Программа по математике 9 класс Избранные вопросы по математике


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 14
Утверждаю:
Директор МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14
Л.Л. Тучкова
__________________
«___»__________ 20 г. Согласовано:
Зам. директора по НМР
М.В. Судомойкина
___________________
«____» __________ 20 г. Рассмотрено на заседании МО
Протокол № _от «__» ____ 20 г.
Руководитель МО
________________ __________
фамилия, инициалы подпись
Рабочая учебная программа для спецкурса
Избранные вопросы математики
(предмет)
Основное общее образование 9 класс
Учителя математики: Хорошева Ю.В. .
(должность) (ФИО)
Первая категория
Юдаева И.Г.
Высшая категория
Иркутск
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа спецкурса «Избранные вопросы математики» составлена на основе курса по выбору для IX класса «Избранные вопросы математики» авторов Дорофеева Г.В., Бунимовича Е.А., Кузнецовой Л.В., Минаевой С.С. (Математика в школе –№10.- 2003 г).
Данная программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 и учебному плану школы.
Спецкурс «Избранные вопросы математики» входит в образовательную область математика. Курс рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).
Основной государственный экзамен по математике направлен на проверку базовых знаний ученика в области алгебры и геометрии, умение применять их к решению различных задач, а также на выявление уровня владения различными математическими языками и навыков решения нестандартных задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма. Все проверяемые знания и навыки заложены в школьной программе, но даются в совершенно другой структуре, что усложняет подготовку к экзамену.
Спецкурс «Избранные вопросы математики» направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале. Курс составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Программа рассчитана на учащихся, которым необходимо сдавать экзамен по математике (ОГЭ). Ее содержание позволяет охватить основные вопросы школьного курса математики (с 5 по 9 классы). Включенный в программу материал рассчитан на разный уровень подготовленности школьников, от фундаментальных знаний, до задач повышенной сложности. Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Программа ориентирована на практическое применение и обладает достаточной контролируемостью.
Цель курса:
Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи курса:
Обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности.
Сформировать у учащихся навык решения базовых и более сложных задач и умение ориентироваться в теоретическом материале.
Посредством контролирующих работ по каждой теме выяснить, на каком уровне находится каждый ученик, занимающийся по данной программе.
Ознакомить с особенностями проведения экзамена по математике в форме ОГЭ.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности
Спецкурс предусматривает классно-урочную и лекционно-практическую системы обучения. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета математики. Для работы с обучающимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и групповая форма обучения. Помимо этих традиционных форм используются также дискуссии, проекты по темам, содержащих отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания, выполнения тестов в режиме Онлайн.
Краткое содержание курса
Тема 1. Числовые выражения (3ч)
Натуральные числа. Обыкновенные и десятичные дроби. Действительные числа. Действия с ними.
Тема 2. Алгебраические выражения ( 3ч)
Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители различными
способами. Умножение многочленов. Преобразование алгебраических и дробных выражений.
Зачетная работа № 1 (1ч)
Тема 3. Уравнения (4ч)
Равносильность уравнений. Общие приемы решения уравнений. Квадратные уравнения. Уравнения, приводящиеся к квадратным. Дробно-рациональные уравнения. Системы уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач на составление уравнений.
Тема 4. Неравенства (3ч)
Линейные неравенства. Системы линейных неравенств. Неравенства второй степени с одной переменной.
Зачетная работа № 2 (1ч)
Тема 5. Решение текстовых задач.(2ч)
Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на части.
Тема 6. Функции (3ч)
Линейная функция. Обратная пропорциональность. Квадратичная функция. Область определения функции. Область значений функции. Свойства функции.
Зачетная работа № 3 (1ч)
Тема 7. Геометрические фигуры. Треугольники.(4 ч)
Виды углов. Параллельность прямых. Виды треугольников. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов.
Тема 8. Четырехугольники.(3 ч)
Виды четырехугольников. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.
Тема 9. Площади фигур.(2 ч)
Формулы площадей плоских фигур. Формула Герона.
Тема 10. Окружность и круг.(3 ч)
Вписанные и центральные углы. Касательная и секущая к окружности. Вписанная и описанная окружности.
Зачетная работа № 4 (1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата Раздел,
тема учебных занятий Кол-во часов Примечание
1. Числовые выражения
1 Натуральные числа. Делимость чисел. Степень с натуральным показателем. 1 2 Обыкновенные и десятичные дроби. Действия с ними. 1 3 Рациональные числа. Корень из числа. Проценты. Пропорция. Округление чисел. 1 2. Алгебраические выражения
4 Буквенные выражения. Числовые значения буквенных выражений. Действия с многочленами. 1 5 Формулы сокращенного умножения. Квадратный трехчлен. Теорема Виета. Разложение многочлена на множители. 1 6 Действия с алгебраическими дробями. Сокращение дробей. Преобразование рациональных выражений. 1 7 Зачетная работа №1 1 3. Уравнения
8 Линейное уравнение. Квадратное уравнение. 1 9 Решение рациональных уравнений. 1 10 Решение уравнений методом замены переменной, методом разложения на множители 1 11 Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки и алгебраического сложения. 1 4. Неравенства
12 Свойства числовых неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. 1 13 Системы линейных неравенств. 1 14 Квадратные неравенства 1 15 Зачетная работа №2 1 5. Решение текстовых задач.
16,17 Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на части. 2 6. Функции.
18 Понятие функции. Область определения. Графики функций. Свойства функции. Чтение графиков. 1 19 Примеры графических зависимостей отражающих реальные процессы. Использование графиков для решения уравнений и систем. 1 20 Основные функции и их графики. 1 21 Зачетная работа №3 1 7. Геометрические фигуры. Треугольники
22 Углы: прямые, острые, тупые. Смежные, вертикальные углы. Параллельность прямых. 1 23 Биссектрис, медиана, высота их определения и свойства. Виды треугольников. Признаки равенства. Подобие треугольников 1 24 Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. 1 25 Решение прямоугольных треугольников. Теоремы синуса, косинуса. 1 8. Четырехугольники.
26,27 Параллелограмм. Его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб. Трапеция 2 28 Правильные многоугольники 1 9. Площади фигур
29 Площадь и ее свойства. Площадь прямоугольника, параллелограмма, ромба. 1 30 Площадь треугольника, трапеции. 1 10. Окружность и круг
31 Центральный и вписанный угол. Касательная к окружности. 1 32 Окружность вписанная в треугольник и описанная около треугольника. 1 33 Вписанная и описанная окружность правильного многоугольника. Площадь круга. 1 34 Зачетная работа №4 1 Предполагаемые результаты: главным результатом должна стать оценка результативности ОГЭ по математике.
Ожидаемый результат изучения курса:
сформированная база знаний в области алгебры, геометрии;
устойчивые навыки определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания;
умение работать с задачами в нетипичной постановке условий;
умение работать с тестовыми заданиями;
умение правильно распределять время, отведенное на выполнение заданий;
Учащийся должен знать/понимать:
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
решать задания, по типу приближенных к заданиям ОГЭ.
Иметь опыт (в терминах компетентностей):
работы в группе, как на занятиях, так и вне;
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.
.
Литература.
Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2014г.
Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ- 2015. Учебно-тренировочные тесты. Алгебра и геометрия: Учебно-методическое пособие. Ростов -на- Дону: Легион- М, 2015
Попов Н.И., А.Н. Марасанов. Задачи на составление уравнений. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2009г.
Семенова А.Л., Ященко И.В. Математика ОГЭ 3000 задач. Москва Экзамен 2014г.
Интернет ресурсы.