Разработка урока по биологии на тему Роль бактерий в природе и жизни человека


Фамутдинова Э.Ф. , МБОУ ООШ д.Усть-Табаска – филиал МБОУ СОШ д.КунгакТехнологическая карта урока
1 Предмет Биология
2 Класс 5
3 Базовый учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. –М.: Дрофа,2015.
4 Тема урока Роль бактерий в природе и жизни человека.
5 Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.) Изучение нового материала
6 Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) П.- объяснить роль бактерий в природе и жизни человека. Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «молочнокислые бактерии», «болезнетворные бактерии», «эпидемия».
М.- формировать навыки работы с текстом и иллюстрациями, описание биологических объектов и проведение сравнительной характеристики.
Л.- формировать интерес к предмету и положительной мотивации к изучению объектов природы.
7 Межпредметные связи 8 Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы
(указать источники) Презентация: «Роль бактерий в природе и жизни человека».
9 Материалы и оборудование Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.-
2. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2014 г. Издательство Дрофа.
3. Инструкции по работе для групп.
4. Оценочные листы для каждого учащегося.
5. Таблица «Роль бактерий в природе и жизни человека» для каждого учащегося.
6. Сигнальные карточки (красные, желтые, зеленые).
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты (включая УУД)
1 Орг. Момент
1 мин Здравствуйте ребята, рада вас всех видеть на уроке. Мы продолжаем с вами изучать бактерии. 2 Мотивация (создание проблемной ситуации) 2 мин Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников. Задание не выполнимое при данном уровне знаний. Вступают в диалог с учителем.
Фронтальная беседа. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать»
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.
Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.
Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Ребята «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?». Ребята отвечают на вопрос, но у них возникает противоречивые мнения.
1. Среди бактерий очень много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле.
2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят.
Приходят к выводу, что необходимо получить новые знания о бактериях.
3 Актуализация знаний
3 мин
Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы.
Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге.
Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть. Ребята, вы многое уже знаете о бактериях. Давайте вспомним. Какие организмы называют бактериями?
Какое строение имеет бактериальная клетка?
Какие бывают бактерии по форме?
Каков тип питания бактерии?
Как происходит размножение бактерий?
Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?
Какие среды обитания освоили бактерии?
Ребята, мы можем сейчас ответить на вопрос: «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?»
Что нужно узнать для решения проблемы?
Какие источники информации можем использовать?
Ребята, назовите тему сегодняшнего урока. Отвечают на вопросы.
Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы.
Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут.
Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предпологаемые ответы учеников:
«Мы должны выяснить, какое значение выполняют бактерии в природе и жизни человека. Узнаем сейчас на уроке. Будем использовать учебники, рассказ учителя, презентацию, рисунки».
Называют тему урока:
« Роль бактерий в природе и жизни человека». (Слайд 1) 4 Целеполагание 1 мин Предлагает сформулировать цели урока
(планируемые результаты урока) Называют цели урока. ( Слайд 2) Какие цели мы перед собой поставим сегодня?
1.Изучить роль бактерий в природе.
2.Изучить роль бактерий в жизни человека. (Слайд 3)
5 Планирование
2 мин Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока.
Ребята, в какой последовательности будем выполнять поставленные задачи?
Предлагаю вам составить план. Можно воспользоваться планом параграфа. План учитель фиксирует на доске, при необходимости корректирует.
Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач.
Составляют план по пунктам в учебнике. Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность действий.
Примерный план урока:
1. Роль бактерий в природе.
А. Бактерии разложения и гниения.
Б. Почвенные бактерии.
2. Роль бактерий в жизни человека.
А. Бактерии в хозяйственной деятельности человека (молочнокислые).
Б. Болезнетворные бактерии.
«Открытие нового знания»
(изучение новой темы)
17 мин Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. Учащиеся объединяются в две группы по желанию (по 3 ученика). В ходе работы учитель консультирует, контролирует работу.
Осуществляют решение учебных задач.
Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация
(2 группы по 3 ученика). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,
изучают рисунки, готовят выступление. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).
Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Обращаются к презентации. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы другой группы.
Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 2 группы (парты расставлены заранее). В каждой группе назначьте руководителя.
Руководители групп, подойдите ко мне и получите материалы необходимые для работы. Руководители групп получают оценочные листы и таблицы «Роль бактерий в природе и жизни человека» (Приложение 1,2)для каждого ученика, а также одну инструкцию по работе для группы (Приложение 3) и набор сигнальных карточек.
Ребята, сигнальные карточки пока положите в центр стола, а таблицы и оценочные листы раздайте на всех. Читайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свою строку в таблице. Группа 2 заполняет две строки в таблице. Время работы 5 минут.
Материал параграфа состоит из четырех пунктов (Приложение 4). Каждая группа работает над своим вопросом.
