Презентация по биологии на тему: Мини — проекты на уроке Значение бактерий в природе и жизни человека
Проектная деятельность учащихся на уроке в 5 классе Домнина Галина Николаевна – учитель биологииГБОУ Школа № 2126 «Перово» ВАО ДО г. Москвы, 2015 год Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из таких задач является овладение способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ, участие в проектной деятельности. В своей педагогической практике важное место отвожу проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Какие же задачи я ставлю при обучении обучающихся проектной и исследовательской деятельности?формирование и развитие творческих способностей учащихся;развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;создание мотивирующего фактора в обучении и самообразовании;развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;развитие у ученика коммуникативных умений и навыков. Формировать УУД Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить. Формировать УУД Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Формировать УУД Познавательные УД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе. Методическая литература предлагает алгоритм выполнения исследовательской работы в определённой последовательности:формулирование темы;формулирование цели и задач исследованияпроведение теоретического исследования;экспериментальная проверка;анализ и оформление результатов научных исследований;внедрение и эффективность результатов научных исследований;публичное представление работ на научно-практических конференциях.Задания исследовательского характера увлекают детей. Обучающийся, выполнив проект и защитив его, учится:планировать работу;письменно и устно представлять результаты исследования;защищать и отстаивать свою точку зрения;отвечать за результаты работы;оформлять работу. Актуализация знаний учащихся.Разгадав кроссворды по вариантам, ребята получают ключевые слова для формирования темы урока. 1 2 3 4 5 6 7 8 Ответив на вопрос, запишите слово - ответ в строчку справа от цифры. В выделенном столбике получится слово для темы урока.Этот процесс осуществляет создание сложных органических веществ из неорганических на свету…Бактерии в виде запятой…Организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой.От греческого слова бактериа…Размножаются бактерии простым …..Хлорофиллоносные бактерии …Спиралевидные бактерии….Кокки, сложенные в цепочку… 1 ф о т о с и н т е з 2 в и б р и о н ы 3 э у к а р и о т ы 4 п а л о ч к а 5 д е л е н и е 6 ц и а н о б а к т е р и и 7 с п и р и л л ы 8 с т р е п т о к о к к и 1 вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 Ответив на вопрос, запишите слово - ответ в строчку справа от цифры. В выделенном столбике получится слово для темы урока.Бактерии в виде запятой…Помогает бактерии перенести неблагоприятные условия…Спиралевидные бактерии….Так называются бактерии, потребляющие готовые органические вещества…Так называются безъядерные организмы…Одиночные округлые клетки бактерий…Этот газ поставляют в атмосферу цианобактерии…Кокки, сложенные в цепочку… 1 в и б р и о н ы 2 с п о р а 3 п р о к а р и о т ы 4 с п и р и л л а 5 г е т е р о т р о ф ы 6 к о к к и 7 к и с л о р о д 8 с т р е п т о к о к к и 2 вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 Ответив на вопрос, запишите слово - ответ в строчку справа от цифры. В выделенном столбике получится слово для темы урока.От греческого слова бактериа…Так называются бактерии, потребляющие готовые органические вещества…Спиралевидные бактерии…Помогает бактерии перенести неблагоприятные условия…Бактерии, способные образовывать органические из неорганических …Название хлорофиллоносных бактерий…Организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой…Помогает бактерии перенести неблагоприятные условия… 1 п а л о ч к а 2 г е т е р о т р о ф ы 3 с п и р и л л а 4 с п о р а 5 а в т о т р о ф ы 6 ц и а н о б а к т е р и и 7 э у к а р и о т ы 8 с п о р а 3 вариант Тема урока: «Значение бактерий в природе и для человека» Тема урока: Цель урока: выяснить роль бактерий в природе и для человека. Задача урока: бактерии друзья или враги человека? «Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я пойму» Деятельностный подход в обучении обучающихся является наиболее эффективным. Не случайно народная китайская мудрость гласит о том, что: Название группы бактерий Значение в природе Значение для человека 1.Бактерии гниения 2.Почвенные 3.Клубеньковые 4.Цианобактерии 5.Болезнетворные 6. Молочнокислые Значение бактерий в природе и для жизни человека(+ положительная роль, - отрицательная роль) Проблема: осенью в парках, в лесу остаётся много листвы, а весной её нет. Куда она исчезла, или во что превратилась? Цель проекта: узнать, какие бактерии принимают в этом участие? Задачи проекта: собрать информацию по данной теме, проанализировать собранную информацию. Проведение исследования: выяснили, что есть бактерии разложения и гниения и они активно перерабатывают мёртвое органическое вещество (листья, трупы животных) в перегной, обеспечивая плодородие почв. Результат исследования: первая почва на нашей планете была создана бактериями разложения и гниения. Вывод: бактерии гниения – санитары планеты, они играют положительную роль в природе. Проблема. Мы узнали, что бактерии гниения создают перегной, а растения из почвы поглощают минеральные соли. Кто их поставляет в почву? Цель проекта: выяснить, какие бактерии это делают? Задачи проекта: собрать информацию по данной теме, проанализировать собранную информацию. Проведение теоретического исследования. Выяснила, что в почве много гетеротрофных бактерий, поедающих гниющие остатки растений, грибов, разлагающих падаль и помёт животных, очищающих сточные воды. Это делают почвенные бактерии. Результат исследования: в процессе такого питания почвенные бактерии разлагают перегной до минеральных солей, необходимых для жизни растений, повышают плодородие. Вывод: почвенные бактерии играют положительную роль в природе. Проблема: Почему портятся овощи и фрукты? Результат исследования: через неделю немытое яблоко стало портиться. Вывод:правильное хранение продуктов. Цель: Как можно защитить фрукты от порчи? Проведение практического исследования: взяла два яблока: одно немытое, а второе протёрла молочной сывороткой. Яблоки оставила на столе. Результат исследования: Бактерии гниения портят продукты – играют отрицательную роль для человека. Проблема: есть «зелёное» удобрение. Кто его производит? Цель проекта: выяснить, какие бактерии и с кем принимают в этом участие? Задачи проекта:собрать информацию по данной теме, проанализировать собранную информацию. Проведение теоретического исследования. Я выяснила, что есть почвенные бактерии, которые поселяются в клетках корней бобовых растений, образуя небольшие клубеньки, поэтому их называют клубеньковыми. В клубеньках бактерии переводят атмосферный азот в доступную для растений форму. Результат исследования: клубеньковые бактерии – симбионты, осуществляют взаимовыгодное существование с растениями, получают от растения питательные органические вещества. Клубеньковые бактерии играют положительную роль в природе, улучшая качество почвы, повышая её плодородие. ВЫВОД: чтобы получить «зелёное удобрение», содержащее азотные удобрения, нужно посеять клевер, фасоль, люпин, горох и другие растения, семейства бобовые. Проблема. Приносят ли вред человеку бактерии? Цель проекта: выяснить, какие бактерии могут это сделать? Задачи проекта: собрать информацию по данной теме, проанализировать собранную информацию. Проведение теоретического исследования. Выяснила, что многие болезнетворные бактерии вызывают у человека заболевания – брюшной тиф, чуму, холеру, туберкулёз, ангину. В глубоких ранах, загрязнённых почвой, могут размножаться бактерии, вызывающие газовую гангрену и столбняк. Эти заболевания очень опасны и часто заканчиваются смертельным исходом.На поверхностных ранах и ожогах легко поселяются стафилококки и стрептококки, которые вызывают гнойные воспаления. Вывод: болезнетворные или патогенные бактерии играют в жизни человека отрицательную роль. Проблема: А всегда ли бактерии впрямую виноваты в этих злодеяниях? Проведение практического исследования. В три чашки Петри поместили кусочки варёного картофеля – питательная среда для бактерий. 1. К кусочку в первой чашке прикоснулись пальцами немытой руки. 2. К кусочку во второй чашке прикоснулись пальцами руки вымытой водой. 3. К кусочку в третьей чашке прикоснулись пальцами руки вымытой водой с мылом. Оставили на три дня в тёплом и слабоосвещённом месте для развития бактерий. Вывод: нужно мыть руки с мылом Грязные руки. 2. Руки, вымытые водой. 3. Руки, вымытые с мылом. Результаты исследования Появилась одна проблема: Почему при приёме антибиотиков рекомендуют принимать кисло – молочные продукты? Проведение теоретического исследования.Антибиотики нарушают микрофлору кишечника, а молочная кислота создаёт кислую среду в желудке человека, которая уменьшает развитие болезнетворных бактерий. Результаты практического исследования. Исследовал содержание количества бактерий в кефире, йогурте и сметане . Результат исследования: молочнокислые бактерии - кулинары, играют положительную роль в жизни человека. 1 2 3 Бактерии кефира 2. Бактерии йогурта 3.Бактерии сметаны Проблема: Почему молоко иногда не прокисает, а портится? Результаты практического исследования:Через день в третьей баночке молоко стало простоквашей.Через два дня во второй баночке молоко прокисло.Через четыре дня молоко в первой баночке прокисло, но имело горький вкус? (работа бактерий гниения, молочнокислые бактерии почти все погибли при пастеризации). Проведение практического исследования:я взял три чистые баночки и в каждую из них налил одинаковое количество молока:в первую – пастеризованного молока;во вторую - кипячёного цельного молока из мягкого пакета;в третью - цельного молока из мягкого пакета. Поставил в тёплое место. Цель: Выяснить какое молоко лучше покупать? Задачи проекта: собрать информацию по данной теме, провести исследование. Вывод: молоко нужно покупать цельное, но кипятить. Ребята, вспомните тему и задачу урока. Бактерии – друзья или враги человека? Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Итог урока: Бактерии ДРУЗЬЯ И ВРАГИ человека! Совершают круворот веществ в природе.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:Рефлексивные умения (осмыслить задачу и решить, чему нужно научиться для её решения).Поисковые (исследовательские) умения (найти или запросить нужную информацию).Навыки оценочной самостоятельности.Умения и навыки работы в сотрудничестве.Менеджерские умения и навыки (проектировать процесс, планировать время, деятельность, принимать решения, прогнозировать их последствия).Коммуникативные умения (вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс и т.д.)Презентационные умения и навыки (монологической речи, уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, отвечать на незапланированные вопросы).
Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у обучающихся качества, необходимые ему для дальнейшей учёбы, для профессиональной и социальной адаптации. Быть учителем – привилегия,Нелегко её заслужить.Эффективную выбрать стратегиюИ в детей всю душу вложить.Спасибо за внимание!!!