. Одна очень довольная, улыбающаяся, а другая- грустит. Если сегодняшний урок вам понравился, все было понятно, то выберите улыбающуюся бактерию, если нет, то грустную. Подойдите к доске и поместите ее.
Я рада, что на доске все бактерии улыбающиеся, значит урок вам понравился.
На этом урок окончен.
САМОАНАЛИЗ УРОКА БИОЛОГИИ «СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ» В 5 КЛАССЕ
Структура урока: организационный момент, мотивация, изучение нового материала, закрепление материала после каждого блока, первичная проверка полученных знаний, рефлексия и домашнее задание 
Данный урок является восемнадцатым в поурочно – тематическом планировании. По программе на изучение бактерий отведено 2 часа. На первом уроке рассматриваем строение и жизнедеятельность бактерий, на втором-значение бактерий природе и жизни человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий
Задачи урока:
Познакомить учащихся с особенностями строения бактерий, питанияо значении бактерий и их многообразием.
Познакомить учащихся с разнообразием форм бактерий.
Сформировать представление о спорообразовании бактерий.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Положительный результат в достижении обозначенных вопросов возможен лишь при правильном соотношении особенности обучающихся и выборе форм и методов.
Характеристика класса: 5 класс – общеобразовательный класс. В классе 14 учеников: 5девочек, 9 мальчиков. Ребята все одного возраста. Не у всех сформирована высокая учебная мотивация. Предмет преподается на базовом уровне. Психологический климат в классе положительный.
Исходя из характеристики класса, мною были выбраны следующие формы и методы.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в паре, обсуждение поставленных вопросов и проблем.
Методы: словесный, практический, частично – поисковый, наблюдение, информационно –обобщающий, иллюстративный, рефлексивной деятельности; приемы технологии развития критического мышления через чтение.
Дидактическая задача организационного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап включал в себя взаимные приветствия, проверку подготовленности обучающихся к уроку. Этот этап очень важен, но он должен быть кратковременен. Я постаралась, чтобы он был по –настоящему мобилизующим. Ребята быстро включились в работу, так как осуществление этого этапа проводится систематически.
Так как это урок изучения нового материала, то вторым этапом стал мотивационно –целевой этап, который включал в себя формулировку темы и цели урока. Ребята по ФГОС обучаются с первого класса. Они всегда активны и даже с элементом соревновательности работают над поставленными задачами. Я стараюсь создать условия для самостоятельной формулировки: мотивирую учащихся к определению темы и цели урока. Предпринятое задание с формулировкой вопроса подвело их к кругу вопросов, которые они хотели бы решить. Ребята успешно справились с этим заданием.
Организационно - деятельностный этап включал в себя открытие нового через решение проблемы-вопросы. На этом этапе были созданы условия для того, чтобы ребята самостоятельно увидели цель (а точнее несколько целей) и сформулировали её (вопросы и их формулировка).  Ученики высказывали свои предположения по решению данной проблемы. Доказывали правильность своих предположений самостоятельно. Для решение проблемы была организована фронтальная беседа.
Основное время урока отведено изучению нового материала, так как на данном занятии формируется первичное представление таких сложных для понимания понятий как прокариоты, эукариоты, сапротрофы, цианобактерии, спорообразование. С этими терминами ребята будут встречаться на многих уроках последующего обучения. На этом этапе также была организована работа с книгой по тексту, где нужно было отыскать ответы на поставленные вопросы. (спорообразование) В таких задниях стараюсь прививать навыки осмысленного чтения. В парах работали   самостоятельно, пытаясь по плану собрать модель бактерии. Считаю, это задание в большей степени дает возможность быстро и безошибочно запомнить строение бактерии. В уроке были использованы ситуации из жизни, которые подводят детей к выводам о размножении бактерий и его значении.
Ребята находили необходимую информацию в учебнике, переносили информацию в схемы, рисунки, делали выводы. Контроль усвоения знаний и умений осуществлялся на протяжении всего изучения нового материала. Проговаривались и записывались определения понятий. Проведен тест по теме урока в программе «Мой тест», где учащиеся сразу увидели результат. Ребята очень любят такой метод контроля, а мне дает возможность сэкономить время на уроке и получить быстро результат.
Один из принципов современного обучения – принцип активности и сознательности. Ученик будет активным, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие оказывается осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды является рефлексия. Рефлексия, я считаю, может быть не только в конце урока, но и на разных ее этапах.
Смена видов деятельности, физкультминутка не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент. Темп урока был оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная. Считаю, что удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся. Считаю, что урок достиг цели, результативен, так как обучающиеся правильно выполнили задание. Задачи урока реализованы в полном объеме.
.
Уровень подачи д/з был следующим, традиционное прочитать параграф в учебнике и творческое по желанию одно из заданий.
Считаю, что поставленная цель и задачи в ходе подготовки и проведения урока были выполнены