1 группа работает с текстом «Бактерии разложения и гниения», « Почвенные бактерии».
Выступление учащихся первой группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 4,5,6,7), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами, читает загадку об азотофиксирующих бактериях и интересные факты.
Клевер
Много клевера сортов:
Белый, желтый, красный…
Сладок запах их цветов
В летний полдень ясный.

Земледельцу клевер – клад.
Дар чудесный неба.
И везде его велят
Сеять возле хлеба.
Ничего от почвы он
Даром не похитит.
Ею вскормлен и взращен,
Почву он насытит.
Чем насытит почву клевер?
(азотом)
2 группа – «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии», «Болезнетворные бактерии».
Выступление учащихся третьей группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 8,9,10,11), учитель корректирует ошибки.
Открытие осуществляется в 2 этапа, каждый из которых завершается выводом по проблеме.
Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. (Слайд 12) Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. При необходимости учитель корректирует. Участники группы дополняют.
Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся. Учащиеся делают вывод.
После выступления всех групп, заполненная таблица появляется на слайде, и учащиеся сравнивают на слайде и в своих таблицах.
По ходу урока осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+».
Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация
(2 группы по 3 ученика). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,
изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Участники группы дополняют. Обращаются к презентации. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).
Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают свои таблицы с заполненной таблицей на слайде. Физкультминутка
1 мин Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения.
Весело в лесуЗайцы утром рано встали,Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)По дорожкам прыг-прыг-прыг!Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)Вот лиса идёт по лесу.Кто там скачет, интересно? (Потягивания — руки вперёд.)Чтоб ответить на вопрос,Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте.)Но зайчата быстро скачут.Как же может быть иначе? (Бег на месте.)Тренировки помогают!И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)Вот голодная лисаГрустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.) Выполняют упражнения в течение 1 минуты. Включение нового знания в систему знаний
8 мин Организует закрепление знаний.
Происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». «Новый продукт» - ответ на проблемный вопрос и мини - дискуссия «Где пригодятся знания о бактериях в жизни?»
Учитель предлагает вспомнить проблемный вопрос.
Теперь вы можете на него ответить?
Побуждает учащихся к высказыванию, затем демонстрирует слайд с текстом и дополняет: (Слайд 13)
1. Бактерии также участвуют в создании полезных ископаемых на Земле.
2. Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека и других животных. Их очень много в кишечнике. Эти бактерии разлагают пищу. В то же время они вырабатывают витамины, которые использует затем организм.
Ребята, давайте пофантазируем, что произошло бы, если бы бактерии исчезли.
После дискуссии предлагает посмотреть на слайд. (Слайд 14)
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?
Обсудите этот вопрос в своих группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты. Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос
«Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», участвуют в дискуссии, отвечают, использую полученные знания.
Участвуют в обсуждении.
Жизнь на Земле без бактерий невозможна.
Называют причины.
Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор, который образует человек в перегной почвы.
Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста.
Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом, который нужен растениям.
Сравнивают свои выводы с текстом слайда.
Предполагают:
Если бы не было бактерий, Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем.
Погибли бы растения, закончился кислород в атмосфере.
Минеральные вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям.
Жизнь на земле исчезла бы.
Участвуют в обсуждении. Предполагаемые ответы. Знания о бактериях помогают понять, что бактерии могут быть полезные и вредные. Зная это, можно защищаться от вредных бактерий и бороться с ними. 1. Нужно всегда мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты.
2. Необходимо использовать носовой платок, если кашляешь или чихаешь.
3. Нужно делать профилактические прививки, проветривать помещения
4. Нельзя пить сырое молоко. Рефлексия и оценивание
4 мин Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своих знаний.
Работа с сигнальными карточками.
Ребята, определите степень своих достижений (знаний) на уроке и выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек (Слайд 15)
Поднимите соответствующую карточку.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Учитель предлагает пояснить свой выбор нескольким учащимся, затем подвести итоги самооценки (выставить итоговые отметки в листах самооценки), сдать оценочные листы учителю. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока.
Определяют степень своих достижений (знаний) на уроке (самооценка) с помощью сигнальных карточек, листов самооценки.
Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка).
Вспоминают и называют тему и цели урока.
Выражают степень своих достижений и отношение к уроку с помощью сигнальных карточек. Комментируют.
Определяют степень своих достижений на уроке (осуществляют самооценку) с помощью листов самооценки.
Выставляют отметки, сдают оценочные листы учителю. Домашнее задание
1 мин Учитель предлагает записать домашнее задание. ( Слайд 16)
Домашнее задание:
Инвариантная часть: параграф 12 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 8.
В рабочей тетради – задания №45, №47.
Вариативная часть: задание в рабочей тетради №46 - таблица (используйте интернет источники). Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями.